Библиографическое описание:

Жильцова Ю. В., Сорокина И. Р. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.

В современной российской действительности достаточно часто меняются представления студентов о ценностях, в том числе и о ценностях семьи. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития. Семья является основой любого государства, что само по себе имеет абсолютно высокую ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.

Ценность- значимость (полезность, необходимость, желательность и т. д.) для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, других людей [1; с.161].

Говоря о ценностях которые формируются у человека всю жизнь, нельзя не затронуть семейные ценности.

Семейные ценности — явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т.п. [2; с.238]. Основная особенность семейных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В семейных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Формирование семейных ценностей есть важная необходимость. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов. Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Мы провели исследование среди студентов ВлГУ 3 курса факультета психологии, в рамках которого попытались выявить является ли семейная ценность значимой в студенческой среде. Выборка составила 50 человек. Проведенное исследование показало что структуру ценностных предпочтений современной молодежи можно разделить на три подгруппы:

1)                 Первая группа ценностей: работа, общение со сверстниками, досуг;

2)                 Вторая группа ценностей: здоровье, учеба, семья, брак, любовь;

3)                 Третья группа ценностей: религия, общество, страна, среда обитания

Обработанные результаты дали следующие показатели:

1)                 Подавляющее большинство (65,5 %) девушек считает, что наиболее приоритетным на ближайшее будущее является: получить высшее образование, а молодые люди полагают, что приоритетом является (34 %) материальное благополучие.

2)                 У девушек на втором месте материальное благосостояние (19 %)

3)                 Семья занимает третье место как у девушек (14,3 %), так и молодых людей (23 %).

4)                 Общение с друзьями занимает четвертое место как у девушек (1,2 %), так и у парней (14 %).

5)                 Зарегистрированный брак предпочитают подавляющее большинство респонденток 62 %. Менее половины опрошенных парней (46 %) выбрали «церковный и зарегистрированный» брак.

6)                 79 % опрошенных ответили, что приоритетным для вступления в брак является любовь, так же ответило абсолютное большинство респонденток 9 % девушек отметили материальное положение, 7 % социальный статус и 5 % выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «все выше перечисленное» и «ум».

Из полученных результатов следует вывод, что процесс формирования ценностей семьи стоит у студенческой молодежи далеко не на первом месте. Гораздо важнее для них материальное благополучие, получение высшего образования, общение с друзьями. Престиж высшего образование достаточно увеличивается по мере реализации высшей школой потребностей общества в подготовке необходимых специалистов, и сегодня возрастает число студентов, которые уверены, что после окончания учебы в вузе им удастся иметь достойное материальное вознаграждение по выбранной профессии.

Однако, на наш взгляд, необходимо формировать у студентов ответственное отношение к процессу создания семьи и заранее готовить их к такому значимому событию, как образование семьи.

Система мер по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи может включать:

-        Проведение педагогами лекций цикла «О любви и семье», организация бесед на тему «Какой я вижу свою семью», круглых столов, например, на тему «Нравственные ценности семьи», «Моральные психологические основы семейной жизни», «Правильный выбор своего ступника», «Готовность к отцовству и материнству», «О роли семьи в сознании студенческой молодежи», «По вопросам подготовки современной молодежи к семенной жизни».

-        Просмотр фильмов и спектаклей на тему «Формирования ценностей семьи у молодежи» с последующим обсуждением.

-        Встречи с психологами для рассмотрения жизненных ситуаци к примеру на тему «Ранние браки», «Неготовность молодежи к семейной жизни

-        Взаимодействие с юристами по обсуждению проблем на такие темы как: «Статистика браков и разводов» «Проблемы ранних разводов»;

-        Проведение тренингов на темы: «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни», «Подготовка молодежи к семейной жизни», «Формирование семейных ценностей».

Так же мы предлагаем организовать на базе университета клуб, содержание работы которого будет направлено на формирование ценностей семьи у студентов. Примерная последовательность работы такого клуба могла бы быть следующей. Каждому студенту члену клуба «Моя семья» дается задание: разработать свой проект и представить его в форме презентации на конкретные темы, например: «Какой я вижу свою семью», «Кто в семье должен быть главный?!», «Семья по расчету или по любви» и т.д. Создавая свой проект студенты могли бы проанализировать материал по данной проблеме, подобрать возможную статистику, провести свое исследование и представить полученные данные в виде отчета о проделанной работе, что позволит им больше разобраться в проблеме и понять сформированы ли ценности семьи у них.

Анализируя научную литературу по теме исследовательской работы, мы пришли к выводу, что среди молодежи «бытует» искаженное представление о семье, а также существующие проблемы приводят к отрицанию этого социального института. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Уровень развития общества повлиял на отношения между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами молодежи. Социально-экономическая ситуация в стране не способствуют укреплению брачно-семейных отношений. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Семья -это, конечно, хорошо, но семейные ценности формируются у студентов очень долго взаимосвязаны с их целями и приоритетами. Семья является не основной ценностью для молодежи, во главе целей стоит прежде всего получение высшего образования, далее устройство на хорошую работу, продвижение по карьерной лестнице — все это и отодвигает создание семьи во времени.

Таким образом, интеграция в традиционные формы образования инновационных могла бы способствовать формированию у студенческой молодежи семейных ценностей, что возможно в дальнейшем могло бы обеспечить развитие и функционирование сложного компонента в системе общечеловеческих ценностей «Вуз-студент-семья».

Литература:

1.                  Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006. 238 с.

3.                  Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007. — 185 с.

4.                  Лисовский В. Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). — СПб.: Наука, 2003. — С. 67.

5.                  Глоссарий терминов//Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle