Библиографическое описание:

Грива О. В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 23-25.

В статье рассматривается аттракция как социально-психологический феномен и факторы, влияющие на ее формирование. Приведены результаты теоретических и научно-практических исследований величины пространственной близости, а также свойств объекта симпатии как первопричин, детерминирующих аттракцию.

Ключевые слова: аттракция, «эффект близости» как фактор аттракции, свойства объекта аттракции.

Проблема аттракции в качестве социально-психологического феномена стала широко рассматриваться в зарубежной социальной психологии в начале XX века, где начиная с 60-х гг. трансформировалась в специальное направление.

Одно из первых употреблений термина «аттракция» дано в Словаре английского Языка Н. Вебстера от 1828 года (1828 edition of Webster's American Dictionary of the English Language), где указывается на силу притяжения в физическом измерении, которая объединяет людей, сравнивая это с механизмом влечения. Также аттракция определяется как акт привлечения красотой или красноречием (выразительностью языка, ораторским искусством) [4]. Следующее издание от 1913 года Webster's Revised Unabridged Dictionaryрасширяет понятие аттракции до восприятия другого человека как привлекательного, сравнивая термин с очарованием, влечением, шармом [5]. Современный Университетский Словарь Мерриэм — Вебстера 2014 (Merriam — Webster's Collegiate Dictionary, 2014) трактует аттракцию с различных сторон, таких как:

-          Что-то интересное или приятное (то, что люди хотели бы посетить, увидеть, сделать) или человека, вызывающего такое желание;

-          ощущение заинтересованности другим человеком в романтическом или сексуальном контексте;

-          процесс или сила притяжения;

-          личное обаяние;

-          взаимодействие, которое стремится к согласованности и противостоит разъединению;

-          объект, привлекающий внимание, отвечающий вкусам и желаниям других людей [6].

Дается ссылка на первое употребление термина «аттракции» в аспекте притяжения, привлечения — 14 век. Приводится список родственных слов, среди которых «влечение», «очарование», «приманка», «обольщение», «притягательность», «соблазн», «искушение», «привлекательность», «побуждение», «заинтересованность», «убеждение», «любопытство», «взгляд (образ)», «зрелище». А также слов — синонимов: «привлекательность», «сходство», «симпатия между людьми, которых невольно влечет друг к другу». Можно проанализировать, что основной акцент сделан на внешнюю привлекательность при восприятии образа другого человека, что вызывает заинтересованность и влечение к нему.

В отечественной психологии одно из первых определений аттракции встречается в Кратком психологическом словаре от 1985 года, где определяется через «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого» [3, с. 26]. На первый план здесь выходят особенности межличностного восприятия, через оценку личности.

На настоящий момент времени не существует четкого определения термина, несмотря на огромный массив данных и проведенные исследования по данной теме, однако синтезируя часто встречающиеся значения, получаем, что аттракция — это положительная установка на другого человека, воспринимаемого нами как привлекательного, в результате возникает интерес, симпатия, привязанность, появляется дружеское отношение, хотя эмоциональное выражение может варьировать в широком диапазоне чувств: от неприязни и отвращения до любви.

Так как, буквально «аттракция» — это привлечение (притяжение), эмоциональная составляющая является базовой и объект аттракции оценивается в категориях, свойственных аффективной стороне.

По замечанию Л. Я. Гозмана, аттракция — это «частый случай в ряду эмоциональных явлений» [2, с. 13], который может быть рассмотрен с позиции трех аспектов:

-          чувства (например, симпатии, дружеского расположения — аффективный компонент);

-          отношения (как установка при восприятии другого человека, а значит, включает в себя не только эмоциональный, но и мотивационно — волевой, поведенческий компоненты);

-          оценки другого человека (например, как «хорошего», «отзывчивого», «доброго» или «агрессивного» — когнитивный компонент), т. е. может быть проанализирован в контексте социальной перцепции.

Стоит подчеркнуть, что в зарубежной социальной психологии аттракция предстает как установка на партнера, в основе рассмотрения оказываются эмоции и чувства, суждения о другом человеке как объекте внимания (Т. Ньюком, Э. Аронсон, А. Керкофф, Т. Ликкон, Б. Лотт, Д. Игли и др.). В отечественной психологии феномен аттракции рассматривается преимущественно в контексте процесса и закономерностей межличностных отношений на разных этапах развития, как его составная часть (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, Г. М. Бреслав, М. А. Абалакина, А. А. Бодалев, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, В. С. Агеев и др.).

Среди причин, детерминирующих аттракцию, на первое место часто ставят фактор пространственной близости между людьми, называемый «propinquity effect» («эффект близости»). Частота общения и встреч, детерминируют межличностную симпатию (исследования Festinger, Schachter, Back, 1950; Newcomb, 1961; Priest, Sawyer, 1967; Zajonc, 1968; Segal, 1974; Swap, 1977; Bornstein, 1987, 1989, 1992; Griffin, Sparks, 1990; Morenland, Zajonc, 1992; Moreland, Beach, 1992; Rawlins, 1994; Wilmot, Stevens, 1994; Walter, Anderson, Park, 1994; Lea, Spears, 1995; Fehr, 1996; Berscheid, Reis, 1998).

Результаты исследования Л. Фестингера, С. Шахтера и К. Бэка показали, что предпосылкой формирования дружеских отношений служит эффект близости в физическом понимании (65 % студентов Массачусетского технологического института назвали друзьями соседей, проживающих с ними в одном здании общежития, причем 41 % — близкими друзьями посчитали жильцов соседних квартир). Здесь также действует эффект «простого нахождения в поле зрения» («mere exposure effect») — чем чаще мы сталкиваемся с определенным стимулом, тем большая вероятность его позитивной оценки (Э. Бершейд, М. Спаркс, Р. Мориленд, Р. Зайонц и др.). Нарушает это условие только, то, что число встреч с антипатичным стимулом эскалирует неприязнь (В. Свэп).

Проведенный эксперимент Р. Мориленда и С. Бича выявил наличие связи между симпатией и частотой встречаемости стимула. Помощницы экспериментаторов определенное количество раз должны были посещать лекции, не вступая ни с кем в общение, выбрав хорошо видимое другими студентами место в первом ряду аудитории. По окончании эксперимента студентам были предъявлены фотографии присутствующих девушек — большую аттракцию вызвали те участницы, которые большее число раз присутствовали на занятиях.

По Л. Я. Гозману, к первопричинам аттракции следует, прежде всего, отнести внешне наблюдаемые параметры: пол, возраст, конституцию и социально — демографические характеристики (в теории автора данные характеристики относятся к свойствам объекта аттракции). Физическая привлекательность, оценка человека как красивого обеспечивает более высокий статус и популярность среди сверстников (исследования К. Дайон). Как отмечает Л. Я. Гозман, привлекательность может сравниваться с положительным безусловным подкреплением и нести эффект «иррадиации красоты» (Г. Сигал и Э. Аронсон: мнение о красоте мужчины зависит от восприятия внешней привлекательности его спутницы). Существует также определенные установки, относительно оценки внешности и черт характера человека: в исследованиях К. Дайон физически привлекательным людям приписывались положительные личностные характеристики и хорошие жизненные перспективы, работы Е. Бершейд указывают, что восприятие человека «с недостатками» наделяет его различными негативными свойствами и изъянами (стереотип «красивый = хороший; некрасивый = злой»). Хотя и существует принцип выбора более красивых людей (данные К. Дайон, Э. Уолстера, Г. Рэйса, Э. Аронсона), есть также тенденция стремления к партнеру одной степени привлекательности (исследования И. Сильвермана). Как указывает Т. Хастон, наш выбор зачастую определяется характеристиками самооценки и уверенностью в себе как перспективами будущего общения с партнером (прогноз ответной реакции по отношению к себе) — это иллюстрируют данные С. Кислера и Р. Барала: высокая самооценка коррелирует с симпатией к красивым, а заниженная — к большей аттракции к непривлекательным.

Кроме внешности, на степень аттрактивности влияют социальные характеристики: статус, образование, занимаемая должность, профессия. Но при достижении «предела идеальности» индекс аттракции к субъекту убывает. Исследование Э. Аронсона показывает, что высокий уровень компетентности одного может отрицательно сказываться на самооценке другого человека и повышать его степень тревоги, что приводит к уходу от общения; помимо этого, зашкаливающие оценки по положительным личностным свойствам ассоциируются с отрицательными свойствами.

На симпатию к партнеру по общению оказывают большое влияние невербальные особенности поведения, особенно улыбка и открытый взгляд «в глаза» (В. А. Лабунская, Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М.). З. Рубин связывал также аттракцию и степень самораскрытия, которые положительно коррелируют друг с другом (по аналогии с компетентностью, данные компоненты находятся в криволинейной зависимости). Также имеется зависимость аттракции от удачливости, которая иллюстрируется фразой: «победитель всегда прав!» (исследования М. Лернера, Е. Бершейд, Е. Уолстера).

Основываясь на результатах проведенных исследований и наблюдений, нет четких и строгих ориентиров, относительно степени аттрактивности объекта — важным условием является сочетание свойств субъект — субъектного взаимодействия и контекста межличностных отношений между ними. Также необходимо учитывать тот факт, что анализируя эмоциональные отношения как постоянно изменяющуюся структуру, хронологический фактор выступает не только количественным показателем долготы знакомства, но и качественной характеристикой процесса взаимодействия субъектов. Если рассматривать генезис межличностного общения, можно отметить его начало с симпатии, благожелательных чувств к другому; в ходе развития отношений, аффективная сторона может стать амбивалентной (например, после распада отношений), -появится охлаждение к партнеру, ощущение изолированности, враждебности, вплоть до ненависти к человеку. Поэтому компонент времени отражает изменения аттракции и ее детерминант (например, при первом знакомстве основную роль играют социально — демографические показатели и особенности внешности воспринимаемого субъекта, по мере углубления и индивидуализации общения данные характеристики не поддаются точному определению их влияния на специфику взаимосвязи) на каждом этапе развития межличностного взаимодействия.

Литература:

1.        Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.

2.        Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во Московского Университета, 1987. — 176 с.

3.        Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

4.        1828 edition of Webster's American Dictionary of the English Language. — URL: http://1828.mshaffer.com (дата обращения: 07.03.2014).

5.        1913 edition of Webster's Revised Unabridged Dictionary. — URL: http://1913.mshaffer.com (дата обращения: 10.03.2014).

6.        Merriam — Webster's Collegiate Dictionary, 2014. — URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/attraction (дата обращения: 10.03.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle