Библиографическое описание:

Пшеничная В. В. Исследование ответственности как системного качества личности студентов колледжа [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 70-73.

Современный этап развития российского общества особо обострил проблемы личностного развития растущих людей, требуя от психолого-педагогической науки определения оптимальных условий, факторов, механизмов сознательного принятия подростками и юношеством нравственных норм, превращения их в регулятор поведения, отношений с другими людьми.

В обстановке серьезного кризиса, переживаемого сегодня обществом на передний план в ряду других проблем социализации-индивидуализации детей, вышла проблема развития их ответственности как интегрального, структурообразующего качества личности.

Ответственность — один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

С позиции психологического знания ответственность рассматривается как волевое качество личности и регулятор поведения (К. Муздыбаев) [3], напрямую связанное с ценностными ориентациями, морально-ценностными мотивами (К. А. Абульханова-Славская) [1], и уровнем осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию (Л. И. Дементий) [2]. К. Муздыбаев считает, что «социальная ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия». [3, c.18]

В педагогической науке можно обнаружить, что детальное изучение ответственности с одной стороны, это путь к воспитанию данного качества человека, а с другой — диагностика профпригодности к различным специальностям. С этой точки зрения ответственность является не просто одним из свойств личности, а механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность его деятельности.

В связи с этим, актуальной задачей современной педагогической психологии является задача по изучению ответственности у студентов колледжа. Наша цель состоит в теоретическом осмыслении и экспериментальном изучении ответственности как системного качества личности студентов колледжа. Для решения поставленной задачи применялась методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Баженина Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткинда А. М.). Она позволяет получить информацию об: общей интернальности (Ио); интернальности в области достижений (Ид); интернальности в области неудач (Ин); интернальности в семейных отношениях (Ис); интернальности в области производственных отношений (Ип); интернальности в области межличностных отношений (Им); интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

В обследовании принимали участие 96 учащихся коллежа в возрасте от15 до 24 лет, из них 40 девушек и 56 юношей. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГОУ СПО «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» г. Москва. Испытуемые были поделены на группы по следующим критериям:

1.      По возрасту выделено 3 группы:

А — подростковый возраст — 15–16 лет (25 человек);

Б — ранний юношеский возраст — 17–18 лет (45 человек);

В — юношеский возраст — 19–24 года (26 человек).

2.      По гендерному признаку выделено 2 группы:

Г — девушки (40 человек);

Д — юноши (56 человек).

В каждой возрастной группе каждый фактор оценивался по значению — В — высокий, С — средний, Н — низкий.

Тот же принцип применен и при анализе гендерных различий.

Данные полученных результатов представлены в виде диаграмм № 1 и № 2.

Рис. 1. Диаграмма № 1

Анализируя данные диаграммы № 1, можно сделать следующие выводы:

1.                  Для подросткового, раннего юношеского и юношеского возрастов существуют сходства и различия в структуре ответственности.

2.                  Для подросткового, раннего юношеского и юношеского возрастов характерна низкая интернальность в сфере здоровья, в области производственных отношений, в области достижений и в области неудач.

3.                  Для подросткового, раннего юношеского и юношеского возрастов характерен средний уровень интернальности в семейных отношениях.

4.                  Для подросткового и юношеского возрастов характерен высокий уровень интернальности в области межличностных отношений, а для раннего юношеского возраста — средний уровень интернальности в области межличностных отношений.

Рис. 2. Диаграмма № 2

Данные диаграммы № 2 свидетельствуют об отсутствии значимых гендерных различий ответственности.

В контексте данного исследования можно сделать следующие выводы:

1.                 Для подросткового, раннего юношеского и юношеского возрастов существуют сходства и различия в структуре ответственности.

2.                 Для подросткового возраста характерна низкая интернальность в сфере здоровья, в области производственных отношений, в области достижений и в области неудач; средний уровень интернальности в семейных отношения; высокий уровень интернальности в области межличностных отношений.

3.                 Для раннего юношеского возраста характерна низкая интернальность в сфере здоровья, в области производственных отношений, в области достижений и в области неудач, средний уровень интернальности в семейных отношениях и в области межличностных отношений.

4.                 Для юношеского возраста характерна низкая интернальность в сфере здоровья, в области производственных отношений, в области достижений и в области неудач, средний уровень интернальности в семейных отношениях, высокий уровень интернальности в области межличностных отношений.

5.                 Значимых гендерных различий в структуре ответственности не выявлено. И для юношей и для девушек характерна низкая интернальность в сфере здоровья, в области производственных отношений, в области достижений и в области неудач, средний уровень интернальности в семейных отношениях и в области межличностных отношений.

Таким образом, в целом для подросткового, раннего юношеского и юношеского возрастов характерен низкий уровень ответственности. В сфере здоровья, достижений и производственных отношений ответственность имеет низкие показатели, независимо от возраста учащихся. Это объясняется тем, что для студентов колледжа пока не актуальны достижения в производственной сфере, так как их внимание сосредоточено на учебных занятиях. Здоровье в этот период жизни также обычно не доставляет особых волнений, и студент чаще всего не задумываются о будущем самочувствии. Учащиеся колледжа не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Однако, для подросткового и юношеского возрастов характерен высокий уровень интернальности в области межличностных отношений, что свидетельствует о том, что в этих возрастных периодах учащиеся считают именно себя ответственным за построение межличностных отношений. И это неудивительно, так как в подростковом возрасте отношения со сверстниками играю ключевую роль в развитии. А в юношеском возрасте учащиеся уже озабочены поиском будущего спутника жизни.

Данный факт требует пристального внимания и дальнейшего изучения, так как имеет непосредственное значение для психопрофилактической работы. Полученные данные могут быть положены в основу консультативной практики психологов, работающих в образовательных учреждениях, при профотборе, диагностике и развитии ответственности, а также при индивидуализации обучения. Очевидно, что перед современным образованием уже остро стоит вопрос определения путей оптимизации процесса развития ответственности студентов колледжа в условиях образовательных учреждений. Полученные практические результаты были использованы педагогическими работниками колледжей Москвы в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов. Важность проникновения в особенности становления ответственности именно как особого личностного качества обусловливает необходимость ее изучения в период перехода от подросткового к юношескому возрасту, когда происходят коренные изменения в самосознании ребенка. Подростковая ориентация на самопознание постепенно преобразуется в личностное самоопределение, стремление юноши (девушки) осознать себя субъектом общественных отношений, что способствует развитию ответственности как важнейшего качества личности.

Необходимость изучения ответственности как системного качества личности учащихся колледжа несомненна. С одной стороны, это путь к воспитанию ответственности человека, а с другой — диагностика профпригодности к различным специальностям. С этой точки зрения ответственность является не просто одним из свойств личности, а механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность его деятельности.

Литература:

1.      Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.-299с

2.      Дементий Л. И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Вып. 3(23). — С. 264–274.

3.      Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. -240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle