Библиографическое описание:

Сняданко И. И. Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 42-46.

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность. Представлено результаты исследования учебно-профессиональной самоэффективности. Приведены результаты исследования влияния Я-концепции студентов на уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности.

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Results of students’ self-concept research are represented namely with characteristics which refer to student’s image as a subject of educational activity. Notions self-concept, self-efficacy, learning and professional self-efficacy are analyzed. Results of studying and professional self-efficacy are represented. Results of students’ self-concept impact on studying and professional self-efficacy level of development are represented.

Keywords: self-concept, self-efficacy, psychological education, professional activity, educational and professional self-efficacy, student, university

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Образ «Я», «Я»-концепция (от англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [2; 3]. Исходя из этого, можно припустить, что студенты, которые овладевают знаниями, умениями будущей профессиональной деятельности должны иметь представление о самом себе как о субъекте учебной деятельности в университете, как о будущем специалисте.

Процесс обучения студента в высшем учебном заведении это сложный процесс осуществления им учебно-профессиональной деятельности. Исследованием психологических особенностей подготовки к профессиональной деятельности, в частности изучением содержания и структуры профессиональной направленности занималось много отечественных и зарубежных психологов, таких как: Деркач А. А., Дубровицкая Т. Д., Дьяченко Н. Н., Кандыбович А. А., Климов Е. А., Кузьмина Н. В., Сластёнин В. А., Эльконин Д. Б. и многие другие [4].

Целью нашего исследование является изучение отношений студентов, идентификация себя с субъектом учебно-профессиональной деятельности. Можно припустить, что чем больше студент будет осознавать себя как умный, целенаправленный студент, будущий специалист, тем выше будет уровень его учебно-профессиональной самоэффективности.

Понятие самоэффективность было введено Бандурой А. Самоэффективность является одним из главных понятий социально-когнитивной теории Бандуры А., согласно которой психологическое функционирование человека можно описать в терминах беспрерывного взаимодействия трёх групп факторов — поведенческих, когнитивных и факторов окружающей среды. Под самоэффективность Бандура А. понимал чувство собственной компетентности эффективности, а также умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, которое бы соответствовало задачи или ситуации [1].

Исходя из определения самоэффективности Бандуры А., можно сделать вывод о самоэффективности человека в определенной деятельности. Поэтому было введено понятие учебно-профессиональной самоэффективности, как оценка студентами своих способностей в осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Соответственно задачей нашего исследование было установить особенности взаимосвязи представлений студентов о себе («Я»-концепция) с уровнем развития их учебно-профессиональной самоэффективности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе трёх технических университетов Украины. В исследовании принимало участие около 2000 студентов, которые обучаются на более 60 специальностях.

Исследование проводилось с помощью таких методик, как: «Исследование уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов» (Сняданко И. И.), «Мотивация обучения в вузе» (Ильин Т. И.). Исследование «Я» — концепции студентов проводилось с помощью методики «Кто Я?» (Кун М., Макпартленда Т.).

АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов было установлено, что низкий уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности имеет 26,22 % студентов, средний уровень — 48,27 %, а высокий — 25,51 % студентов технических университетов.

В результате исследования Я — концепции студентов, было отобрано только те характеристики, которые характеризовали студентов как субъектов учебной и будущей профессиональной деятельности. Полученные характеристики «Я» было разделены на четыре группы в зависимости от их количества и оценки (позитивной или негативной) (Табл. 1).

Из таблицы 2 видно, что чаще всего у студентов встречается такая характеристика как «Я — студент» (61,7 %), на втором месте (со значительным отрывом) находится характеристика «Я — интеллектуал» (29,6 %) и т. д.

Таблица 1

Результатыраспределенияхарактеристик «Я-концепции» студентов

Я-концепция Характеристики студентов

Номер ранга

распределение в %

Студенты у которых есть характеристика (позитивная)

Студенты у которых отсутствует характеристика

Студенты у которых данная характеристика негативная

Студенты у которых много обозначе­ний одной характеристики

Я-студент

1

61,7 %

38,0 %

0,3 %

-

Я- будущий специалист

5

19,9 %

79,5 %

-

0,5 %

Я-интеллектуал

2

29,6 %

69,9 %

0,3 %

0,2 %

Я — хобби

4

24,6 %

72,7 %

0,7 %

2 %

Я — творческий

7

15,6 %

84,1 %

0,3 %

-

Я-привлекательный

3

28,7 %

70,5 %

0,4 %

0,4 %

Я-ленивый

8

11,9 %

88,1 %

-

-

Я — целенаправленный

6

18,1 %

81,9 %

-

-

Представление студентов о себе как будущем специалисте находится на пятом месте. При проведении методики «Кто Я» студента не было сделано подсказок, какие могут быть характеристики себя, это очень существенная особенность при зачитывании инструкции к методике.

Исходя из результатов оценки студентами себя, можно сделать вывод, что у большинства студентов не сформировано представление о себе как будущего специалиста, а также как умного, творческого и целенаправленного студента.

Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о наличии значительное количество статистически значимых данных между исследуемыми характеристиками Я-концепции и шкалами методики учебно-профессиональной самоэффективности и мотивации студентов к овладению профессией. В данной статье мы не можем представить все графики результатов распределения показателей, но на рисунке 1 можно увидеть общую тенденцию оценки студентов себя как специалистов и уровнем мотивации к овладению профессией (рис. 1).

Из графика (рис. 1) следует, что когда студент осознает себя будущим специалистом, то уровень его мотивации к овладению профессией выше, чем когда он не характеризует себя як будущий специалист. Но когда студент дает много характеристик себя как будущий специалист, то уровень его мотивации к овладению профессией очень низкий (при р≤0,0001).

Рис. 1. Влияние представления студентов о себе как будущих специалистов на мотивацию к овладению профессией (при р≤0,0001)

По результатам исследование влияния характеристик «Я» студентов на уровень учебно-профессиональной самоэффективности за критерием хи-квадрат Пирсона и таблиц сопряженности было установлено значительное количество статистически значимых показателей [5]. Проведем более детальный анализ по каждой шкале методики учебно-профессиональной самоэффективности.

Из таблицы 2 следует, что наличие у студента характеристики себя как умного, интеллектуального человека, влияет на формирование более высокого уровня оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, профессиональной идентификации, чем при отсутствии данной характеристики или при негативной ее оценке.

Таблица 2

Распределение результатов влияния характеристики Я-интеллектуальное на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- интеллектуальное (результаты представлены в %)

позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

негативная характеристика

больше чем одна характеристика

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

31,7*

23,5*

0*

66,7*

средний

40,3*

44,3*

50,0*

33,3*

низкий

28,0*

32,2*

50,0*

0*

Отношение к профессии

высокий

-

-

-

-

средний

-

-

-

-

низкий

-

-

-

-

Профессиональная идентификация

высокий

36,4**

21,2**

0**

33,3**

средний

37,9**

46,6**

25**

33,3**

низкий

37,9**

46,6**

25,0**

33,3**

Научная деятельность по специальности

высокий

38,9 **

27 **

25 **

33,3 **

средний

18,1 **

26,5 **

25 **

33,3 **

низкий

43**

46,5**

50**

33,3**

*- при р<0,05; ** — при р<0,001

Из таблицы 3 следует, что студенты, которые характеризуют себя как творческих личностей имеют более высокий уровень позитивного отношения к будущей профессии, профессиональной идентификации и научной деятельности по специальности, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика или присутствует негативная характеристика себя как творческого человека.

Таблица 3

Распределение результатов влияния характеристики Я-творческое на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- творческое

(результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характерис­тика отсутствует

негативная характеристика

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

-

-

-

средний

-

-

-

низкий

-

-

-

Отношение к профессии

высокий

32,3*

21,1*

0*

средний

38*

47,9*

100*

низкий

29,7*

31*

0*

Профессиональная идентификация

высокий

39,6*

24,1*

0*

средний

37,5*

47*

100*

низкий

22,9*

28,8*

0*

Научная деятельность по специальности

высокий

47, 9*

29,0*

0*

средний

19,3*

25,4*

0*

низкий

32,8*

45,6*

100*

*- при р<0,05

Из таблицы 4 следует, что студенты, которые характеризуют себя как целенаправленные и перспективные имеют высокие показатели позитивного отношения к профессии и профессиональной идентификации, оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, чем студенты, которые не считаю себя целенаправленными, перспективными.

Таблица 4

Распределение результатов влияния характеристики Я-целенаправленный на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- целенаправленный, перспективный (результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

44,8*

30,3*

средний

33,3*

47,6*

низкий

21,9*

22,1*

Отношение к профессии

высокий

37,5***

25,7***

средний

37,5***

52,9***

низкий

25***

21,4***

Профессиональная идентификация

высокий

43,8**

28,3**

средний

32,3**

50,3**

низкий

24**

21,4**

Научная деятельность по специальности

высокий

-

-

средний

-

-

низкий

-

-

*- при р<0,05; ** — при р<0,01; *** — при р<0,0001

Из таблицы 5 следует, что идентификация студентов с образом Я-студент имеет статистически значимую взаимосвязь с шкалами: отношение к профессии, научная деятельность по специальности. А именно, 24,7 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» имеют позитивную характеристику Я-студент; у 19,5 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» характеристику Я-студент отсутствует и зафиксировано 0 % студентов высокими показателями по шкале «отношение к профессии», которые имеют негативную характеристику Я-студент.

Из таблицы 5 также следует, что количество студентов у которых отсутствует характеристика Я-студент больше имеют низкие показатели по шкале «научая деятельность по специальности», чем студентов у которых есть данная характеристика (45,5 % студентов у которых характеристика Я-студент отсутствует, 43,7 % у которых данная характеристика есть и 100 % которые имеют негативную характеристику — имеют низкий показатель по шкале «научая деятельность по специальности»).

Студенты, у которых присутствует характеристика Я-будущий специалист составляют большее количество студентов (37,9 %) с высоким уровнем позитивного отношения к профессии, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика (18,9 %) или студенты у которых больше чем одна характеристика (14,3 %) (Табл. 5).

Статистическое распределение данных (при р<0,05) по шкалам: профессиональная идентификация, научная деятельность по специальности, выше у студентов у которых присутствует позитивная характеристика «Я- будущий специалист» и у которых больше чем одна характеристика «Я- будущий специалист».

Таблица 5

Распределение результатов влияния характеристик Я-студент и Я-будущий специалист на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- студент

Я- будущий специалист

(результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Негативная характеристика

позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Больше одной характеристики

Оценка подготовки к профессиональной

деятельности

высокий

-

-

-

-

-

-

средний

-

-

-

-

-

-

низкий

-

-

-

-

-

-

Отношение к профессии

высокий

24,7**

19,5**

0**

37,9**

18,9**

14,3**

средний

46,1**

42,5**

0**

36**

46,7**

42,9**

низкий

29,2**

38**

100**

26,1**

34,4**

42,9**

Профессиональная идентификация

высокий

-

-

-

34,2*

23,4*

42,9*

средний

-

-

-

37,5*

45,6*

28,6*

низкий

-

-

-

28,3*

31*

28,6*

Научная деятельность по специальности

высокий

30,2*

31,3*

0*

35,7*

29*

57,1*

средний

26,1*

20,8*

0*

18,8*

25,5*

0*

низкий

43,7*

45,5*

100*

45,5*

45,5*

42,9*

*- при р<0,05; ** — при р<0,001

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования влияния Я-концепции студента на уровень его учебно-профессиональной самоэффективности можно сделать следующие выводы:

1.                  Исследование Я-концепции показало, что большинство студенты идентифицируют себя с образом Я-студент, но намного меньше студентов идентифицируют себя с образом Я-интеллектуальное и еще меньше с образом Я- будущий специалист.

2.                  Образ студента, как интеллектуального, целенаправленного будущего специалиста влияет на формирования высокого уровня учебно-профессиональной самоэффективности студента.

3.                  В процессе психологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать влияние представлений студентов о себе на формирование личности будущего специалиста.

Литература:

1.         Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.

2.         Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание / Р. Б. Бёрнс — М., 1989. — 169 с.

3.         Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой / Н. Н. Васильев. — М.: Элитариум: Центр дистанционного образования. — 2009. — 240 с.

4.         Дьяченко М. И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей / М. М. Дьяченко, А. А. Кандыбович. — Мн.: БГУ. — 1993. — 380 с.

5.         Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.

6.         Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — СПб., 1999. — 288 с.

7.         Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная– СПб.: Питер, 2002. — 272 с. (Серия “Мастера психологии”).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle