Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 6908 раз

Библиографическое описание:

Тихомирова, Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности / Ю. М. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 24.04.2024).

В психолого-педагогической литературе накоплен теоретический и экспериментальный материал о феномене психологической готовности человека к разным видам деятельности, сформулировано само понятие, определены содержание, структура, пути формирования психологической готовности и условия, влияющие на динамику и устойчивость ее проявлений. Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: спортивной (Алаторцев В. А., Пуни А. Ц., Ганюшкин А. Д.), педагогической (Горностай П. П., Деркач А. А., Иванова Т. В., Левченко М. В., Разборова Л. Н.), экономической (Вяткин А. П.); психологической готовности детей к обучению в школе (Выготский Л. С., Божович Л. И., Эльконин Д. Б., Князева Т. Н., Кравцова Е. Е.); готовности учащихся будущей к профессиональной деятельности (Матухно Е. В., Рубанова Е. Ю.), внутренней (психологической) боевой готовности сотрудников правоохранительных органов (Столяренко А. М.), готовности человека к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях (Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А., Столяренко А. М.) и т. д. Стоит отметить, что на сегодняшний день понятие «психологической готовности» не имеет, как однозначной трактовки, так и единственно принятого определения.

Согласно энциклопедическому словарю, психологическая готовность есть одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами [7]. Таковыми могут выступать, как личностные особенности (черты характера, тип темперамента и др.), знания, умения и навыки в соответствующей области, так и общая информированность о событиях и их последствиях, уровень подготовленности и др.

Стоит акцентировать внимание, что понятие «психологической готовности» является не просто одним из составляющих, оно занимает центральную позицию во всей структуре готовности к той или иной деятельности в целом [3, с. 119]. По нашему мнению, психологическая готовность является своего рода предпосылкой к эффективному выполнению деятельности, в том числе, конечно же, и профессиональной. По своей сути психологическая готовность есть единство внутреннего настроя на будущую деятельность и иных качеств (личностных, интеллектуальных и др.), необходимых для ее успешного осуществления.

Психологическая готовность является целостным личностным явлением, и для ее понимания необходимо выделить те структурные компоненты, из которых она состоит, чтобы целенаправленно воздействовать на наиболее слабые и недостаточно развитые. В качестве компонентов готовности можно рассматривать мотивы деятельности, психологический настрой, эмоциональное состояние, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также профессионально важные качества личности и профессиональное самосознание, отношение субъекта к этой деятельности. В структуре готовности разные исследователи выделяют различные структурные компоненты, остановимся на их рассмотрении более подробно.

В своих исследованиях М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович описывают следующие структурные компоненты психологической готовности: осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи; осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [2].

А. М. Столяренко в структуре психологической готовности выделяет мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления [6, с. 538].

О. Б. Дмитриева при исследовании проблемы формирования психологической готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности рассматривала психологическую готовность как деятельностную и личностную характеристику субъекта труда, отражающую уровень его развития и потенциальные возможности. В своем диссертационном исследовании автор предлагает теоретическую модель развития психологической готовности инженера к профессиональной деятельности, которая включает следующие структурные компоненты:

а) мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны и т. д.);

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т. д.);

в) операционально-деятельностный (адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов). Согласно автору, представленная теоретическая модель психологической готовности к профессиональной деятельности инженера может рассматриваться в качестве цели, к которой должны стремиться выпускники технического вуза [1].

Т. Б. Крюкова при изучении психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли описывает следующие структурные компоненты данного явления:

а) мотивационный — направленность личности студента к инженерной деятельности в электроэнергетической отрасли, положительное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности (проявляется в: положительном отношении к специальности; стремлении добиться успеха; понимании и осознании важности задач; удовлетворенности избранной специальностью и условиями будущей деятельности);

б) саморегуляционный — умение выдвижения, принятия и удержания цели, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирования действий, необходимых для достижения намеченных целей, сопоставление идеальной картины и полученного результата, готовность отвечать за свои действия и поступки (проявляется в: индивидуальных особенностях планирования целей, моделировании, программировании, контроле и коррекции; волевых качествах; умении брать ответственность на себя);

в) оценочный — внешняя оценка и самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам (проявляется в: успеваемости студентов; стратегии разрешения ситуации оценивания).

Выделение автором компонентов психологической готовности студентов как будущих инженеров к профессиональной деятельности основывается на понимании того, что данная характеристика выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития, характеризуется долговременностью формирования, возникает в результате специально организованного внешнего воздействия в процессе обучения [4].

И. А. Кучерявенко описывает психологическую готовность в неразрывной взаимосвязи с деятельностью. Автор указывает, что это «особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение» [5, с. 62]. Поэтому психологическая готовность включает в себя все составляющие элементы действия, которые необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.

Одним из элементов психологической готовности И. А. Кучерявенко называет осознанную потребность. «Психологическая готовность к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. После человек переходит к реализации появившейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход и полученные результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. Анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности» [5, с. 62]. При этом структура психологической готовности имеет динамический характер и функциональные зависимости между компонентами. Среди компонентов психологической готовности автор выделяет мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный.

В. Ф. Жукова, обобщая многообразные подходы к проблеме психологической готовности к управленческой деятельности, предлагает следующие ее компоненты:

а) мотивационный — включает профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности, а также интерес к ней;

б) эмоционально-волевой — отображает чувство ответственности за результаты деятельности, самоконтроль, моральные принципы, умения управлять действиями, из которых состоит выполнение функциональных обязанностей;

в) ориентировочно-мобилизационный — включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности, требования к личности, мобилизацию внутренних сил к осуществлению деятельности, систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения, способность и возможность управлять своими действиями и состояниями в реальных ситуациях;

г) дополнительные: познавательно-оценивающий(знание о содержании деятельности, о требованиях профессиональных ролей, о структуре своей деятельности, самооценка профессиональной подготовки); операционно-деятельный (владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптация к трудностям, владение способами и приемами процесса анализа, синтеза, сравнения и т. п.); когнитивный или интеллектуальный (конкретное выражение готовности на уровне явления) [3, с. 121].

В этом контексте следует отметить, что, по мнению В. Ф. Жуковой, психологическая готовность есть сложное личностное новообразование, которое возникает и существует посредством взаимодействия вышеуказанных структурных компонентов. Критерием же развития психологической готовности в целом выступает уровень развития ее структурных компонентов.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной психологии отсутствует единая точка зрения относительно структуры психологической готовности к профессиональной деятельности. Разные авторы выделяют различные компоненты готовности человека к деятельности. Во многих исследованиях психологическая готовность к деятельности определяется как сумма разных ее аспектов, а сущность данного явления нередко сводится к простому перечислению структурных компонентов. Однако, очевидно, что целое не равно сумме частей и сам феномен психологической готовности приобретает свойства и качества, отличные от суммы характеристик его структурных компонентов. При этом, как ни парадоксально, но сущность психологической готовности к деятельности может быть раскрыта только с учетом ее структурных компонентов.

Подводя итоги теоретического анализа структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, и обобщая существующие подходы к ее пониманию, на наш взгляд, целесообразно остановиться на следующих слагаемых:

а) мотивационный компонент — включает мотивы деятельности — фактически это есть общий настрой на успешное выполнение деятельности, интерес к ней;

б) познавательный (когнитивный) компонент — включает понимание поставленных задач, знание способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации — фактически это когнитивный анализ ситуации и поиск способов решения задачи;

в) эмоциональный компонент — включает чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление — фактически это общее отношение к деятельности с точки зрения эмоций;

г) волевой компонент — включает способность управлять собой и максимальную мобилизацию собственных сил для реализации поставленных задач;

д) операциональный (операционально-деятельностный) — включает личностные качества и особенности психических процессов, а также умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения деятельности.

В заключение стоит отметить, что все компоненты психологической готовности, какими бы они не были, имеют взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимопроникающий характер, благодаря чему и обеспечивается целостное согласование характеристик человека как личности и субъекта деятельности.

Литература:

1.                  Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Дмитриева Ольга Борисовна. — М., 1997. — 188 с.

2.                  Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.

3.                  Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — № 6. — С. 117–121.

4.                  Крюкова Т. Б. Структурные компоненты психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли [Электронный ресурс] / Т. Б. Крюкова. — 2012. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/ Psihologia/10_102609. doc.htm.

5.                  Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т.2. — С. 60–62.

6.                  Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.

7.                  Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / под ред. Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова. — 2005. — Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Похожие статьи

профессиональная деятельность, мотивационная готовность...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

«Психологическая готовность к деятельности начинается...

профессиональная деятельность, мотивационная готовность, профессиональная готовность, мотив, психологическая готовность

Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Уровень психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности обосновывает возможности индивида в плане саморегуляции профессиональной деятельности, ее структурных компонентов...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Готовность к профессиональной деятельности позволит...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Проблема формирования психологической готовности...

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты...

Особенности формирования компонентов личностной...

В статье рассматриваются основные подходы к определению личностной готовности к профессиональной деятельности. Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Похожие статьи

профессиональная деятельность, мотивационная готовность...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

«Психологическая готовность к деятельности начинается...

профессиональная деятельность, мотивационная готовность, профессиональная готовность, мотив, психологическая готовность

Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Психологическая готовность личности педагога дошкольного...

Уровень психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности обосновывает возможности индивида в плане саморегуляции профессиональной деятельности, ее структурных компонентов...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Готовность к профессиональной деятельности позволит...

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов... психологическая готовность, профессиональная деятельность...

Проблема формирования психологической готовности...

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты...

Особенности формирования компонентов личностной...

В статье рассматриваются основные подходы к определению личностной готовности к профессиональной деятельности. Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.