Библиографическое описание:

Гаджиева У. Б. Формирование и развитие личности в контексте социализации [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 24-26.

Аннотация: статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Ключевые слова: развитие, формирование, воспитание, личность, социализация, социальная активность, общественные отношения, природа человека, творчество, активная жизненная позиция, ответственность, самосознание, инициативность

 Формирование личности происходит в конкретной общественной среде. В каждую эпоху складывается свой тип личности. Возрастающая экономическая самостоятельность в обществе, демократизация повышают спрос на "продуктивные личности" [1, с.56], с их внутренней, глубоко осознаваемой нравственной активностью, позволяющей конструктивно преодолевать противоречие между старым и новым, прошлым и будущим. Такая личность способна к самоконтролю, самодисциплине, естественному проявлению чувств, общественных качеств (ответственнос­ти, инициативности, долга). Исходя из уровня материальных и духовных предпосылок, личность достигает оптимальной реализации своей природы. "Входя в жизнь" человек застает орудия, предметы, всю культуру, созданную опредмеченной деятельностью прошлых поколений, что и составляет объективные условия его будущей деятельности. В рамках этих условий приобретают объективность те разнообразные связи и отношения, образующиеся и существующие в человеческой деятельности. Философская наука дает свое понимание социальной активности, которая объясняется как идейно-нравственная категория, связанная с потребностями личности и ее направленностью на их удовлетворение. В этих целях выдвигается задача подготовки личности ребенка с раннего возраста к жизни в обществе с осознанием своего "Я", с пониманием отношений "общество и Я", "Я" в обществе[2, с.64]. Социализация как естественный процесс начинается с рождения ребенка в результате активного взаимодействия с окружающей действительностью. Вне активности субъекта ни его познание, ни деятельность не могут осуществляться. Поэтому необходимо, чтобы с самого начала жизни такая активность приобретала у детей выраженный социальный характер [7, с.42].

Проблема социальной активности становится все более зримой по мере преодоления технократических подходов к решению социальных проблем. Признание получили в этом плане исследования Л.П. Буевой, Э.В. Ильенкова, И.С.Кона, В.И.Толстых, В.П. Тугаринова, Т.Я. Ярошевского, В.Д.Семенова, А.В. Мудрика, Н.Д.Никандрова и др. На их основе развернуты конкретные философско-социологические исследования.

Вопрос активности личности человека рассматривается в ранних работах К.Маркса, его мысли о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Человек здесь предстает как продукт или объект общественных отношений, т.е. он такой, какова окружающая его социальная среда. В тезисе К. Маркса зафиксирован материалистический подход к теории личности, развиваемый многими философами (И. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций). Утверждалось, что человек при рождении подобен чистой доске (Д.Локк), на которой в последующем оставляет свой след среда. При таком подходе человек отождествляется с наличными социальными отношениями. Но при этом затушевывается активная, деятельная сущность человека, игнорируется влияние биологического фактора.

Другая позиция – биологизация общественной жизни, попытки распространить на развитие общества биологические законы. Такова позиция социального дарвинизма, органической школы Г.Спенсера и других, а также ряда современных авторов-последователей З.Фрейда, К.Лоренца и др. К ним примыкает и современный бихевиоризм, стирающий грань между поведением животных и человека. Так, с позиций американского психолога Б.Скиннера, наука о поведении человека выступает как "часть биологии". Эти концепции не могут быть преодолены путем их соединения. Человек, будучи общественным существом, является частью природы и биологическим существом. Поэтому нередко говорят о "биосоциальной природе" человека [3, с. 26].

Биологическое преломляется через социальное, подчиняется социальному. Основной путь к пониманию природы человека – это его история. Человек, изменяя в процессе труда внешнюю природу, "в то же время изменяет свою собственную природу".

Высшим проявлением социальной активности является творчество, всегда имеющее личностное изменение. Высшие достижения культуры персонифицированы, связаны в нашем сознании с личностью творца, что особенно отчетливо обнаруживается в литературно-художественных произведениях, в научных исследованиях изобретательской деятельности, художественно-изобразительной деятельности. Все сказанное выводит на проблему социализации. Сегодня проблема социальной активности рассматривается в более широком контексте, как проявление человеческой природы, как его сущностная сила [5, с. 23]. Это значит, что социальная активность выступает в качестве феномена всей человеческой культуры. Изучение социальной активности личности на уровне философского анализа, как способа жизнедеятельности, рассматривается с позиций внешнего и внутреннего проявления. Прежние подходы к критерию оценки социальной активности в современной ситуации представляются несколько ограниченными. Активная жизненная позиция в условиях административно-бюрократической системы означала активное исполнение всех предписаний сверху и полное подавление всего, что не соответствует этим предписаниям. Отсюда и цель на воспитание "сознательности", а это неизбежно вело к изменению чувства ответственности, самосознания. Абсолютным критерием, всесторонне отражающим степень развития общества, является сам человек . Первоначально условия жизнедеятельности человека определяют формирование и развитие личностных качеств, потребностей, интересов, целей, поскольку они складываются под влиянием окружающего: идет процесс социализации (В.М.Соколов, А. Бердников, Ф. Светлов, А. Н.Красин, С.С.Батенин и др.). Но человеческое сознание не просто отражает внешнюю реальность, а отражает ее, преломляя через собственную психику, интеллект, личный опыт, систему ценностей и идеалов и здесь источник противоречия между личностью и средой, ее потребностями и возможностями. В определении потребностей и интересов личности воспитание играет важную роль. Поэтому ведущим направлением системы воспитания должно стать формирование самосознания, ответственности, инициативности. В связи с этим интересен определенный вклад дагестанских ученых (Р.М.Магомедов, А.Г.Булатова, Б.М.Багандов, З.Г.Гасанов, М.М.Эльдаров, З.Я.Якубов и др.).

Народная педагогика Дагестана, как неотъемлемая часть педагогического наследия, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности горского труженика, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений и являлась важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека [6, с.34]. Проблема социальной активности сегодня усугубляется тем, что внутренние условия активности потеряли свое приоритетное значение в деятельности, которую длительно ориентировали на внешние установки. Человек перестал быть субъектом своей деятельности. Поэтому сегодня создаются внешние условия, способствующие росту внутренней активности людей.

Таким образом, внешние социально-экономические, политические и другие условия существенно влияют на формирование потребностей и интересов личности, а они в свою очередь, определяют мотивационную основу и сферу социализации личности. Современная ситуация в мире свидетельствует о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, отражающих непосредственно нравственную сущность любой человеческой деятельности. Систему общечеловеческих ценностей индивидуальное сознание воспринимает через понятные и доступные человеку в повседневной жизни морально-нравственные нормы. Деформация последних может привести к искаженному пониманию первых. Нравственные мотивы активности играют ведущую роль в определении личностью целей и средств. В выборе целей определяющую роль играют внутренние условия (потребности, интересы, идеалы, ценности), а на выбор средств оказывают существенное влияние внешние условия бытия личности (материальные, правовые, политические и т.д), и только устойчивая нравственная мотивация деятельности личности будет способствовать адекватному разрешению возникающих здесь противоречий.

Говоря о человеческой активности, мы видим, что она исследуется либо как компонент образа жизни или отдельных социальных групп, или как составная часть в структуре социальных резервов производства. Он обусловлен объективной тенденцией усиленного влияния человеческой деятельности на все сферы жизни общества, а так же теми противоречиям в виде отставания труда человека от потребностей общества.

Сейчас проблемы формирования личностных качеств в профессионально-производственной культуре решаются в контексте совершенствования всех производительных сил, перехода к новому типу производства, этики и эстетики труда вообще, в совокупности с задачами воспитания полноценного человека. Личностное богатство, заложенное, прежде всего в производственно-профессиональной культуре, с ее ведущим компонентом квалификацией, в управленческой деятельности, где проявляются и формируются многие гражданские устои, в том числе и такое ведущее качество, как ответственность – вот важные факторы, где находятся пути преодоления еще имеющейся инерции в формировании активности.

Особенность развития инициативности, ответственности определяется зависимостью личности от существующих отношений. При определенной ситуации, при наличии нерешенных социально-экономических проблем возникает социальная пассивность. Преодоление ее во многом зависит от положительных мотивов включенности человека в деятельность. Позитивные мотивы и осознание значимости своего труда зависят от степени развития личностных качеств, от ее основополагающего качества – мировоззрения. Обобщающим выражением и решающей предпосылкой повышения активности личности выступает формирование заинтересованного подхода к делу, воспитание чувства ответственности, долга. В силу определенных исторических причин обнаруживается диспропорция между развитием составных частей профессионально—производственной культуры. Эта неравномерность снижает активность.

Исследования социальной активности, с какой бы стороны оно ни велось – внешней или внутренней – предполагает обращение к деятельности. В современном мире проблема деятельности встает особенно остро. Среди всех видов деятельности, по мнению М.С.Кагана [4, с. 120], художественная является основополагающей. С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Таким образом, социализация в каждую историческую эпоху своеобразна. В нашу эпоху – это поворот от развития послушной личности к активной.

Вследствие этого и обозначаются проблемы изучения социализации и социальной активности личности с детства, в соответствии с природными задатками индивида.

Литература:

1.                 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений).- М.: МГУ, 1984

2.                 Арефьева Г.С. Социальная активность. – М.: Политиздат, 1974г.

3.                 Глезерман К. К вопросу о понятии «общественное бытие». – «Вопросы философии». 1960, №5

4.                 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.

5.                 Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

6.                 Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (содержание, формы и методы воспитания) / НИИ шк. им. А.А. Тахо-Годи. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

7.                 Мудрик А.В. Социализация //Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle