Библиографическое описание:

Шматова С. А. Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях поликультурной общеобразовательной среды [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 77-79.

В последние десятилетия миграция выдвинулась в ряд важнейших мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. По объему иммиграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, после Германии и США, принимая в среднем за год по 781 тыс. мигрантов.

Миграция на территорию России осуществлялась из всех стран ближнего зарубежья, из горячих точек самой России и из дальнего зарубежья. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, это — проблема социокультурной адаптации, представляющая собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами перемен, культурных различий, изоляции и депривации. Интерес специалистов к теме социокультурной адаптации мигрантов существует уже давно.

Различные ее аспекты исследуются как отечественными, так и зарубежными антропологами, этнологами, культурологами, социологами, демографами, политологами, психологами и педагогами (Гриценко В. В., Зайончковская Ж. А., Лебедева Н. М., Павленко В. Н. Пивовар Е. И., Солдатова Г. У., Стефаненко Т. Г., Сусоколов A. A., Шайгерова JI.A., Шлягина Е. И., Adler P. S., Berry J. W., Bock Р. К., Oberg К., Rack P. H. и др.). И, тем не менее, эта тема недостаточно разработана, особенно в ее прикладном аспекте.

Значительную часть вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования, поскольку именно система образования является ключевым институтом социокультурной адаптации и снижения рисков социальной безопасности региона в целом.

Поэтому особое внимание в процессе адаптации мигрантов должно уделяться детям. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практические разработки в области социально-психологической и психолого-педагогической адаптации детей, подростков и молодежи из семей мигрантов (Лебедева Н. М., Макарчук A. B., Солдатова Г. У., Стефаненко Т. Г., Хухлаев O. E., Шайгерова Л. А., Шарова O. A., Щепина А. И., Джакоба А., Менчан В., Морсе С., Хаммер П., Бэнкс Д., Эсингер Г., Хайнрикс Г., Тамм X., Пачель Д.). Однако как зарубежные, так и отечественные авторы недостаточно внимания уделяют образовательной среде как фактору успешной социокультурной адаптации мигрантов.

Школа ставит перед учащимися сложные условия вхождения детей в новую социальную среду. Социальная среда постоянно изменяется, ужесточая свои требования. Так и образовательное пространство школы оказывает влияние на формирование личности, требуя развития навыков коммуникации учащихся во взаимодействии с новой социальной средой. Школа — является точкой взаимодействия различных субкультур (разнопрофильных, разносоциальных, разновозрастных). В последнее время все чаще школа становится многонациональной, включающей в себя образовательные классы, состоящие из обучащихся, принадлежащих к разным культурам со своими ценностями, культурными традициями, взглядом на мир. У каждого свои средства общения, свой язык, своя организация общества и система контроля. Учащиеся вынуждены активно вовлекаться в ситуации межкультурного общения.

В последнее время к решению проблемы обучения и воспитания детей из семей мигрантов активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интерграция детей мигрантов означает необходимость учёта в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

Педагоги и школьные психологи, администрация школ, сотрудники департаментов образования должны искать оптимальные пути для взаимной адаптации, с одной стороны, принимающего населения, с другой — детей, подростков и молодежи из семей мигрантов с целью создания благоприятной образовательной среды для тех и других.

В соответствии с 78 статьёй Нового закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение образования в Российской Федерации.

По данным социальных паспортов общеобразовательных учреждений города Сургута, в 2013–2014 учебном году в образовательных учреждениях обучается 856 детей из семей мигрантов.

Дети мигрантов в процессе переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых социальных, педагогических и психологических проблем. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. В соответствии с этим в задачи образовательного учреждения входит оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детям мигрантов.

Неуспех и неудачи адаптации в новых социально-психологических условиях детей из семей мигрантов приводят к проблемам социализации личности детей и подростков в поликультурном образовательном пространстве вследствие воздействия на развитие личности подростка неблагоприятных условий социализации, ввиду вынужденной смены постоянного места жительства, смены образовательного пространства. Что может привести к возникновению дезадаптивного поведения подростка, приводящего к проявлению асоциальных поступков, вплоть до криминальных. В связи с этим появление вынужденных мигрантов повышает уровень социальной напряженности в обществе, среди населения возникают ксенофобные установки, страх конкуренции. Что вдвойне затрудняет процесс социализации детей мигрантов в социокультурной адаптации (11). Школьная дезадаптация — это социально-психологическое и педагогическое явление неуспешности ребенка в образовательной среде (обучение, референтная школьная группа, общение с учителями и т. д.), связанное с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями и способностями, соответствующими его возрастному сензитивному периоду, уровню психического развития. При школьной дезаптации ребенок не может найти свое место в школьной среде и быть принятым таким, какой он есть.

Подросток из семьи мигрантов в большей степени, чем его сверстники, живущие в негативной культуре, подвержен риску дезадаптации. Если ребенок обладает такими качествами, как высокая самооценка, экстравертность, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль, смелость и настойчивость, то ему легче адаптироваться в новой среде. Именно поэтому школьному педагогу-психологу представляется важным исследование процесса адаптации детей из семей мигрантов.

Для исследования процесса адаптации детей мигрантов представляем материал по выявлению личностных особенностей социальной адаптации детей мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения.

Предлагаемый материал направлен на диагностику личностных качеств, определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, толерантности, оказывающих существенное влияние на социальную адаптацию подростков — мигрантов.

Данный материал предназначен для педагогов-психологов образовательных учреждений.

Для диагностики социальной адаптации детей мигрантов предлагаем перечень методик:

1.         Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин).

2.         Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан).

3.         Тест Куна «Кто Я?» Тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой)

4.         Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова).

5.         Оценка социально — психологической адаптированности личности Е. В. Змановская «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)»

Данный диагностический материал поможет школьным педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности обучающихся из семей мигрантов. Что является необходимым условием для определения путей оптимизации социальной адаптации обучающихся в поликультурной образовательной среде, а также дальнейшего формирования у них эффективных копинг-стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.

Литература:

1.         Абсалямова А. Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. — Уфа: «Творчество», 1997.

2.         Библер В. С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — с.33–38.

3.         Брюн Е. А. Эко — культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества // «Этническая психология и общество» (под ред. Н. М. Лебедевой), ИЭА РАН, 1997. С. 311–334.

4.         Волков Г. Н. Этнопедагогические заметки.//Советская педагогика. — 1991. — № 9. — С.89–94.

5.         Габуния Г. Г. Программа психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации детей мигрантов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде». М., 2007.

6.         Гуляева А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007.

7.         Данилюк А. Я. Понятие и понимание национальной школы.// Педагогика. — 1997. — № 1. С. 68–71

8.         Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 1999.

9.         Змановская Е. Д. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. 2003г. Электронный учебник/http://lib.rus.ecla/

10.     Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. (с. 32–34)

11.     Солдатова Г. У., Калиненко В. К. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.-200 с.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle