Библиографическое описание:

Крылова М. А., Вальтеран Е. В. Основные тенденции социально-психологической адаптации первокурсников под влиянием фактора мотивации выбора профессии и учебно-профессиональной деятельности [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 51-57.

В статье рассматриваются тенденции социально-психологической адаптации первокурсников вуза. Основным фактором, определяющим эти тенденции, определена мотивация выбора профессии и учебно-профессиональной деятельности. Разграничены понятия адаптации и формы ее нарушения (дезадаптации), а также деформации учебно-профессиональной деятельности студентов (как искаженная форма адаптации, следствие дезадаптации). Выявлено, что студенты с доминирующей познавательной мотивацией чаще проявляют признаки средовой дезадаптации, а как ее следствие — социальную беспомощность. Студенты с преобладающей социальной мотивацией больше ориентированы на общение, при невысоком уровне довузовской подготовки у них появляются признаки содержательной дезадаптации, что в дальнейшем ведет к отчуждению учебного труда, учебному инфантилизму. Лишь гармоничное сочетание мотивов определяет наиболее оптимальное протекание процесса адаптации первокурсников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, мотивации выбора профессии, деформация учебно-профессиональной деятельности.

Изменение политической системы, социально-экономические реформы, экономические и культурные кризисы, нестабильность на рынке труда, сильнейшая зависимость от работодателей привели к изменению базовых ценностей ряда представителей современной молодежи. Некоторые исследователи отмечают, что патриотизм, гражданская позиция, коллективизм и социальная ответственность сменились обособленностью, индивидуализмом, карьеризмом, узким практицизмом. У молодых людей появилась тенденция быть грамотными потребителями, но не создателями, производителями, первооткрывателями.

Возникли новые проявления дезадаптации студентов, отражающие наличие проблем в нахождении ими жизненного и профессионального пути: отчуждение учебного труда (Косырев В. Н. [2]), учебно-профессиональный инфантилизм (Апраксина Н. Д. [1], Утенков А. В. [4],), выученная беспомощность. В связи с этим, необходимо детально изучать, систематизировать, объяснить тенденций адаптационного процесса первокурсников.

В своём исследовании мы исходили из понимания трёхфазной структуры социально-психологической адаптации личности в группе, разработанной А. В. Петровским [3].

Фаза адаптации подразумевает принятие человеком установившихся в группе социальных норм деятельности и общения, индивидуализация — появление индивидуального стиля деятельности или по крайней мере, способов выделения себя из группы и воздействия на неё. Интеграция предполагает достижение определенного баланса между группой и личностью, позволяющей последней найти оптимальный вариант жизнедеятельности, способствующий самореализации и самоутверждению. Очевидно, что при прохождении каждой из указанных фаз адаптационного процесса могут возникать как благоприятные, так и неблагоприятные тенденции. Они могут быть связаны с возрастными индивидуальными особенностями студентов, со спецификой становления учебно-профессиональной деятельности, с межличностными отношениями со сверстниками и со взрослыми, с типовыми сценариями процесса адаптации к новым условиям жизнедеятельности, так и с социальными явлениями, оказывающими влияние на процесс адаптации: с упрочнением отношений наемного труда, с популяризацией идей личного материального благополучия, с главенством индивидуального над коллективным, со спецификой рынка труда в России в целом, и в отдельных регионах.

Основные тенденции адаптационного процесса отражают с одной стороны, степень благополучия (неблагополучия) в становлении субъектности студентов в учебно — профессиональной деятельности, а с другой стороны, меру соответствия их мотивационно-смысловой сферы личности групповым и общественным ожиданиям. В этом случае возможно творческое освоение студентами деятельности, либо её деформация — потеря цели и предмета деятельности.

Наше исследование было проведено на базе педагогического факультета Тверского государственного университета. В нём приняло участие 115 студентов первого курса очной формы обучения. Направление обучения — «Педагогическое образование», профиль — «Начальное обучение». Основными методами и методиками исследования стали: анкета для определения степени выраженности деформаций их учебно-профессиональной деятельности, анкета для определения ведущей мотивации выбора данного направления подготовки и факультета, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, анкета для определения средовой, темповой и содержательной адаптации, контент-анализ сочинений «Моя жизнь в вузе».

Анкетирование мотивации выбора профессии и дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова проведены в начале первого семестра первого курса. Анкетирование выраженности признаков дезадаптации — в начале второго семестра. К этому времени студенты уже знакомы с основными формами организации учебного процесса в вузе: с лекциями, семинарами, коллоквиумами, рейтинговой системой обучения, с новыми формами текущей и итоговой аттестации. Они имеют представление о внеучебной деятельности в вузе и общежитии. В начале 2-го курса был проведён анализ сочинений и изучение выраженности деформаций адаптационного процесса. Студенты уже пережили две сессии, у большинства из них есть общее представление о сущности учебной и общественной деятельности в вузе, они смогли выработать индивидуальный стиль деятельности и общения.

Подбор методов и методик исследования определён положением отечественной теории деятельности А. Н. Леонтьева, согласно которой причины изменений в деятельности следует искать в потребностно-мотивационном блоке личности (мотив определяет деятельность). А также положением о том, что при внешнем сходстве дезадаптации и деформации, дезадаптация является первой ступенью нарушения процесса адаптации, а деформация деятельности — его следствием.

По результатам проведенной диагностической работы была составлена сводная таблица, отражающая следующие характеристики каждого студента:

-          доминирующая мотивация выбора факультета и направления подготовки: 1) познавательная, 2) широкая социальная, 3) узко-личностная, 4) сочетание узко-личностной и познавательной; 5) сочетание широкой социальной и узко-личностной, 6) избегания неудач; 7) сочетание широкой социальной, узко-личностной и познавательной;

-          предпочитаемая сфера деятельности по предмету труда: 1) человек, 2) природа, 3) знаковая система, 4) техника, 5) художественный образ;

-          выраженность деформаций учебно-профессиональной деятельности: 1) деформации отсутствуют, 2) деформации деятельности слабо выражены, 3) деформации деятельности значительно выражены;

-          высокий уровень разных видов дезадаптации: 1) темповая, 2) средовая; 3) содержательная, 4) темповая и средовая, 5) темповая и содержательная; 6) средовая и содержательная, 7) темповая + средовая + содержательная.

Интересны данные диагностики особенностей дезадаптации должников по результатам первой сессии и отчисленных по результатам второй сессии. У 53 % студентов данной группы выявлено сочетание темповой и содержательной дезадаптации, у 24 % — только содержательной, у 12 % — сочетание темповой, средовой и содержательной, у 7 % — темповой, у 4 % средовой.

Частотный анализ показал, то у всех первокурсников наиболее выражена социальная мотивация выбора направления профессиональной подготовки. Так, у 36 % студентов доминирует широкая социальная мотивация, у 20 % — широкая социальная и узко-личностная мотивация. Эта особенность отражается и в их деятельности: такие студенты любят работать в парах и микрогруппах, выполняют интеллектуально трудные задания только при постоянной оценке их деятельности, при рефлексии — насколько понимание изучаемого вопроса позволяет получить одобрение и завоевать авторитет в глазах окружающих. Именно для таких студентов положительным стимулом познавательной деятельности становится демонстрация их успехов перед группой. У 80 % первокурсников с социальной мотивацией учебной деятельности и выбора направления подготовки среди предпочтений разных сфер профессиональной деятельности преобладает сфера «человек». К концу первого семестра у студентов с социальной мотивацией учения (72 %) проявляются признаки содержательной дезадаптации (слабое применение научной терминологии, периодическое невыполнение домашних заданий, списывание, неумение выполнить задание самостоятельно, и как следствие, невысокие рейтинговые баллы), но не (или реже) проявляются признаки средовой дезадаптации. Студенты быстро адаптируются в учебной группе, иногородние чаще оценивают отношения с соседями по комнате в общежитии, как благоприятные, условия жизни в новом городе характеризуют как привлекательные, держащие в тонусе. Они чаще других участвуют в общественной жизни факультета, вуза, общежития — обычно это художественная самодеятельность (студенческие весны, ансамбли, певческие коллективы, оформительские группы, флеш-мобы и т. д.) или спортивные соревнования. У части студентов (12 %) уже к концу первого года обучения проявляется такая форма деформации учебно-профессиональной деятельности, как отчуждение учебного труда, при котором изучаемые учебные предметы характеризуются как ненужные. Участие в общественных мероприятиях они используют для объяснений причин пропусков занятий, невыполнения домашних заданий, К началу второго года обучении эти студенты имеют аттестационные долги и часто попадают под отчисление из вуза.

Познавательная мотивация преобладает у 17 % первокурсников. Это находит отражение в их деятельности: студенты любят решать интеллектуально трудные задания, умеют искать и анализировать нужную информацию, умеют вести диалог с преподавателем, оценивать свои достижения и планировать дальнейшее обучение. У 55 % студентов данной группы преобладают две сферы выбора профессии: «знаковая система» и «человек». Уровень их содержательной адаптации достаточно высок и значимо отличается от сокурсников: многие из студентов данной группы уже на первом курсе участвуют в научных олимпиадах, готовят доклады и презентации на студенческих конференции, пробуют писать тезисы и статьи. Вместе с тем, их средовая адаптация имеет низкий уровень. К окончанию первого курса у таких студентов отсутствуют дружеские отношения с однокурсниками (они в аудиториях сидят отдельно от всех, не берут номера телефонов одногруппников, в случае возникновения сложных ситуаций, за помощью ни к кому не обращаются, соседи по комнате в общежитии оценивают их как индивидуалистов, «домоседов», «ботаников»). В общественных мероприятиях чаще всего (63 % студентов) не участвуют, объясняя отказ большим объёмом домашних заданий, отсутствием времени. Формами деформации учебно-профессиональной деятельности в данном случае, становится социальная беспомощность — особый деструктивный способ адаптации, который характеризуется уменьшением социальных контактов, неспособностью применять полученные знания на практике, выполнять задания коллективно в группе, отсутствием желания в дальнейшем работать по специальности). Аналогичные деформации наблюдались у одной студентки с мотивацией избегания неудач. Но так как студентов с доминированием такой мотивации всего 2 %, то делать выводы относительно тенденций их адаптации нецелесообразно.

Сочетание познавательной и социальной мотивации выбора направления подготовки характерно для 15 % первокурсников. У них скорее проявляется познавательный интерес к заданиям повышенной сложности, самостоятельность мышления при выполнении учебных заданий сочетается с умением работать в группах. Этим студентам нравится организовывать совместную работу, объяснять слабоуспевающим. К концу первого года обучения у этих студентов не наблюдается темповой дезадаптации. Даже те, кто в первом семестре явно не мог приспособиться к новому ритму жизни, к концу года полностью адаптируются. Часто для решения учебных задач, эти студенты объединяются в группы.

Таким образом, мотивация выбора профессии и учебно-профессиональной деятельности во многом определяет основные тенденции социально-психологической адаптации первокурсников. Студенты с доминирующей познавательной мотивацией чаще проявляют признаки средовой дезадаптации, а как её следствие — социальную беспомощность. Студенты с преобладающей социальной мотивацией больше ориентированы на межличностное общение. Очевидно, если уровень их общей довузовской подготовки невысок, у них появляются признаки содержательной дезадаптации, что в дальнейшем ведёт к отчуждению учебного труда, учебному инфантилизму. Лишь гармоничное сочетание мотивов определяет наиболее оптимальное протекание процесса социально — психологической адаптации первокурсников. Указанные тенденции необходимо учитывать тьюторам и психологам вузов при разработке мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации студентов. Работа с мотивационной сферой первокурсников наиболее трудна, но грамотное их сопровождение в адаптационный период — залог их успешного обучения, личностного и профессионального становления в будущем. Ведь хорошо воспитанное и обученное подрастающее поколение во все времена являлось и является основой стабильности общества, гарантом социокульнурного, экономического развития в любой стране.

Литература:

1.                 Апраксина Н. Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 — Москва, 2008. — 23 с.

2.                 Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда студента//Высшее образование в России. –2009. — № 11. — С.138–143.

3.                 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

4.                 Утенков А. В. Психологические детерминанты развития учебно-профессионального инфантилизма студентов педвуза //Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 6. — С. 30–34.



[1] Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, регистрационный номер 10.7081.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle