Библиографическое описание:

Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 116-122.

Детско-родительские взаимоотношения считаются одним из главных факторов развития личности. Полноценное развитие личности ребёнка в семье возможно при благоприятных условиях, которые в свою очередь, зависят от типа детско-родительских отношений, сложившихся в семье. Микроклимат в семье — это основа физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. На сегодняшний день существуют разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса младших школьников. Важно сформировать у детей не только систему знаний, но и сферу познания. Процессы коммуникативной функции и взаимопонимания в семье играют важную роль во взаимодействии компонентов интеллектуальной сферы и развития личности. Изучение детско-родительских отношений в семье и развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 145» г. Красноярска. В экспериментальном исследовании принимали участие 52 учащихся младших классов в возрасте от 8 до 10 лет и их родители. Для эмпирического исследования использовались тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тесты «Творческое мышление» (Туник Е. Е.) и методика Э. Ф. Замбацявичене для исследования словесно-логического мышления. Опишем далее полученные результаты. Результаты исследования словесно-логического мышления младших школьников по методике Э. Ф. Замбацявичене представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели (в %) выполнения субтестов по исследованию словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э. Ф. в группе младших школьников.

Высокий уровень оценки успешности представлен у 50 % учащихся (27 % — IV уровень выполнения заданий и 23 % — III уровень выполнения заданий). Низкий уровень оценки успешности представлен также у 50 % учащихся (42 % — II уровень выполнения заданий и 8 % — I уровень выполнения заданий). Далее рассмотрим данные, полученные с помощью тестов «Творческое мышление» (Туник Е.Е). Результаты исследования мышления (вербальная область) представлены на рисунке 2 и 3.

Рис. 2. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (вербальная область) у младших школьников с низким уровнем словесно-логического мышления

Рис. 3. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (вербальная область) у младших школьников с высоким уровнем словесно-логического мышления

Как видно из представленных результатов на рисунке 2 и 3 в группе младших школьников с высоким уровнем оценки успешности выполнения словесно-логического мышления показатель выполнения вербальной области имеет следующие характеристики: высокий и средний показатель выполнения — 93 % (24 учащихся); низкий показатель выполнения — 7 % (2 ученика). Группа младших школьников с низким уровнем оценки успешности выполнения словесно-логического мышления имеет следующие показатели выполнения вербальной области батареи тестов: высокий и средний показатель выполнения — 14 % (6 учащихся) и низкий показатель выполнения — 86 % (20 учащихся). Результаты диагностики исследования мышления (образная область) представлены на рисунке 4 и 5. В группе учащихся с высоким уровнем оценки успешности выполнения словесно-логического мышления показатель выполнения образной области батареи тестов представлен следующими характеристиками: высокий и средний показатель выполнения — 76 % (20 учащихся); низкий показатель выполнения — 24 % (6 учащийся).

Рис. 4. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (образная память) у младших школьников с высоким уровнем словесно-логического мышления

Рис. 5. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (образная память) у младших школьников с низким уровнем словесно-логического мышления

В группе младших школьников с низким уровнем оценки успешности выполнения словесно-логического мышления показатель выполнения вербальной области батареи тестов определяется следующим образом: высокий и средний показатель выполнения — 61 % (16 учащихся); низкий показатель выполнения — 39 % (10 учащихся). Результаты диагностики родительского отношения (тест А. Я. Варга, В. В. Столин) родителей, дети которых имеют высокий уровень словесно-логического мышления, представлены на рисунке 6.

Рис. 6 Показатели теста-опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) в группе родителей, имеющих детей с высоким уровнем словесно-логического мышления

По шкале «Принятие — отвержение» положительное отношение к ребенку выражено в 20 семьях, что составляет 76 %. Взрослые одобряет интересы ребенка, поддерживают его планы, не испытывают по отношению к ребенку отрицательных чувств. По шкале «Кооперация» в 18 семьях (68 %) родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу. По шкале «Симбиоз» в 10 семьях (38 %) родители стараются быть ближе к своему ребенку, удовлетворяя его основные разумные потребности, в двух семьях (8 %) родители устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, не заботясь о нем. По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в 14 семьях (52) % родители по отношению к ребенку ведут себя авторитарно, задают строгие дисциплинарные рамки и контроль, а в 4 семьях (16 %) контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. По шкале «Инфантилизация» ни в одной семье не выявлено отношения к собственному ребенку как к маленькому неудачнику. В 14 семьях(52 %) родители воспринимают неудачи ребенка случайными и верят в него. Ниже приведены результаты по тесту-опроснику родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина родителей, дети которых имеют низкий уровень словесно-логического мышления. Полученные результаты, представленные на рисунке 7, можно охарактеризовать следующим образом.

Рис. 7 Показатели теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина в группе родителей, имеющих детей с низким уровнем словесно-логического мышления

По шкале «Принятие-отвержение» положительное отношение к ребенку выражено в 4 семьях, что составляет 16 %. Родители одобряют интересы ребенка, поддерживают его планы, проводят с ним достаточно много времени, а в 10 семьях (38 %), родители испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства, считают неудачником, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третируют ребенка. По шкале «Кооперация» в 2 семьях (8 %) родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, в 6 семьях (24 %) родители не проявляют заинтересованности и участия в его делах. По шкале «Симбиоз» в 6 семьях (24 %) родители стараются быть ближе к своему ребенку и удовлетворять его основные разумные потребности, в 8 семьях (30 %) родители устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком. По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в 6 семьях (24 %) родители по отношению к ребенку ведут себя авторитарно, в 6 семьях(24 %) контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. По шкале «Инфантилизация» в 6 семьях (24 %) родители относятся к собственному ребенку как к маленькому неудачнику. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными и он игнорирует их. Только в 2 семьях (16 %) родители воспринимают неудачи ребенка случайными и верят в него и его успехи.

Для получения результата статистической обработки данных мы использовали критерий Фишера. Положительное отношение к ребенку, уважение и признание его индивидуальности, поощрение самостоятельности и инициативы влияют на уровень словесно-логического мышления. Чем выше показатель данной шкалы, тем благополучнее формируется словесно-логическое мышление и вербальная область мышления. Чем ниже показатель данной шкалы, тем менее благополучно формируются познавательные способности ребенка и вербальная область мышления. Исходя из выше сказанного, можно сказать о том, что, семьи, в которых у учащихся высокий уровень словесно-логического мышления и высокие и средние показатели вербального мышления отличаются адекватным отношением к ребенку к такому, как он есть. В семьях, где учащиеся имеют низкий уровень словесно-логического мышления, ребенок воспринимается, как неприспособленный, неудачливый или неразумное существо. Следовательно, для полноценного развития личности, познавательных способностей ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. В младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится учение, появляется еще один значимый взрослый, учитель, но рядом остается ближайшее окружение ребенка, его семья.

Литература:

1.                  Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. — Красноярск, 2004.

2.                  Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2003.

3.                  Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle