Библиографическое описание:

Ковалев А. А. Приоритетные направления для исследования феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 28-33.

Представлено обоснование актуальности развития лидерских качеств молодых офицеров силовых ведомств. На основе анализа основных научных подходов в изучении феномена лидерства были выделены приоритетные направления для поиска сущностных характеристик, педагогических условий развития лидерских качеств молодых офицеров силовых ведомств.

Ключевые слова: лидер, лидерство, руководство, социальная адаптация, деятельность, развитие, личностные качества, компетентность.

Для того что бы стать лидером-руководителем, необходимо постоянно уделять время своему развитию — как профессиональному, так и личностному. Однако большинство офицеров считает, раз уж он является командиром (начальником) — значит уже автоматически лидер. Но ведь авторитет не может быть автоматически приобретен с назначением на руководящую должность. Поэтому наличие статуса руководителя у молодого офицера может дать лишь возможность офицеру стать лидером в воинском коллективе.

Сам термин «лидер», по мнению Ральфа Стогдилла, зародился в английском языке примерно в 1300 году, тогда как термин «лидерство» (leadership) приблизительно в 1800 г.

В англо-саксонской этимологии слово «lead» означает «путь» или дорога. Глагол «leaden» означает путешествовать. Таким образом, лидер — это тот, кто, идя впереди, показывает своим путникам дорогу [5, с.21].

Р. Л. Кричевский при рассмотрении формулировок лидерства и руководства обратил внимание на ряд следующих моментов.

В зарубежной (прежде всего — англоязычной литературе) термин «лидерство», используется в двояком значении: и для характеристики возникающего неформально, преимущественно психологического по своей природе феномена, т. е. собственно лидерства, идля характеристики заданного официально, преимущественно социального по своей природе феномена, т. е. руководства. Вотечественной литературе имеет место вполне определенное разведение терминов «лидерство» и «руководство» в соответствии с закрепленным за каждым из них предметным содержанием: в случае лидерства — преимущественно психологическим, вслучае руководства — преимущественно социальным [6, с. 20].

Особую роль в профессиональном становлении молодых офицеров приобретает процесс адаптации на первой офицерской должности. Этот период является одним из наиболее важных и сложных в жизни и профессиональном развитии офицера.

Социальная адаптация (англ. socialadaptation) — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [1, с. 19].

Современная практика показывает, что выпускники образовательных учреждений силовых ведомств в процессе адаптации сталкиваются с рядом проблем:

-          вхождение в новую социальную среду;

-          достаточно широкий возрастной диапазон сотрудников, находящихся в подчинении;

-          большое расхождение в степени обладания практическими навыками несения службы между выпускниками вуза и прапорщиками, исполняющими служебные обязанности;

-          гендерные различия;

-          различный социальный и национальный состав и др.

Как правило, лидером человек может стать примерно к 30–35 годам, и если лидерские качества не развивать, то они будут угасать, как и все другие способности.

А значит, начиная уже с первого дня службы, находясь на руководящей должности, офицер должен постоянно развивать в себе лидерские качества.

Исходя из этого, можно предположить, что молодому офицеру, для того чтобы стать в воинском коллективе лидером-руководителем, необходимо посредством непрерывного развития, сформированных еще в период обучения в военном институте компетенций, повышать свой уровень профессионализма. Эффективность такого развития напрямую зависит от качества функционирования системы воспитания офицеров. Как отмечает О. Ю. Ефремов, система воспитания офицеров реализуется в двух ключевых направлениях: [3, с. 474]

1.      Совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

2.      Сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Важно отметить, что в современной отечественной лидерологии ученые разделяют два понятия лидерство и руководство. Однако можно предположить, что эта грань имеет достаточно размытые границы. Например, успешному руководству предшествует не только профессионализм в деятельности, но и соответствующие личностные характеристики. Аналогично и лидерству предшествует высокий уровень профессионализма в деятельности, а также определенные личностные качества.

Из этого следует, что профессионализм офицера, как одно из важнейших составляющих лидерства и руководства, заключается как в высоком личностном потенциале, так и в реализации деятельности. Данную связь можно проследить, обращаясь к понятию «составляющей компетентности», представленного в монографии А. А. Вербицкого и М. Д. Илязовой (см. рис.1.) [2, с. 80]

Рис. 1. Составляющие компетентности по А. А. Вербицкому

Ученик Л. С. Выготского советский психолог А. Н. Леонтьев сформулировал определение деятельности следующим образом:

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [7, с. 124].

Сам термин «развитие», в свою очередь, является категориальной составляющей педагогики.

Развитие — процесс становления формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль [3, с. 45].

В соответствии с этим, можно предположить, что любое развитие является следствием деятельности. В процессе становления молодого офицера, благодаря верно скоординированной включенности в деятельность, будут развиваться не только его личностные качества, но и профессионализм, в целом.

Известно, что в процессе деятельности человеку свойственно проявлять и приобретать профессиональные и личностные качества, что, в свою очередь, побуждает общество наделять его определенным статусом. Например, женщина, родившая ребенка, автоматически получает формальный статус матери, а женщину, вырастившую и воспитавшую ребенка, пусть даже не своего, уже общество наделяет этим статусом.

Отсюда следует, что молодой офицер вместе с назначением на руководящую должность уже получает некий формальный статус, но статус фактического лидера-руководителя он сможет приобрести только в процессе служебной деятельности.

Анализ зарубежных и отечественных научных подходов позволил определить основные направления для исследования феномена лидерства молодых офицеров, которые сводятся к следующему.

Во-первых, опираясь на возникшую в рамках персоналистического подхода в некотором роде не состоявшуюся теорию черт, лидер должен обладать определенным набором личностных качеств (черт), однако необходимо учитывать деятельность, осуществляемую группой, характер взаимодействия лидера и последователей, а также немаловажно учитывать условия среды, в которой осуществляется лидерство. Именно поэтому всегда будет оставаться актуальным поиск конкретных черт лидера, зависящих от той или иной деятельности, в которую вовлечен потенциальный лидер.

В связи с этим, взяв во внимание все достижения теории черт, одним из критериев в понимании феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств будет выявление личностных качеств офицеров, учитывая их профессиональную направленность, условия среды, специфику деятельности и т. д.

Во-вторых, согласно ситуационному подходу, лидерство молодых офицеров следует понимать как деятельность в процессе взаимодействия с группой (подчиненными), используя такой набор лидерских качеств, которые будут эффективны в той или иной ситуации. Поэтому будет весьма важным исследовать не только специфику профессиональной деятельности молодых офицеров в процессе их становления, но и учитывать, какое у группы субъективное восприятие и представление об образе лидера.

В-третьих, в рамках поведенческого подхода, где объектом исследований было поведение, исследования акцентировались на выявлении стилей лидерства, а позднее лидерство рассматривали как внутригрупповое взаимодействие между лидерами и последователями.

В 1955 году Р. Стогдилл и С. Шартл предложили рассматривать лидерство не просто как характеристику отдельно взятого индивида, а как результат взаимодействия между личностями, входящими в состав данной группы. В данном подходе лидерство рассматривалось с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов в контексте взаимоотношений с другими членами группы [4, с. 26].

Исходя из этого, лидерство офицеров можно представить как внутригрупповое взаимодействие, обусловленное удовлетворенностью ожиданий последователей поведением лидера. Иными словами, поведенческая окраска, действия, поступки, проявляющиеся в служебной деятельности офицера, должны отвечать ожиданиям коллег, подчиненных и всего воинского коллектива в целом.

В-четвертых, чтобы правильно сформулировать понимание феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств, помимо традиционных, необходимо обратить внимание на новые подходы и современные тенденции в исследовании феномена лидерства. К ним относятся атрибутивная теория или причинно-следственный подход, а также концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера. Изучение феномена лидерства в рамках данных подходов позволит определить доминанту качеств и стереотипов поведения, необходимых молодому офицеру как лидеру-руководителю в процессе становления в зависимости от того или иного организационно-группового пространства, в котором он будет осуществлять служебную деятельность.

В-пятых, сама динамика исследовательских приоритетов отражает интерес ученых к двум составляющим феномена: социальная (руководство) и психологическая (лидерство).

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день интерес конкретно к лидерству существенно снизился и возрос в значительной степени к руководству, это обусловлено тем, что последнее десятилетие мировые потребности в сфере образования акцентируются в основном на качестве подготовки кадров в области бизнеса и армии. Поэтому более углубленное изучение особенностей процесса развития лидерских качеств молодых офицеров в контексте профессионального становления как с позиции личностно-деятельностного подхода, так и с учетом традиционных и современных концепций лидерологии, можно считать одним из наиболее приоритетных направлений для исследования педагогических условий развития лидерских качеств молодых офицеров силовых ведомств на сегодняшний день.

Литература:

1.                      Большой психологический словарь. Сост. и общ.ред. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 475 с.

2.                      Вербицкий А. А. и Илязова М.Д Монография: Инварианты профессионализма проблемы формирования — М.: Логос, 2011. С. 80.

3.                      Ефремов О. Ю. Военная педагогика. — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.

4.                      Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. С. 26.

5.                      Кетс де Врис М. Мистика лидерства. — М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. С.21.

6.                      Кричевский Р. Л. Психология лидерства: Учебное пособие. — М.: СТАТУТ, 2007. C. 20.

7.                      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005. С. 124.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle