Библиографическое описание:

Чернышева Ю. А. Теория и практика марксизма в осмыслении В.Ленина и И.Сталина [Текст] // Вопросы политической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 15-18.



В статье анализируется трактовка марксизма первыми советскими руководителями, эволюция предложенных К.Марксом основных идей и концептов.

Ключевые слова: марксизм, ленинизм, сталинизм, коммунистическая партия

Марксистская философия возникла в 1840-ые гг. в Германии. Ее основателями были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В России марксистская теория появилась в конце XIX века, став ответом на период реакции, начавшийся с 1881 года. Данная общественная теория явилась выразителем интересов пролетариата. Суть эволюции марксизма состоит в разработке и теоретическом обосновании неизбежности освобождения эксплуатируемых классов от гнета капиталистов.

Философия марксизма исследует фундаментальные проблемы положения человека в мире, взаимоотношений людей и сути человека. На осмыслении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и т. д.

В нашей стране на протяжении более чем ста лет марксизм был одним из самых популярных философских учений, а в советский период оказался к тому же и господствующей идеологией. В течение всего советского периода предпринимались попытки пересмотра тех или иных положений учения с целью поиска решений насущных проблем. С конца 1980-х гг. начинается процесс решительного пересмотра признанных ценностей марксизма, а в 1990-ые гг. данный процесс приобретает повальный характер. Господствующее ранее учение получает по сути статус маргинального. Однако этот факт не говорит о том, что марксизм как учение полностью дискредитировал себя, напротив, в условиях переоценки фундаментальных основ общества, марксизм продолжает оставаться актуальным течением философской и политической мысли, приобретающим новых сторонников по всему миру.

В нашей статье мы рассмотрим марксизм в трактовке и практике Владимира Ленина и Иосифа Сталина, обеспечивших укоренение марксизма в качестве официального вектора социально-политического развития СССР.

В. И. Ульянов-Ленин перенимает учение Маркса и Энгельса и старается выполнять его на практике. Дальше он развивает теорию марксизма применительно к условиям многонациональной России. Вслед за Марксом он подчеркнул, что в центре политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе, тесно связал учение с идеологией. На XIV съезде ВКП(б) был озвучен тезис о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, в противовес идее Маркса о том, что революция должна произойти одновременно во всех развитых странах.

Обобщая итоги первых лет социалистического строительства в СССР, В. И. Ленин установил, что переход ряда народов к социализму, минуя капитализм, представляет объективную закономерность общественного развития в эпоху империализма и пролетарских революций. С помощью пролетариата передовых стран, указывал Ленин, отсталые страны могут перейти к советскому строю, минуя капитализм. Непременным условием такого перехода является победа социалистической революции хотя бы в одной или в нескольких промышленно развитых странах. Ф. Энгельс писал: «…когда отсталые страны увидят… как поставить производительные силы современной промышленности в качестве общественной собственности на службу всему обществу в целом, — только тогда смогут эти отсталые страны встать на путь такого сокращенного процесса развития» [1]. Он подчеркивал, что возможность подобного пути относится ко всем странам, находящимся на докапиталистической ступени развития.

Правильность этого положения подтверждалась практикой строительства социализма в СССР, где народы республик Средней Азии, ряда районов Сибири и Севера с помощью других народов Советского Союза создали мощную материально-техническую базу и осуществили глубокие социально-экономические преобразования, создав систему социалистических производственных отношений. В условиях возрастающего влияния мировой социалистической системы, ослабления позиций империализма, крушения колониальной системы значительное число стран, освободившихся от колониального гнета, встало на некапиталистический путь развития. Народы этих стран поняли, что капитализм не в состоянии обеспечить им решение многих научно-технических, а главное, — социально-экономических проблем. Страны, избравшие путь социалистической ориентации, прежде чем перейти к строительству социализма, проходят этап революционно-демократических преобразований. С ростом числа стран, ориентирующихся на социализм, формы и методы этих преобразований становятся все более разнообразными, но это не устраняет общности их основных целей. Они направлены на ликвидацию господства империалистических монополий, местной крупной буржуазии и феодалов, ограничение деятельности иностранного капитала, обеспечение народному государству командных высот в экономике и переход к плановому развитию производительных сил, развитие кооперирования в деревне.

При этом, нельзя не отметить, что социалистический путь многими странами выбирался именно из желания заручиться безвозмездной материальной поддержкой СССР. В условиях ослабления СССР в 1980-е такие политические режимы окажутся в глубоком системном кризисе.

Ленин разработал и воплотил в жизнь идею «партии нового типа» — партии одного класса, партии «профессиональных революционеров», что по сути свело диктатуру пролетариата к диктатуре партии, контролирующей все стороны жизни общества. Также им была разработана национальная политика, одной из целей которой было предоставление права на самоопределение для республик (так и не была реализована).

В условиях применения теории на практике коммунистическая партия вынуждена была уже в 1920-е гг. отказаться от идеи мировой революции. Построение социализма в отдельно взятой стране должно было получить и обновленную идейную базу. Таким образом, ленинизм и сталинизм во главу угла поставят не марксистскую теорию (не отказываясь от нее), но практику собственных нужд СССР.

И. В. Сталин также являлся одним из ключевых теоретиков марксистско-ленинского политического учения. Сталин придерживался идей Ленина, однако его практические шаги, уже после смерти Ленина, кардинальным образом отличались от теории марксизма. Период сталинизма принято связывать с диктатурой партии, нарастанием аппарата управления и появлением профессиональной бюрократии. Идеологическое манипулирование в период 1924–1953гг. использовалось не только против оппонентов и инакомыслящих, а для реализации важнейших государственных целей: индустриализация, коллективизация, защита от внешней угрозы и подавление локальных конфликтов [2]. Все эти цели требовали ужесточения централизации, формирования командно-административной системы в экономике. В результате этого экономика страны была полностью подчинена власти, партия слилась с государством, каждый член общества вливался в идеологизированную иерархию (пролетарские организации, профкомы, движения и т. д.).

Коммунистическая партия в учении Сталина рассматривается как центр всей системы объединений трудящихся. Чтобы легализовать властную иерархию, Сталин ссылается на Маркса — на тезис о диктатуре пролетариата.

Сталин отказывается от идеи постепенного отмирания государства на пути к коммунизму и обосновывает новую теорию государства как концентрированного выражения интересов пролетариата.

Право, по Ленину и Сталину, имеет две стороны. Ленин полагал, что право подчинено идеям пролетарской революции и, соответственно, должно меняться с ее динамикой. Сталин переосмысливает и эту систему. Право приобретает абсолютный характер, но террор и беззаконие становятся обычной политической практикой. Конституция в СССР дополняется системой законов, различных уголовных кодексов, которые становятся юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можно определить как кодификацию произвола и террора.

Сталинская концепция политического развития хоть и основывается на ленинизме, но обладает собственными специфическими чертами. Сталин заимствует у Маркса и Ленина идею о том, что революция есть проекция комплексной модернизации общества и предполагает полную перестройку всех сторон общественной жизни. По Марксу и Ленину, главный субъект этих перемен — пролетариат, тогда как для Сталина — коммунистическая партия, названная авангардом пролетариата.

Ряд исследователей прогнозирует новый виток популярности ленинизма в России. Например, И.Валлерстайн выделяет 4 причины грядущей популярности Ленина в России[3]:

1) Национализм. Ленин в общественном сознании будет представляться великим политическим деятелем, спасшим Россию от глубочайшего застоя, обусловленным закостенелостью имперского правления.

2) Ленина будут почитать как великого продолжателя реформ графа С. Ю. Витте, которому не удалось завершить свои начинания из-за политических препятствий. Реформы Витте и Ленина стали основой российской и советской индустриализации и опорой для качественного улучшения обороноспособности, науки, промышленности, сельского хозяйства, а также роста ВВП и влияния России на ход мирового политического процесса.

3) Ленина будут считать не только модернизатором и западником (стремления Ленина снизить разрыв в развитии между Россией и Западом), но и основоположником развития Азии и стран третьего мира.

4) Ленин оказался первым деятелем в истории России, который на практике остановил спор между западниками и почвенниками, став компромиссом для обеих сторон и предложив собственный путь исторического развития, который бы не уступал западному и при этом учитывал особенности российского менталитета.

Таким образом, и Ленин, и Сталин, основывая свою политику на марксистской теории, на практике, с учетом реального состояния дел, создавали новые концепты, ставшие феноменами общественно-политического развития и базой истории политических учений XX века.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2. Том 03. Москва: Политиздат, 1955, 650 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: ИНФРА-М, 1996–147 С.

3. И.Валлерстайн «Ленин и ленинизм сегодня и послезавтра». «Эксперт» № 1 (735) 27 дек 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle