Автор: Гришина Яна Сергеевна

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Библиографическое описание:

Гришина Я. С. Реторсия: правовое объяснение и мировые примеры [Текст] // Вопросы политической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 25-28.



Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). В настоящее время реторсия стала одним из наиболее применяемых в современной дипломатии. В статье предлагается теоретическая составляющая понятия «реторсия», а также примеры реторсий 21 века.

Ключевые слова: дипломатические отношения, ограничение, ответные меры

Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). Понятие реторсии, как меры воздействия государства, ведет свой генезис от позднелатинского выражения retorsio — ответное действие. Реторсии являются одной из мер политической ответственности государства за совершение недружественных действий.

Таким образом, реторсии представляют собой специфические ограничительные меры, которые использует государства в ответ на противоправные или недружественные действия со стороны другого государства. Как отмечает У. Палванкар, реторсией называют недружественный и даже наносящий ущерб государству акт, однако, по существу законный, совершаемый в ответ на предшествующее действие, которое также могло быть недружественным, но законным или незаконным в соответствии с международным правом [1].

Как отмечает Л. Ю. Шлюндт, реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание властью иностранного государства [2].

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки реторсий:

  1. Реторсии устанавливаются волевым решением государства и не требуют каких-либо согласований с другими субъектами международного права. Данный признак происходит от принципа суверенного равенства государств.
  2. Реторсии всегда являются ответными мерами на недружественные поступки другого государства. Безусловно, во многих случаях, бывает сложно определить, какой именно поступок другого государства является недружественным. Учитывая ранее проанализированный признак субъекта реторсии, само государство устанавливает, какое именно действие другого государства она считает недружественным. В этом состоит принципиальное отличие реторсий от санкций: международно-правовые санкции являются мерой ответственности государства за определенные действия и не связаны с недружественными поступками такого государства по отношению к тому, государству, которое вводит санкции.
  3. Реторсии вводятся вследствие применения норм внутригосударственного права. Данный признак происходит от принципа уважения к внутригосударственному праву, при признании примата международного права. Так как международное право не запрещает введение реторсий, каждое государство имеет право применить внутреннее законодательство для регулирования данного вопроса.
  4. Реторсии хоть и применяются по отношению к гражданам или юридическим лицам, своей целью имеют именно ухудшение положения государства.

Реторсии широко применяются многими государствами, а возможность их применения нашла свое отображение в законодательстве целого ряда государств. Возможность применения реторсий прописана в законодательствах (а конкретно — в гражданских кодексах или специфических законах о международном частном праве) таких государств, как Украина, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Монголия.

Предусмотрены реторсии и российским правом. Так, статьей 1194 ГК РФ установлено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии также могут быть введены изменениями в законодательство [3].

Помимо общегосударственных реторсий, могут применяться и частноправовые реторсии, ярким примером которых является запрет на въезд лицам, пребывание которых на территории РФ нежелательно, что является ответной мерой аналогичного запрета со стороны недружественного государства.

Применение различных видов реторсий за последнее время можно проиллюстрировать Таблицей 1.

Таблица 1

Мировые примеры реторсий

Содержание реторсии

Вид реторсии

Государства (либо лица), против которых вводится реторсия

Причина введения реторсии

Нормативно-правовой акт, которым введены реторсии

«Закон Димы Яковлева» — изменения в законодательство РФ относительно невозможности иностранного усыновления российских детей гражданами США

Публичная

Соединенные Штаты Америки

Так называемый «список Магнитского» — санкции, введенные по отношению к отдельным гражданам РФ Соединенными Штатами Америки, что было расценено РФ как недружественный жест

Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [4]

Запрет на поставку вооружений в Исламскую Республику Иран

Публичная

Исламская Республика Иран

резолюции Совета Безопасности ООН 1970 (от 26 февраля 2011 г., 1929 от 9 июня 2010 г., 1907 от 23 декабря 2009 г., 1844 от 20 ноября 2008 г.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г». [5]

Специальные экономические меры против ряда государств (в т. ч. — относительно запрета на поставку продуктов)

Публичная

Соединенные Штаты Америка, Украина, страны Евросоюза, Япония и другие

Наложение на Россию санкций в связи с событиями 2014 года относительно смены государственной принадлежности Крыма и конфликта на Восточной Украине

Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». [6]

Специальные экономические меры против Турции

Публичная

Турецкая Республика

Сбитый турецким истребителем российский самолет на турецко-сирийской границе в 2015 году

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» [7]

Хотя реторсии затрагивают частно-правовые интересы, природа реторсий публично-правовая, что лишний раз подтверждают ссылки на нормативно-правовые акты, которыми Президент РФ мотивировал свое решение о введении реторсий. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», Президент мотивировал введение реторсий нормами ФЗ «О специальных экономических мерах» [8] и ФЗ «О безопасности» [9].

Хотя Президент РФ прямо не обозначает, какие нормы вышеизложенных законов он использует, статья 4 ФЗ «О специальных экономических мерах» прямо дает Президенту РФ возможность ввести реторсии на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Кроме того, в соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 8 ФЗ «О безопасности», именно Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

В целом же, как справедливо отмечает Н. Ю. Шлюндт, практика применения реторсии незначительна. Исследуемый институт нуждается в преобразовании в соответствии с государственными и частными интересами субъектов права. При этом следует учитывать, что это не регрессная мера, применение которой основано на принципе талиона, преследующая цель спровоцировать вседозволенность иностранного государства по отношению к гражданам другого государства, а соразмерная, пропорциональная по степени тяжести одна из мер справедливости. Таким образом, реторсии являются крайней, но важной мерой восстановления справедливости, введение которой принуждает государство к переговорам и поискам компромиссов в сложных вопросах [10].

Литература:

  1. Палванкар, У. Меры, с помощью которых государства могут выполнить свое обязательство обеспечить соблюдение международного гуманитарного права / У. Палванкар // Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. — М., 1998.
  2. Шлюндт Н. Ю. Понятие реторсий в современном международном праве // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–4 С.876–879
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027
  4. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г». [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2011/03/11/livia-site-dok.html
  6. Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс] режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404
  7. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» [Электронный ресурс] режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50805
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2007/01/10/specmeri-dok.html
  9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
  10. Шлюндт Надежда Юрьевна К вопросу о частноправовых реторсиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32) С.183–191.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle