Библиографическое описание:

Окорокова М. П. Методологическая основа исследования молодежной политики [Текст] // Вопросы политической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 12-15.



В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, методология исследования молодежной политики

Методология любой науки как система определенных принципов, подходов, методов составляют исследовательскую основу науки. Методологию политической науки мы понимаем, как научное направление, изучающее роль и значение, историю и смысл используемых в политической науке методов и подходов. Исходя, из общих методологических принципов при изучении молодежной политики необходимо, прежде всего, исходить из политических категорий «государственная политика», «социальная политика», «государственная молодежная политика», которые позволяют нам выявить все ее составные элементы [1. с.80]. Теоретико-методологические основы исследования молодежной политики дают возможность определить реальное ее состояние в стране и сделать обобщенные выводы и сформулировать новые идеи.

Одним из основных методов исследования молодежной политики выделяется нормативно-ценностный метод, который предполагает соотнесение политических отношений, явлений, процессов с определенными нормативно-ценностными (морально-нравственными, этическими, религиозными, идеологическими) понятиями и ценностями молодого поколения. Данный подход выступает в качестве системообразующего фактора в организации деятельности субъектов молодежной политики и раскрывается как система норм, ценностей, идеалов, регулирующих взаимодействие в политической сфере в целом. Этот подход подразумевает глубокий субъективизм и нередко страдает построением утопических, прожектёрских идеалов в политике.

Еще одним фундаментальным направлением в изучении молодежной политики является системный подход. Данный подход разработан американскими исследователями: Т. Парсонсом, Д. Истоном, Г. Алмондом и др. Системный метод позволяет выделить молодежную политику в качестве самостоятельного предмета изучения, в ходе которой выделяется ее отдельные структурные элементы со своими функциями. Например, молодежную политику можно разделить на подсистемы как по вертикали (федеральная, региональная, муниципальная), так и по горизонтали (государственная, общественная и т. п.). Также анализ основных политических институтов, реализующих молодежную политику, в том числе политических партий, общественных движений, организаций можно рассматривать с точки зрения изучения их как систем с определенными функциями. Продолжением исследований в данном направлении стали работы Г. Алмонда, в котором был представлен структурно-функциональный метод, позволяющий анализировать внутреннее строение системы, взаимосвязь и роль каждого компонента. Этот подход подчеркивает, что при изменении структуры и функций система либо разрушается, либо превращается в другую систему, меняется его смысл. Системный подход позволяет более четко определить место молодежной политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении основных направлений деятельности государства. Таким образом, структурно-функциональный подход освещает ту сторону системного подхода, которая позволяет анализировать внутреннее строение системы, взаимосвязь и роль каждого компонента. Этот подход подчеркивает, что при изменении структуры и функций система либо разрушается, либо превращается в другую систему, меняется его смысл.

Также с системным подходом, структурно-функциональным методом связан институциональный метод. Институциональный подход связывает политическую науку прежде всего с правовыми аспектами жизнедеятельности общества. Мы понимаем политический институт как устойчивые, повторяющиеся, статусные, установленные законом нормы, процедуры, отношения. Поэтому институциональный метод позволяет изучать эти связи и отношения в процессе их зарождения, развития, динамики. Особое внимание институциональный подход уделяет конституционным нормам, правам молодого человека, политическим формам и статусам. Таким образом, институциональный метод дает возможность сделать целостный анализ генезиса и развития политических институтов, реализующих молодежную политику, не отрывая их в то же время от общего контекста политической системы. Недостатком системного подхода является недооценка индивидуальных факторов в политике, межличностных конфликтов, психологического фактора, которыми насыщена политическая сфера, кризисные ситуации. Индивид, личность, как и другие участники политического процесса, в том числе и молодые люди, в политической системе, рассматриваются как акторы, т. е. исполнители функций, играющих определенную роль в рамках данной системы.

Системный, т. е. целостный взгляд на политику позволил активно внедрить в политическую науку сравнение. Он дает возможность выявить тождество, общее и особенное, сделать объективный прогноз будущих событий. Его методологическая сущность состоит в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Например, рассмотрение процесса формирования и становления молодежной политики в регионах России помогает выявлять как общие черты ее развития, так и особенности его проявления в развитии регионах страны. Это позволяет использовать положительный опыт реализации государственной молодежной политики, в частности регионе. В целом надо отметить высокую значимость сравнительного метода в плане научной верификации и объективности.

Большое влияние на исследование проблем молодежной политики оказал социологический метод, который предполагает выяснение всесторонней зависимости молодежной политики от общества, от его социально-экономического состояния. Данный метод позволяет понять социальную направленность принимаемых решений в реализации молодежной политики, показывает закономерность связей и взаимовлияние молодежной политики и всех других сфер жизни общества.

Применение антропологического метода в исследовании молодежной политики очевидна и связано с обращением к роли личности молодого человека как биосоциопсихологического существа в обществе. Антропологический подход стал применяться в политической науке с середины ХХ века на основе разработок социоантропологов. Антропологизм в политической науке опирается на гуманистические представления о человеке, на представление о незыблемости естественных прав человека и равенстве людей не зависимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Чем возрастает роль молодежи в развитии общественных отношений, тем шире применяется антропологический подход. При этом на первый план выдвигаются особенности интересы, признаки молодого человека как биологического вида и члена общества (национальный характер, темперамент, особенности психики и т. д.). Однако антропологический подход практически исключает возможность прогнозирования в политике, так как не позволяет приходить к четким и однозначным выводам, кроме того, в определенной степени детализирует анализ политического процесса, уводя внимание от обобщений.

С развитием психологической науки, и в первую очередь такого ее раздела как социальная психология, связано введение психологического подхода в политическую науку, который стал основой анализа политического поведения молодежи, как отдельных молодежных лидеров, так и молодежных объединений, организаций. Данный метод позволяет изучить психологические мотивы участия молодежи в политических процессах, образы политических лидеров в сознании молодых людей, политические технологии и методы воздействия на молодое поколение и т. д. Применение психологического подхода актуально при изучении основных механизмов политического поведения молодых людей, в том числе и субъективных, их темперамента, интеллектуальных способностей, индивидуальных черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций, роли подсознательных факторов в политическом участии молодежи, особенно актуальными они становятся в период проведения избирательных кампаний.

С антропологическим и психологическим методами тесно связан бихевиористский метод в исследовании молодежной политики. Он исходит из представлений о значимости индивидуального поведения каждого человека, его поведенческих реакций. В этом плане общественное поведение, общественная реакция понимается бихевиоризмом как сумма индивидуальных поведенческих актов. Отсюда и необходимость изучения поведенческих реакций отдельных людей и общества в целом. В основе поведения человека, по мнению сторонников бихевиоризма, лежат психологические мотивы. В целом, образуется цепная реакция между мотивами и поведением, которые находятся в строгой причинно-следственной связи. С точки зрения бихевиоризма, в основе политического поведения молодежи лежит мотив, побуждающий его к действию. Наиболее важными мотивами считаются интересы. Эту цепную реакцию можно изобразить в виде формулы «S — R», где S — это стимул, мотив поведения, а R — поведенческая реакция молодого человека. Одним из основных пробелов бихевиоризма является отсутствие в выше указанной формуле промежуточного звена между стимулом и реакцией, которая мы можем называть эмоцией, чувством, морально этической оценкой. Бихевиористами как бы опускается сам факт того, что молодой человек является духовным существом со сложным внутренним миром. На один и тот же стимул и даже более широкий мотив у разных людей может наблюдаться различная поведенческая реакция. Таким образом, формула скорее могла бы выглядеть как: «S — F — R», где F — это эмоция, чувства, оценка.

Наряду с рассмотренными выше методами используются методы эмпирических исследований. Они представляют собой способ получения первичной информации. Активное использование эмпирических методов было вызвано объективной необходимостью изучения политического поведения, политической культуры молодежи с ростом их участия в политике с начала ХХ века. К этим методам относятся использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, лабораторный эксперимент, деловые игры, наблюдение и др. Например: метод контент-анализа позволяет определить уровень политической активности молодежи; статистически метод используется с целью сопоставления и выявления положения молодежи в социально-политической системе и т. д.

Все это многообразие подходов и методов политической науки, используемых при исследовании молодежной политики со всеми их достоинствами и недостатками свидетельствует: о том, что познание сути политических явлений и процессов в сфере молодежной политики не может быть одномерным и однолинейным. Необходимо учитывать и использовать все богатство накопленной методологии, чтобы знания могли давать практическую и целенаправленную отдачу.

Особое значение это имеет в современной, реформируемой России при изучении политических позиций подрастающих поколений, поскольку от их позиций будет зависеть будущее страны.

Литература:

  1. Меркулов П. А. Методология изучения государственной молодежной политики — приглашение к дискуссии // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2012. № 4(23). С. 79–82.http://elibrary.ru/pic/1pix.gif
  2. Тарасов А. В. Теоретические основы изучения государственной молодежной политики // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/1 (82). С. 161–168.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle