Автор: Ба Алави Мурад Мохаммед

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Библиографическое описание:

Ба Алави М. М. Йеменский диалог в Кувейте: надежды и перспективы [Текст] // Вопросы политической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 21-23.



Когда было объявлено о проведении диалога между легитимным правительством Йемена, с одной стороны, и движением Ансар Аллах «Хуситы» и их союзниками с другой стороны в Кувейте 21 апреля 2016 г., появились признаки по разрешению йеменского кризиса политическим путем в свете разговоров о инициативах политических и дипломатических усилий нескольких сторон в регионе.

Мирные переговоры, которые начались в Кувейте при посредничестве спецпосланника Генсекретаря ООН Исмаил Ульд Шейх Ахмед дали проблеск надежды на мир, а также на прекращение боевых операций в Йемене. Йеменцы полагаются на передовые усилия Кувейта по решению вопросов, касающихся внутренних проблем арабского мира и решение конфликтов. Стоит отметить, что во время войны 1979 г. между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемена именно кувейтские дипломатические усилия привели к проведению конференции на высшем уровне в Кувейте 30 марта 1979 года между президентами ЙАР и НДРЙ Абдель Фаттах Исмаил и Али Абдалла Салех в то время, результатом конференции стало соглашения о прекращении конфликта между двумя странами, а также были предприняты меры для достижения Единства на основе слияния и объединения двух народов [1].

До проведения диалога в Кувейте участники йеменского кризиса провели конференцию 16 июня 2015 г. в Женеве с целью собрания делегации, представляющая легитимного правительства, и другая делегация, представляющая Ансар Аллах «Хуситов» и их союзников из партии Всеобщего Народного Конгресса для решения борьбы за власть в Йемене.

На этой конференции Хуситы отказались вести диалог с правительством президента Абед Раббо Мансур Хади, и призвали к диалогу напрямую с Саудовской Аравией, которая ведет военные операции против них и их союзников. В связи с этим, президент Йемена объявил, что обсуждение с Хуситами и их союзниками в Женеве будет ограничено в резолюции 2216 Совета Безопасности ООН, призывающей вывести вооруженных сил Хуситов из областей, которые контролируют [2]. И уже 19 июня 2015 г. тогдашний министр иностранных дел Йемена Рияд Ясин объявил о том, что переговоры завершились без достижения какого-либо соглашения: «к сожалению, делегация Хуситов не позволила нам добиться реального прогресса, как мы ожидали. Неспособность достичь ожидаемого успеха не означает, что мы потерпели неудачу, усилия будут продолжены, чтобы найти мирное решение кровавого конфликта в Йемене», — говорил бывший министр иностранных дел Йемена [3].

Ситуация в Йемене вызывает серьезную обеспокоенность на региональном и международном уровнях. Обстановка в стране продолжается оставаться взрывоопасной, в ООН признавались, что возлагают на переговоры большие надежды. Многие специалисты характеризуют встречу конфликтующих сторон в Кувейте как исторический шанс для достижения решения по урегулированию йеменского кризиса и поставить страну на путь экономического роста, а также для сохранения Йемена как единого государства, хотя существуют сомнения поэтому поводу. В связи с этим, южные провинции продолжают призывать к отделению от севера и восстановления Народной Демократической Республикой Йемена, существовавшая до объединения с Йеменской Арабской Республикой 22 мая 1990 г. Необходимо подчеркнуть, что культура насилия на сегодняшний день не подходит и не может соответствовать требованием граждан 21 века. Йеменское поколение, вышедшие на улицах Саны в течение нескольких месяцев требовали изменений — изменения к современности, а не в прошлое [4].

Мы считаем, что стороны, участвующие в переговорах в Кувейте, должны понимать, что Йемен, возможно, не сможет остаться прежним на политической карте в случае продолжения боевых действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям, в первую очередь расколу общества, поэтому необходимо использовать нынешнее внимание региональных и международных сообществ для спасения страны от полного краха. Стоит отметить, что результатом этой войны стало активизацией деятельности радикальных групп, которые используют хаос в стране для расширения и распространения своих идеологий.

Трудности, с которыми сталкиваются участники переговоров, — существование двух разных виденийкак у руководства легитимного правительства, так и у движения Ансар Аллах «Хуситы», что требует полных усилий Организации Объединённых Наций и международного сообщества в разрешении конфликта в Йемене. Одним из серьезных разногласий между Хуситами и легитимным правительством является то, что Хуситы считают конституцию первым источником на который нужно ссылаться для устранения конфликта, в то время как легитимное правительство первым источником считает резолюцию Совета Безопасности ООН 2216 как способ разрешения йеменского кризиса.

Еще одной немаловажной и принципиальной причиной разногласия для Хуситов является формирование консенсусной власти, в то время как йеменское правительство призывает Хуситов вывести свои вооруженные формирования из столицы Йемена Саны и передать занятые ими территории законным властям страны, а также сложить всё дополнительное оружие, захваченное у воинских подразделений и органов безопасности, включая ракетные системы, и только в следствии этого можно приступить к мерам по укреплению доверия. Однако, Хуситы выразили свою готовность передать захваченную территорию и оружие только «совместному комитету», который назначается «консенсусной властью» и определяет его работу и срок, (если это будет сочтено всеми сторонами), иначе оружие остается в руках Хуситов [5].

Таким образом, можно сказать, что радикальное различие в видениях между сторонами конфликта в Йемене может усложнять процессы переговоров, что пристально наблюдается в последнее время. Спустя полтора месяца, участники переговоров не могут достичь серьезных результатов. Единственным достижением этих переговоров, с момента начала 21 апреля является договор о формировании трех комитетов (безопасности, политический, гуманитарный), им поставлены задачи обсуждения пяти пунктов, вытекающих из резолюции 2216 (выпущен в 2015) Совета Безопасности ООН — первое, вывести вооруженные формирования Хуситов и их союзников из городов, контролируемых с последнего квартала 2014 года, и в том числе из столицы Сана. Второе, вернуть тяжелые оружия государству. Третье, восстановление государственных учреждений. Четвертое, решение вопросов политических заключенных и похищенных, а также военнопленных. Пятое, рассмотреть шаги по возобновлению политического процесса [6].

Профессор политологии и политический исследователь Фейсал Аль-Хузайфи отмечает, что план Хуситов был захватить власть, поэтому не следует ожидать, что они готовы вернуть захваченную власть. Но как правило, при длительных и изматывающих конфликтов в свете иностранного вмешательства, стороны конфликта подлежат урегулированию, не зависимо от взглядов тех или иных сторон, поскольку из-за истощения и трудность решимости такого вида урегулирования может стать одним из предложенных вариантов [7, с. 10].

Другой исследователь и политический аналитик Заед Жабир пошел дальше и подчеркнул, что Хуситы, контролирующие государственные учреждения и ряд провинций, не могут разумом и логикой передать легитимному правительству мирным способом или даже путем переговоров то, что правительство не могло отобрать у них военным способом в течении года. «Поэтому я считаю, что переговоры потерпят неудачу, и война продолжится до тех пор, пока не изменится баланс сил на земле в пользу той или иной противоборствующей стороны» — говорит аналитик [7, с. 10].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, на столе переговоров обсуждаются сложные темы и вопросы, накопленные в период более чем за год войны и конфликтов, а следовательно, потребуется много времени для их рассмотрения и обсуждения. Необходимо также упомянуть, что полностью отсутствует доверие между сторонами конфликта и это создает озабоченность между ними. Результатом стало то, что прогресс идет медленно и очень осторожно. Мы полагаем, что каждый должен понимать, что переговоры не увенчаются успехом если все участники не будут идти на равные уступки и не предпринимают серьезные шаги к осуществлению мира.

Литература:

  1. Мохаммед М. Ибрагим, Историческое восстановление кувейтской роли в пути йеменской единства // газета аль-Саура (Единство), Специальное выпуск к 26 Национальному дню. 22 мая 2016 г. № 18812. С. 4–5.
  2. Йемен: Хути отвергают диалог с «незаконным правительством» и требует диалога с Саудовской Аравией // France24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://f24.my/1ekplAw (дата обращения 22 мая 2016). На арабском языке
  3. Министр иностранных дел Йемена заявляет об окончании мирных переговоров в Женеве без достижения согласования // France24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://f24.my/1dOef5Q (дата обращения 22 мая 2016). На арабском языке
  4. Аль-Румейхи Мохаммед, Йеменские переговоры в Кувейте: подоплеки и дорожки // Исследовательский центр Аль-Джазира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studies.aljazeera.net/ar/reports/2016/04/160420104133327.html# (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  5. Аднан Хашим, Анализ видения йеменского правительства и делегация путчистов в ходе переговоров в Кувейте // Yemen-press [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yemen-press.com/news-print72787.html (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  6. Йеменские стороны приблизились к достижению договоренности о принципах всеобъемлющего соглашения // alkhaleejonline [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klj.onl/Z1Xxbbf (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  7. Аль-Хемади Халед, Неистовая гонка между усилиями по достижению мира и военными решимости, и широкое ожидание провала переговоров Кувейта // Al-Quds Al-Arabi. Год 28, вып. 8480, 30.05.2016. — С. 10

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle