Йеменский диалог в Кувейте: надежды и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 14.06.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Ба Алави, Мурад Мохаммед. Йеменский диалог в Кувейте: надежды и перспективы / Мурад Мохаммед Ба Алави. — Текст : непосредственный // Вопросы политической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/200/10734/ (дата обращения: 24.04.2024).



Когда было объявлено о проведении диалога между легитимным правительством Йемена, с одной стороны, и движением Ансар Аллах «Хуситы» и их союзниками с другой стороны в Кувейте 21 апреля 2016 г., появились признаки по разрешению йеменского кризиса политическим путем в свете разговоров о инициативах политических и дипломатических усилий нескольких сторон в регионе.

Мирные переговоры, которые начались в Кувейте при посредничестве спецпосланника Генсекретаря ООН Исмаил Ульд Шейх Ахмед дали проблеск надежды на мир, а также на прекращение боевых операций в Йемене. Йеменцы полагаются на передовые усилия Кувейта по решению вопросов, касающихся внутренних проблем арабского мира и решение конфликтов. Стоит отметить, что во время войны 1979 г. между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемена именно кувейтские дипломатические усилия привели к проведению конференции на высшем уровне в Кувейте 30 марта 1979 года между президентами ЙАР и НДРЙ Абдель Фаттах Исмаил и Али Абдалла Салех в то время, результатом конференции стало соглашения о прекращении конфликта между двумя странами, а также были предприняты меры для достижения Единства на основе слияния и объединения двух народов [1].

До проведения диалога в Кувейте участники йеменского кризиса провели конференцию 16 июня 2015 г. в Женеве с целью собрания делегации, представляющая легитимного правительства, и другая делегация, представляющая Ансар Аллах «Хуситов» и их союзников из партии Всеобщего Народного Конгресса для решения борьбы за власть в Йемене.

На этой конференции Хуситы отказались вести диалог с правительством президента Абед Раббо Мансур Хади, и призвали к диалогу напрямую с Саудовской Аравией, которая ведет военные операции против них и их союзников. В связи с этим, президент Йемена объявил, что обсуждение с Хуситами и их союзниками в Женеве будет ограничено в резолюции 2216 Совета Безопасности ООН, призывающей вывести вооруженных сил Хуситов из областей, которые контролируют [2]. И уже 19 июня 2015 г. тогдашний министр иностранных дел Йемена Рияд Ясин объявил о том, что переговоры завершились без достижения какого-либо соглашения: «к сожалению, делегация Хуситов не позволила нам добиться реального прогресса, как мы ожидали. Неспособность достичь ожидаемого успеха не означает, что мы потерпели неудачу, усилия будут продолжены, чтобы найти мирное решение кровавого конфликта в Йемене», — говорил бывший министр иностранных дел Йемена [3].

Ситуация в Йемене вызывает серьезную обеспокоенность на региональном и международном уровнях. Обстановка в стране продолжается оставаться взрывоопасной, в ООН признавались, что возлагают на переговоры большие надежды. Многие специалисты характеризуют встречу конфликтующих сторон в Кувейте как исторический шанс для достижения решения по урегулированию йеменского кризиса и поставить страну на путь экономического роста, а также для сохранения Йемена как единого государства, хотя существуют сомнения поэтому поводу. В связи с этим, южные провинции продолжают призывать к отделению от севера и восстановления Народной Демократической Республикой Йемена, существовавшая до объединения с Йеменской Арабской Республикой 22 мая 1990 г. Необходимо подчеркнуть, что культура насилия на сегодняшний день не подходит и не может соответствовать требованием граждан 21 века. Йеменское поколение, вышедшие на улицах Саны в течение нескольких месяцев требовали изменений — изменения к современности, а не в прошлое [4].

Мы считаем, что стороны, участвующие в переговорах в Кувейте, должны понимать, что Йемен, возможно, не сможет остаться прежним на политической карте в случае продолжения боевых действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям, в первую очередь расколу общества, поэтому необходимо использовать нынешнее внимание региональных и международных сообществ для спасения страны от полного краха. Стоит отметить, что результатом этой войны стало активизацией деятельности радикальных групп, которые используют хаос в стране для расширения и распространения своих идеологий.

Трудности, с которыми сталкиваются участники переговоров, — существование двух разных виденийкак у руководства легитимного правительства, так и у движения Ансар Аллах «Хуситы», что требует полных усилий Организации Объединённых Наций и международного сообщества в разрешении конфликта в Йемене. Одним из серьезных разногласий между Хуситами и легитимным правительством является то, что Хуситы считают конституцию первым источником на который нужно ссылаться для устранения конфликта, в то время как легитимное правительство первым источником считает резолюцию Совета Безопасности ООН 2216 как способ разрешения йеменского кризиса.

Еще одной немаловажной и принципиальной причиной разногласия для Хуситов является формирование консенсусной власти, в то время как йеменское правительство призывает Хуситов вывести свои вооруженные формирования из столицы Йемена Саны и передать занятые ими территории законным властям страны, а также сложить всё дополнительное оружие, захваченное у воинских подразделений и органов безопасности, включая ракетные системы, и только в следствии этого можно приступить к мерам по укреплению доверия. Однако, Хуситы выразили свою готовность передать захваченную территорию и оружие только «совместному комитету», который назначается «консенсусной властью» и определяет его работу и срок, (если это будет сочтено всеми сторонами), иначе оружие остается в руках Хуситов [5].

Таким образом, можно сказать, что радикальное различие в видениях между сторонами конфликта в Йемене может усложнять процессы переговоров, что пристально наблюдается в последнее время. Спустя полтора месяца, участники переговоров не могут достичь серьезных результатов. Единственным достижением этих переговоров, с момента начала 21 апреля является договор о формировании трех комитетов (безопасности, политический, гуманитарный), им поставлены задачи обсуждения пяти пунктов, вытекающих из резолюции 2216 (выпущен в 2015) Совета Безопасности ООН — первое, вывести вооруженные формирования Хуситов и их союзников из городов, контролируемых с последнего квартала 2014 года, и в том числе из столицы Сана. Второе, вернуть тяжелые оружия государству. Третье, восстановление государственных учреждений. Четвертое, решение вопросов политических заключенных и похищенных, а также военнопленных. Пятое, рассмотреть шаги по возобновлению политического процесса [6].

Профессор политологии и политический исследователь Фейсал Аль-Хузайфи отмечает, что план Хуситов был захватить власть, поэтому не следует ожидать, что они готовы вернуть захваченную власть. Но как правило, при длительных и изматывающих конфликтов в свете иностранного вмешательства, стороны конфликта подлежат урегулированию, не зависимо от взглядов тех или иных сторон, поскольку из-за истощения и трудность решимости такого вида урегулирования может стать одним из предложенных вариантов [7, с. 10].

Другой исследователь и политический аналитик Заед Жабир пошел дальше и подчеркнул, что Хуситы, контролирующие государственные учреждения и ряд провинций, не могут разумом и логикой передать легитимному правительству мирным способом или даже путем переговоров то, что правительство не могло отобрать у них военным способом в течении года. «Поэтому я считаю, что переговоры потерпят неудачу, и война продолжится до тех пор, пока не изменится баланс сил на земле в пользу той или иной противоборствующей стороны» — говорит аналитик [7, с. 10].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, на столе переговоров обсуждаются сложные темы и вопросы, накопленные в период более чем за год войны и конфликтов, а следовательно, потребуется много времени для их рассмотрения и обсуждения. Необходимо также упомянуть, что полностью отсутствует доверие между сторонами конфликта и это создает озабоченность между ними. Результатом стало то, что прогресс идет медленно и очень осторожно. Мы полагаем, что каждый должен понимать, что переговоры не увенчаются успехом если все участники не будут идти на равные уступки и не предпринимают серьезные шаги к осуществлению мира.

Литература:

  1. Мохаммед М. Ибрагим, Историческое восстановление кувейтской роли в пути йеменской единства // газета аль-Саура (Единство), Специальное выпуск к 26 Национальному дню. 22 мая 2016 г. № 18812. С. 4–5.
  2. Йемен: Хути отвергают диалог с «незаконным правительством» и требует диалога с Саудовской Аравией // France24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://f24.my/1ekplAw (дата обращения 22 мая 2016). На арабском языке
  3. Министр иностранных дел Йемена заявляет об окончании мирных переговоров в Женеве без достижения согласования // France24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://f24.my/1dOef5Q (дата обращения 22 мая 2016). На арабском языке
  4. Аль-Румейхи Мохаммед, Йеменские переговоры в Кувейте: подоплеки и дорожки // Исследовательский центр Аль-Джазира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studies.aljazeera.net/ar/reports/2016/04/160420104133327.html# (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  5. Аднан Хашим, Анализ видения йеменского правительства и делегация путчистов в ходе переговоров в Кувейте // Yemen-press [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yemen-press.com/news-print72787.html (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  6. Йеменские стороны приблизились к достижению договоренности о принципах всеобъемлющего соглашения // alkhaleejonline [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klj.onl/Z1Xxbbf (дата обращения 30 мая 2016). На арабском языке
  7. Аль-Хемади Халед, Неистовая гонка между усилиями по достижению мира и военными решимости, и широкое ожидание провала переговоров Кувейта // Al-Quds Al-Arabi. Год 28, вып. 8480, 30.05.2016. — С. 10
Основные термины (генерируются автоматически): Йемен, Кувейт, легитимное правительство, йеменский кризис, переговоры, сторона конфликта, Женева, Йеменская Арабская Республика, Народная Демократическая Республика, Совет Безопасности ООН.

Похожие статьи

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

...Безопасности ООН по вопросу реформирования Организации Объединенных Наций

которая позволила бы адекватнее реагировать на глобальные конфликты и кризисы.

и Италия, а также Канада, Пакистан, Аргентина, Колумбия, Мальта, Мексика, Республика Корея...

Корни арабо-израильского конфликта | Статья в журнале...

На арабской стороне выступали государства: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен.

Однако США, как постоянный член совета безопасности ООН, многократно использовали право вето для блокирования проектов резолюций по...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Ливия, США, ливийская нефть, Северная Африка, гражданская война, джамахирия, резолюция Совета Безопасности ООН, долг, Ближний Восток, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Миграционный кризис в Европе в современных условиях.

Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального...

В результате экономического давления со стороны США и стран ЕС, а также резолюций Совета Безопасности ООН с 2006 года, которые

Ключевые слова: внешняя политика. Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы. Она была направлена на сохранение...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

В итоге на территории Палестины были созданы два независимых государстваарабское и еврейское.

Также Саудовская Аравия и Йемен объявили войну израильскому народу [13, с. 3–13].

Дудайти А. К. Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии...

Внешняя политика Ирана в период войны в Персидском заливе...

Подписание пакта безопасности с Саудовской Аравией в апреле 2001 г. было еще одним

Сирия, Ливия, Афганистан, Туркменистан, Кувейт, Катар, Йемен, Объединенные Арабские

Восток, млрд баррелей, Ирак, Иран, Сирийская Арабская Республика, Саудовская Аравия...

Состояние экономики Венесуэлы на сегодняшний день

Смерть президента Боливарианской Республики Венесуэлы Уго Чавеса (1999—2013) в марте

В связи с углубляющимся экономическим кризисом и отказом президента Мадуро провести

Крен в сторону распределения национального богатства, а не его создания порождает...

Эволюция ближневосточного курса США в конце 1970-х гг.: от...

В частности, был проведен ряд высокоуровневых консультаций с участием всех основных сторон конфликта, посредством поездки

Кроме того, 18–20 мая 1977 г. в Женеве состоялась встреча на уровне министров

Однако США, как постоянный член совета безопасности ООН.

Похожие статьи

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

...Безопасности ООН по вопросу реформирования Организации Объединенных Наций

которая позволила бы адекватнее реагировать на глобальные конфликты и кризисы.

и Италия, а также Канада, Пакистан, Аргентина, Колумбия, Мальта, Мексика, Республика Корея...

Корни арабо-израильского конфликта | Статья в журнале...

На арабской стороне выступали государства: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен.

Однако США, как постоянный член совета безопасности ООН, многократно использовали право вето для блокирования проектов резолюций по...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Ливия, США, ливийская нефть, Северная Африка, гражданская война, джамахирия, резолюция Совета Безопасности ООН, долг, Ближний Восток, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Миграционный кризис в Европе в современных условиях.

Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального...

В результате экономического давления со стороны США и стран ЕС, а также резолюций Совета Безопасности ООН с 2006 года, которые

Ключевые слова: внешняя политика. Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы. Она была направлена на сохранение...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

В итоге на территории Палестины были созданы два независимых государстваарабское и еврейское.

Также Саудовская Аравия и Йемен объявили войну израильскому народу [13, с. 3–13].

Дудайти А. К. Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии...

Внешняя политика Ирана в период войны в Персидском заливе...

Подписание пакта безопасности с Саудовской Аравией в апреле 2001 г. было еще одним

Сирия, Ливия, Афганистан, Туркменистан, Кувейт, Катар, Йемен, Объединенные Арабские

Восток, млрд баррелей, Ирак, Иран, Сирийская Арабская Республика, Саудовская Аравия...

Состояние экономики Венесуэлы на сегодняшний день

Смерть президента Боливарианской Республики Венесуэлы Уго Чавеса (1999—2013) в марте

В связи с углубляющимся экономическим кризисом и отказом президента Мадуро провести

Крен в сторону распределения национального богатства, а не его создания порождает...

Эволюция ближневосточного курса США в конце 1970-х гг.: от...

В частности, был проведен ряд высокоуровневых консультаций с участием всех основных сторон конфликта, посредством поездки

Кроме того, 18–20 мая 1977 г. в Женеве состоялась встреча на уровне министров

Однако США, как постоянный член совета безопасности ООН.