Библиографическое описание:

Кунец М. С. Методологические подходы к обеспечению межнациональной политики Российской Федерации [Текст] // Вопросы политической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 13-19.

В статье приводится теоретическая характеристика подходов к созданию благоприятной среды в области межнациональных отношений и требований к ее обеспечению. Важным звеном в определении качества национальной политики являются методы ее осуществления. Необходимость контроля межнационального вопроса и развития внутреннего диалога между представителями разных национальностей определяет курс на создание соответствующих структур.

Ключевые слова: национальная политика, межнациональный диалог, национальная безопасность.

 

Для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это — кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии» [3].

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире [1.1].Национальная политика не должна выделять граждан одной этнической принадлежности по отношению к другой. Она должна обеспечивать единство правовой системы на всей территории страны, устанавливать единые общенациональные культурные стандарты образования, воспитания и поведения, которые для России проистекают из русской культуры и традиции [2]. Основным показателем благоприятности проводимой государственной политики в области межнациональных отношений является высокий уровень гармоничного взаимодействия государства с национальными общественными объединениями. Степень взаимодействия зависит от таких качественных характеристик, как проявление гражданской солидарности общества; уровня национальной преступности; экономической составляющей; содействия общества и национальных объединений процессу сохранения национальной идентичности, культур и традиций; и др. Из этого следует, что для улучшения качества национального фона возможен лишь такой полезный и взаимовыгодный диалог государства и наций, который затрагивает все области общественной жизни, который невозможен без всеобъемлющего сотрудничества.

Важнейшим элементом взаимодействия является формирование единой информационной политики государства с функционируемыми национальными объединениями. Причина выделения именно информационной сферы взаимодействия лежит в возможности данного метода положительным образом воздействовать на субъективность подходов в освещении событий, происходящих на межнациональном уровне и выражаемых отдельными сторонами, что впоследствии может стать эффективным методом борьбы против разобщения на пути к общим целям в становлении благоприятного и взаимовыгодного национального диалога. Если в способах определения и дезорганизации конфликтной стороны межнационального вопроса метод информационной политики символично отметить как внешний фактор взаимодействия, то внутренним средством решения возникающих вопросов будет являться конкретный системный проект по улучшению межнациональных отношений. В случае существенной необходимости областью реализации общей информационной политики в вопросе формирования общественных национальных связей является своевременное обеспечение представительств национальных объединений характерной государству единой политической линией о текущем положении дел, тогда как внутреннее воздействие программного метода будет отличаться наличием в нем законодательного препятствия для возникновения необходимости использования способов пресечения возможных конфликтов. Потребность внутреннего воздействия на обстановку в области межнациональных отношений говорит о том, что общую стратегию, целью которой являлся бы поиск путей гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, а также улучшение миграционной политики и борьба с ксенофобией и расовой нетерпимостью, в принципе, невозможно выработать без обобщения методов взаимодействия наций в единый проект по изучению и формированию совместного международного опыта в сфере межэтнических отношений и реализации его в национальной политике государств.

В связи со сложностью и многозадачностью поставленных вопросов сфера разрабатываемых и реализуемых проектов для укрепления единства наций, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, должна соответствовать потребностям, а также интересам коренного общества, где основные императивные задачи данных проектов напрямую соотносимы с социальными, конфликтноразрешающими и экономическими нуждами национальных образований. Главной целью таких проектов должно являться повышение качества взаимодействия во взаимоотношениях органов государственной власти Российской Федерации с национальными, политическими, а также другими общественными организациями. На практике такие проекты должны быть не только платформой качественного укрепления межнациональной обстановки, но и представлять результативный механизм по установлению мира и согласия в межэтнических отношениях. На национальном уровне общественной жизни благополучная реализация поставленных задач через программы и проекты взаимодействия должна стать приоритетным направлением на пути развития сотрудничества и взаимопонимания народов населяющих государство.

Особое значение в процессе разработки и реализации проектов играет взаимодействие с международными и неправительственными организациями, целью которого является обеспечение национальных меньшинств правом и защитой, а также недопущение дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Хотелось бы отметить, что важным значением для реализации проектов и программ является взаимодействие не только с различными общественными организациями, но и с главными структурами Российской Федерации в среде национальной политики и безопасности, среди которых:

-        Консультативный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями;

-        Экспертный совет Комитета Государственной Думы по делам национальностей;

-        Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям;

-        Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести при Общественной палате Российской Федерации;

-        Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике м др.

На уровне межнациональной составляющей общественной жизни необходимость институционального обеспечения как внутреннего, так и внешнего взаимодействия определяется по ряду причин:

-        Возможностью органа власти, реализующего программу, к ситуационному воздействию на конкретной подведомственной территории.

-        Локальностью сосредоточения методов ведения национальной политики согласно реализуемой под нужды региона деятельности.

-        Взаимодействием в рамках определенной территории, закрепленной масштабом подведомственной программы, что в какой-то мере сужает круг обязанностей, но увеличивает их практическую пользу для региона.

В среде национальной политики это говорит, прежде всего, о нуждах именно регионального взаимодействия и, как следствие, о необходимости расширения полномочий правительственного органа, отвечающего за внутреннюю национальную политику проводимую в регионах. Кроме этого не отрицается необходимость создания программы федерального значения, для объединения существующих проектов и направлением их в правильное русло для реализации.

Разработка проектов и программ, относящихся к национально-политической сфере деятельности государства, и их внесение на рассмотрение в установленном порядке должна производиться следующим образом:

-        Анализ состояния текущего диалога с национальными, политическими и другими общественными объединениями рассматриваемого региона или города.

-        Выявление масштабов воздействия исполнительных органов государственной власти на различные национально-культурные объединения с целью стабилизации этнополитической ситуации в регионе.

-        Системная структуризация задач подготавливаемых и реализовываемых проектов, а также мониторинг соответствия их целям.

-        Определение эффективности и качества выполняемой работы федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и иных правовых актов в регионе для возможности поиска проблем и недостатков.

-        Рассмотрение уровней развития межнационального и межконфессионального взаимодействия между представителями различных культур.

-        Различные мероприятия по установлению потребности в повышении качества и эффективности взаимодействия Правительства с муниципальными образованиями, этническими общинами, диаспорами, национальными объединениями и структурными подразделениями органов власти.

-        Оценка текущей деятельности и эффективности реализуемых задач в области укрепления межнационального сотрудничества.

-        Поиск и выявление существующих недостатков в правовых актах, относящихся к функционируемым проектам национальной политики.

-        Создание основных технико-экономических показателей проекта, его продолжительности, необходимых ресурсов.

-        Планирование содержания проекта, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроков снабжения, материалов и технологического оборудования, а также возможностей привлечения сторонних организаций.

-        Подготовка замечаний по критериям качества и эффективности выполняемых актов и проектов.

-        Создание функционирующего совета, ответственного за исполнение проекта.

-        В соответствии с установленными целями и задачами согласование с Правительством механизмов реализации проектов, предусматривающих мероприятия, сгруппированные с учетом их функциональной взаимосвязи.

-        Создание условий для реализации программ или проектов.

-        Реализация поставленной задачи программы или проекта.

Существующие сегодня различные мероприятия и проекты так или иначе, но в некоторой степени требуют конкретной модернизации, или даже реформации, под имеющиеся запросы современного общества. Государство постепенно уменьшает конфликтность межнациональной среды путем внедрения соответствующих программ и стратегий в области межнациональных отношений. Важными шагами на пути к установлению мира в стране стало создание федеральной целевой программы — «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)"; а также обозначения необходимости выработки новых концептуальных подходов и выработки единых решений проблем в «Стратегии национальной политики Российской Федерации до 2025 года»; постановка направлений региональных программ государственной национальной политики в «Концепции государственной национальной политики Российской   Федерации»; и конечно же системное обозначение приоритетов Российской Федерации в решении глобальных проблем в формировании нового мироустройства «Концепции внешней политики Российской Федерации». Позитивный сдвиг в области межнациональных отношений, благодаря предпринимаемым мерам Правительства Российской Федерации, все-таки заметен, но, тем не менее среда так и остается конфликтной. Прежде всего, это говорит о необходимости создания всеобъемлющей структуры по приведению в действие федеральных программ и отслеживающей текущее состояние межнациональных отношений, способной воздействовать как внутренним составляющих методов так и внешним. Такая структура, основанная на интересах национальных представительств, представляла бы собой проект обобщения существующих мероприятий и программ взаимодействия с национальными представителями различных культур. Такое структурное обобщение интересов могло бы выражаться международной интеграцией во благо единства наций, связующей вместе национальные меньшинства.

Фундаментальным основанием проекта для федеральной структуры межнациональной политики может послужить осмысленный теоретический и аналитический материал многих известных представителей науки и журналистики, занимающихся исследованием таких аспектов, как международные отношения, мировая политика, национальная безопасность и религиоведение. Методологическую же основу могут составить концептуальные подходы, определяющие сферу межнациональной политики и факторы ее нестабильности.

 

Литература:

 

1.      В. В. Обрежа, С. Г. Колбанов, В. Н. Прищепенко. «Концепция национальной политики».– ОСГО, 2011 г.

2.      Н. В. Кокшаров. Современная национальная политика России. [Электронный ресурс]/ Кокшаров Н. — Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/336/28/

3.      В. В. Путин. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс]/ Независимая газета, 2012// Путин В. — Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012–01–23/1_national.html

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle