Библиографическое описание:

Челомбицкая М. П. Способы самоактуализации личности в современном обществе [Текст] // Новые идеи в философии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 46-51.

Процесс формирования личности определяется сегодня ускоренным развитием техники, информационных технологий и инновациями. Постоянно меняющийся мир прерывает многие традиции, заставляя человека одновременно существовать в различных культурных пластах, приспосабливаться к обстоятельствам. Межличностные связи человека, интерактивное общение, совместная деятельность, с одной стороны, интегрируют индивидов в единое целое; а с другой, виртуальная реальность информатизации, духовное отчуждение — изолируют, обособляют человека от человека. В условиях кризиса мировой экономики становится актуальной проблема социальной адаптации индивида.

Чтобы преуспеть в сегодняшнем обществе и быть конкурентоспособной личностью, человеку необходимо постоянно заниматься вопросами саморазвития и самоактуализации. Понятие «самоактуализация» в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к реализации того, что содержится в качестве нравственных, интеллектуальных, творческих потенций. Осуществление самоактуализации составляет сущность личности и рассматривается как стремление человека постоянно воплощать, реализовывать себя, свои способности, свою сущность. Качественным измерением самоактуализации личности является удовлетворенность жизнью, отражающая позитивный смысл достижения значимых для личности ценностей и целей.

Жизнь человека многогранна, и разные виды деятельности могут иметь для него неодинаковое значение. Для одного главная сфера самоактуализации — профессиональный труд, для другого — семья, для третьего — общественно-политическая активность, для четвертого — непрофессиональные увлечения, «хобби».

Рассмотрим некоторые способы, с помощью которых личность достигает самоактуализации в современном обществе, позволяющей ей подняться над случайностью и пассивностью собственного существования и тем самым достичь позитивной свободы и собственной значимости.

В процессе самоактуализации смыкаются две линии человеческого бытия — самопознание и самосовершенствование. Каждый отдельный человек живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучное обустройство его социального бытия. Познать себя, насколько это возможно, — значит приобрести основу для самоактуализации, как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самопознание предполагает выход за пределы внутреннего мира личности, ее действия по совершенствованию своего внутреннего духовного мира с направленностью, переносом на внешний мир.

Понятие переноса или перенесения в психоанализе относится к особому виду отношений с личностью. Это тип объектных отношений, характеризующийся переживанием чувств к другой личности, чувств, которые на самом деле к ней не относятся и в действительности обращены к другой личности. Перенос может состоять из любых компонентов объектных отношений и переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них. Все человеческие взаимоотношения содержат в себе некоторую смесь реальных реакций и реакций переноса.

С момента рождения до смерти человек нуждается в других людях, чтобы с их помощью познать себя, стать в их глазах значительнее. Образ «Я» формируется во взаимодействии с другими. Образ «Другого» всегда присутствует в нашем сознании. Обычно объектом перенесения является любимый человек — элемент из плоти и крови противоположного пола, обеспечивающий пути к самоактуализации.

Процесс перенесения на возлюбленного часто влечет за собой выявление скрытых талантов и огромного потенциала. А также героические поступки. Во все времена существовали истории о жертвах и подвигах во имя любви. Героический поступок — это один из видов самоактуализации. Героизм удовлетворяет то, что необходимо для человеческого существования. Он обеспечивает каждому возможность реализации огромных возможностей и талантов, которые человек чувствует в себе. Герои не сдаются пассивно своим слабостям и не заставляют свою мечту замолчать. Они предпринимают великие дела и решают задачи, которые кажутся им достойными.

С. Л. Франк [1] в своих трудах призывает человека не отчаиваться в поисках смысла жизни, несмотря на осознание бессмысленности и краткотечности нашего бытия. Он последовательно доказывает, что поиски смысла жизни есть ничто иное, как поиски Бога и истинное служение ему, а истинное служение — это направление своей внешней деятельности на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня, на живые конкретные потребности окружающих людей.

Религия — это тоже один из способов самоактуализации. Например, Отто Ранк [2] говорил, что через религиозное перенесение каждый из нас ищет понимания того, что делает нас особенными; каждый из нас ищет открытия уникальных даров Бога, которые Он определил для всех нас. Вера — основное действие перенесения. Растворение во Христе — сущность веры христиан. Тем, кто боится неудач, касающихся реализации своего потенциала, Иисус говорит: «Придите ко мне все утруждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое на себя; и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя мое легко» (Матфей 11:28–30).

Христиане — это люди, которые полностью идентифицируются с Христом, и через Него чувствуют единство с Богом. Они воодушевлены молитвой Христа: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал меня» (Иоанн 17:21). Через идентификацию с Христом страх и вина, связанные с нереализованным потенциалом, преодолеваются. Христиане могут сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13) [3].

В современном мире одним из способов самоактуализации является приобщение к киберкультуре. Это попытка приспособиться, адаптироваться к жизни в окружающем мире. Хотя виртуальное пространство отличается высочайшей степенью многовариантности и динамичности, что предопределяет стопроцентную возможность для пользователя найти свою нишу и способ самовыражения, можно выделить наиболее существенные изменения, происходящие с человеком в рамках познавательной деятельности: уходит в прошлое понятие разносторонней, гармоничной личности, становится анахронизмом энциклопедизм знаний. Узкопрофессиональные знания и виртуальный опыт — вот ведущие характеристики познающей личности эпохи Интернета. Но, т. к. именно виртуальная реальность по определенным свойствам и характеристикам богаче и разнообразнее, чем реальный мир человека, то именно в ней обнаруживается, прежде всего, то, что трудно реализуемо в реальном мире. По этой причине в рамках виртуального пространства можно обнаружить огромное количество креативных форм поведения.

На новом этапе развития социума, в связи с появлением высоких технологий, возникла необходимость наличия у человека определенных качеств, таких как самостоятельность и критичность мышления; умение продуцировать большое количество идей и вариантов решения проблем, отличающихся от общепринятых; готовность идти на риск; увеличивать скорость обработки и управление информацией, т. е. то, что мы понимаем сегодня под термином «креативность». Креативность выступает характеристикой особого, качественно определенного стиля деятельности, специфического способа решения личностью жизненных задач, позволяющего раскрыть ее сущность, осмыслить личностный опыт, построить стратегии профессионального будущего и самоактуализироваться. Отмечено, что современном мире у креативных людей самоактуализация проходит более успешно. Мы можем назвать креативность одним из основных способов самоактуализации людей, реализовавших личные, присущие конкретно им потенциалы, не утративших при этом идентичности, не пожертвовавших своими ценностями.

Во внешних средствах выражения человек способен опредметить и свои идеи, и свои переживания, и образы своей фантазии, сделав их достоянием других. Креативность позволяет человеку не пассивно, а активно осваивать окружающий мир и существенно изменять социальную онтологию. Творческая сила определяет стратегию достижения цели в жизни, способствует развитию интереса, влияет на мировосприятие и память, мышление и воображение; она делает человека более свободным и самоопределяющимся, и стремящимся к самоактуализации. В креативной деятельности человек создает, совершенствует не только вещи, но и себя. Креативность позволяет ему утверждать себя перед миром.

Общество, с одной стороны, необходимо человеку, так как проявить себя он может только среди других людей. С другой стороны, общество, по своей сути, не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, по мнению А. Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной. Самоактуализация связана и с умением понять себя, и с возможностью научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя их нее [4].

Стремление человека реализовать себя и его ориентация во внешнем мире являются в настоящее время актуальной проблемой, где личность может творить, созидать предметную действительность и себя, принимать ответственность за собственный выбор и принятые решения. Важнейшее место в этих процессах занимает самосознание как целесообразное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям, мыслям и действиям. Отношение к своему бытию способствует формированию определенного представления о самом себе как о личности, способной к самоактуализации. Самоактуализация основана на идее уникальности бытия отдельного человека.

 

Литература:

 

1.                  Франк С. Л. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997.

2.                  Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. — М.: «Когито-Центр», 2009.

3.                  Библия.

4.                  Маслоу А. Мотивация и личность. /пер с англ. А. М. Татлыдаевой. — СПб. Евразия, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle