Библиографическое описание:

Романенко И. Н., Зайко А. П. Синергетика как общая методология современного образования [Текст] // Новые идеи в философии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 21-27.

Современная цивилизация стремительно входит в зону риска и нестабильных состояний, которая насыщена сложными и резко обостряющимися проблемами, охватывающими все сферы жизнедеятельности человека.

Социальные процессы, которые в настоящее время приобретают высокую популярность в позиционировании учёными своих достижений, не могут решаться в отрыве от других сфер деятельности человека. Следовательно, необходимо рассматривать социальные процессы непосредственно в их возможной и имеющейся взаимосвязи с другими сферами деятельности человека.

Синергетика определяется как междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных и социальных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Вполне очевидно, что такой широкий подход в полной мере соответствует целям и задачам социального развития общества, следовательно, логичным будет предположить, что понятия и принципы синергетики вполне можно применить и для рассмотрения природы социальных процессов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что социальная синергетика является достаточно новым направлением для науки. Специфика социальной синергетики состоит в том, что в отличие от естественнонаучной синергетики она «исследует общие закономерности социальной самоорганизации: взаимоотношений социального порядка и социального хаоса (взаимоперехода их друг в друга и их синтеза друг с другом)» [4].

Тысячелетий опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации А. А. Богданова [1], свидетельствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов — организации и дезорганизации. Организация — последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Дезорганизация — последовательный распад диссипативных структур на более простые.

В. П. Бранский определяет социальную синергетику следующим образом: «социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т. е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса» [2].

Закономерности социального развития с позиций синергетики проявляются в самоорганизации в сфере ценностей. Специфика социальной самоорганизации состоит в ее трехъярусной структуре. Следует различать социальную самоорганизацию на онтологическом, гносеологическом и аксиологическом уровнях, проявляющуюся в форме дифференциации и интеграции на уровнях

-          онтологическом — социальных институтов;

-          гносеологическом — концепций;

-          аксиологическом — ценностей (общезначимых желаний и связанных с ними социальных идеалов).

В настоящее время все чаще можно слышать о синергетическом управлении или даже о теории такого управления, хотя пока что далеко не ясно, что в данном случае имеется в виду. Дело в том, что теория управления в ее классическом виде предполагает достаточно четкое разграничение субъекта и объекта управления, а также априори ясно сформулированную цель управления. Синергетические представления об управлении в какой-то степени близки оргпроектированию, программированию и сценированию, разрабатываемым в рамках системы мыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий), в котором цель возникает при самоопределении и учитываются позиционные отношения «субъект–процесс» [3].

Кризис современной системы образования, так же лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества «третьей волны» не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях.

Синергетика предлагает специфические методы обучения: самообразование, нелинейный диалог, пробуждающее обучение, обучение как адаптивная модификация, обучение как фазовый переход и др.

Поскольку самоорганизация является одним из ключевых понятий синергетики, то в аспекте образования это в первую очередь означает самообразование. Следовательно, лучшее управление — это самоуправление. Еще даосизм утверждал, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Главное — не передача знаний, но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самообразования.

Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Нелинейный диалог предполагает, что процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого может быть представлена следующим образом. Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, попадания — в результате разрешения проблемных ситуаций — в один и тот же темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации преподаватель и обучающийся начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Обучение становится интерактивным. Не только преподаватель воздействует на обучающегося, но и обучающийся учит преподавателя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Преподаватель должен научиться видеть, что скрывается за «внешней, витринной картинкой» обучающегося и научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, и вместе с тем, претерпевает кардинальные изменения сам преподаватель.

Главная проблема пробуждающего обучения заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Еще одна трудность — как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильных воздействиях. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.

Длительный процесс обучения или самообразования, творческой работы вообще связан с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, своего рода фазовых переходов. Человек становится иным. Развивая основы диалогического мышления и способа жизни, немецкий философ экзистенциального направления Мартин Бубер совершенно с другой стороны приходит к аналогичному выводу: «Связь есть взаимность. Мое Ты воздействует на меня, так же как и я оказываю воздействие на него. Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас» [5].

На основе синергетики возможно также сближение гуманитарного и естественно-научного образования. Гуманитарное образование все более математизируется. Использование компьютерных программ, визуализирующих синергетические знания, — это реальный путь для гуманитариев усвоить глубоко содержательные понятия и идеи, получаемые на самом передовом крае математической и физической наук, вовлечения в оборот своего мышления важных мировоззренческих следствий и выводов из сложных аналитико-математических расчетов и математического моделирования процессов образования и эволюции сложных структур в нелинейных средах. Для специализирующихся в области естествознания — это способ повышения их общей культуры мышления, расширения их культурологического образования. Чтобы надлежащим образом ориентироваться и эффективно действовать в современном сложном и нестабильном мире, необходимо овладеть сложным мышлением.

Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития.

Существует и иная сторона связи синергетики с будущим. Будущее общества во многом определяется системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.

Как известно, система образования и воспитания подрастающего поколения во многом определяет будущее общества. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно и отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.

Трансдисциплинарное образование сегодня лишь начинает свой путь, к его сфере можно отнести множество междисциплинарных предметов: антропология, экология, культурология, концепции современного естествознания, теорию государственного управления и т. д., но методологическое ядро в подходе к их преподаванию по нашему убеждению будет основано на синергетике, науке о жизни в сложном, быстро меняющемся мире.

Кто-то мудро сказал, что образование — это то, что помнишь, когда уже все забыл. Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию через синергетику. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. Это — образование, стимулирующее на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития. Это способ открывания реальности, поиска путей в будущее.

Изучение синергетики как основания объяснения социальных процессов показало, что учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области рассмотрения и анализа социальных процессов и явлений.

Уже в конце 70-хгг. стало очевидным, что благодаря синергетике естественные и гуманитарные науки впервые в истории стали образовывать единое целостное мировидение, создавая давно искомую новую методологию познания. За гуманитариями и теперь остается исследование механизмов общественного развития, а за математиками—построение моделей с учетом этих механизмов, поэтому совместная, а значит, взаимопроникаемая и взаимодополняющая работа обществоведов и естественников — это уже не ближайшая перспектива, а требование сегодняшнего дня.

Применительно к рассмотрению социальных процессов, мы трактуем синергетику как общую закономерность социальной самоорганизации, т. е. взаимодействия социального порядка и социального хаоса.

Синергетика, как новое направление междисциплинарных исследований процессов самоорганизации и развития, протекающих в открытых нелинейных и далеких от равновесия системах может выступать в качестве новой парадигмы образования 21 столетия.

Сегодня повсеместно признается, что традиционная система образования находится в состоянии кризиса. Признается так же, хотя возможно и не столь единодушно, что в поиске новых моделей образования существенную помощь могла бы оказать синергетика. В самом деле, традиционная модель образования в том виде как она сложилась в рамках европейской культуры за последние несколько сот лет, слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть «вложенной» в головы учащийся. Эта модель, будучи по преимуществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего в эру эпоху бифуркации.

В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.

Мы можем предположить, что в самом ближайшем будущем междисциплинарность будет актуальной и ценной. Обучение будет осуществляться не «предметам», а способности и возможности многофакторного и вариативного мышления. Новый взгляд, с позиций синергетики может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, эволюционирующих, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе система образования.

 

Литература:

 

1.                  Богданов, А. А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Кн. 1. [текст] / А. А. Богданов. — М., 1989.

2.                  Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [текст] / С. П. Капица, Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. — 3 изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

3.                  Кемпбелл, Э. Стратегический синергизм: [пер. с англ.] / Э. Кемпбелл, К. С. Лачс. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

4.                  Соловьев, В. С. Теория социальных систем: монография: в 3 т. Т. 1: Теория организации социальных систем [текст] / В. С. Соловьев. — Новосибирск, 2005.

5.                  http://www.isra-trainings.com/articles/holo/synergy.html [режим открытого доступа]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle