Библиографическое описание:

Плотникова А. В. Функциональная классификация повторной номинации [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 74-78.

Повтор принадлежит к числу наиболее древних приемов выразительности речи. Он незаметно воздействует на подсознание, является одним из наиболее действенных средств языкового манипулирования [9, с.85].

Почти все исследователи осознают повтор как называние уже известного, но в таком случае непонятно выделение звуковых, антонимических и других повторов. Поэтому следует дать четкое определение этому термину. Под повтором, вслед за В. Г. Гаком, понимаем текстообразующий прием, основанный на сознательном двукратном, а иногда и многократном формальном или семантическом воспроизведении одних и тех же, подобных или противоположных языковых единиц в той же или измененной последовательности в условиях достаточной тесноты ряда, чтобы их можно было заметить [4].

Для установления повторов следует принимать во внимание следующие признаки: сходная или противоположная выраженность или смысловая наполненность, функционально-грамматическое подобие, синтаксически идентичное расположение повторяющихся компонентов.

Повтор используется в фонетике, лексике, морфологии и синтаксисе. Исследования позволяют говорить о повторах слов, сем, фонем, отдельных морфем, целых лексических блоков, фраз, тем. Хотя между повторами разных уровней языка прослеживается тесная взаимосвязь, принято признавать повторы по уровням языка, поэтому мы не можем не согласиться с позицией А. И. Моисеева, утверждающего, что повторы звуков, слогов и морфем относятся к лексическому уровню [7, с.11].

Огромный смысловой, эмоциональный потенциал скрывается в словообразовательном повторе, который используется для усиления значения, для сатирического изображения, для сознательного обнажения строения слова, для показа предельной эмоциональной насыщенности. Словообразовательный повтор, взаимодействуя с лексическим, служит одним из средств создания связности. Но необходимо уточнить понятия «словообразовательный повтор» и «деривационный повтор». Под словообразовательным повтором мы будем понимать повтор различных компонентов слова: приставок, корней, суффиксов, частей сложного слова и т. д. К деривационному отнесем лишь повторение корней, основ или частей сложного слова, т. к. именно они несут в себе основную смысловую нагрузку слова. При словообразовательном повторе звукопись будет выступать уже как вторичное явление [12]. Деривационный повтор, имея одинаковую корневую часть, будет обладать тождественным, подобным или противоположным наполнением, вследствие этого будет отнесен нами к лексическим.

Между словообразовательными и лексическими повторами находится редупликация- удвоение (еле-еле, думали-думали).

Лексический повтор — это прием в пределах диалогического единства, состоящий в неоднократном повторении одной и той же лексико-синтаксической единицы с определенной структурно- художественной функцией [6, с.39].

Повторяться может целая строка в начале и конце стихотворения; структурирующая, текстообразующая функция повтора здесь накладывается на смыслопорождающую и экспрессивную: такой повтор концентрирует смысл, остальной текст его расширяет [10, с.19].

Повтор на уровне предложения подробно рассматривает В. Г. Гак, выделяя отношения тождества (предложение повторяется полностью для выражения различных эмоционально-экспрессивных значений); включения (суждение или расширение для актуализации внимания на оценку события или отношения говорящего к нему); перекрещивания (частичное перекрытие для выражения причинно-следственных связей, смежности); соподчиненности (раскрытие отдельных проявлений общего качества, свойства, события для усиления воздействия на слушателя или читателя) [4].

Среди различных видов повторной номинации все же особое место отводится лексическому повтору, который чаще выполняет экспрессивно-выделительную функцию, а не структурную [5].

Лексический повтор- это способ экспрессивного выделения, подчеркивания ключевых слов, фиксации внимания, прием яркого градационного эффекта. Он актуализирует те образы и мотивы, в которых заключено идейное содержание произведения в целом [3, с.31]. Повторная номинация приобретает значение интенсивности признака.

Таким образом, за лексический повтор принимаем функционально обусловленное (намеренное) тождественное или противоположное воспроизведение употребленного в тексте слова или конструкции, которое связывает текст в единое целое и служит средством расширения смыслового, эмоционального и интонационного пространства текста.

Повторяться могут не только знаменательные части речи, но и служебные. Чередование повторов различных слов создает своеобразную сеть переплетений и фиксирует внимание читателя.

Использование лексических повторов в синтаксисе (чаще в диалоге) имеет своей целью выразить положительную или отрицательную реакцию, подхватить и продолжить предшествующую реплику, уточниться, перебить говорящего, чтобы продолжить фразу по-своему.

Всякая повторная номинация служит средством обеспечения связности, т. е. повтор выполняет прежде всего текстообразующую функцию: скрепляет текст как целое — композиционная оформленность выступает в качестве критерия отграничения текста от цепочки предложений [8], повторы «тематически и грамматически связывают компоненты высказываний, межфразовых единств» [2, с.56]. Однако функцию связи компонентов лексические повторы выполняют редко.

Повтор постоянно возвращает нас назад и заставляет сравнивать, сопоставлять повторяющиеся элементы. Но связывая в предложении данную реплику с предыдущей, наполняя последнюю новыми смыслами и скрепляя части высказывания, повтор открывает перспективу для продолжения, расширения информативности художественного текста. «Повторяющиеся слова и значения или семы, т. е. компоненты значений несут главную художественную информацию, поддерживаются разными типами выдвижения, являются ключевыми и образуют тематическую сетку» [1, с.7].

Повтор — это испытанный временем и употреблением способ экспрессивного выделения, он создает условия для возникновения индивидуально-авторских значений, усиливает эмоциональное воздействие текста. Кроме того, играет интонационно-ритмическую роль: обуславливая мелодику поэтического текста, он создает особый ритм, формирует замедленную, плавную интонацию, способствует интонационно-смысловому выделению и ритмо-мелодической организации участков текста [5].

Повтор имеет эмоционально-экспрессивное значение: является средством межфразовой связи, поддерживающим текстообразующую функцию, т. к. повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетания [11, с.39].

Таким образом, использование повторной номинации в художественном тексте вызвано различными причинами, т. к. повторы выполняют следующие функции:

1)        текстообразующую, или композиционную, строевую, связочную, структурную. В данном случае повтор не только участвует в создании внутритекстовых связей, но и осуществляет межтекстовые связи внутри цикла, между произведениями одного или разных сторон.

2)        смыслообразующую, или семантическую, изобразительную, которая предоставляет автору возможность выбора номинации. В этой функции часто выступают перифразы. Необходимость избежать однообразия и монотонности приводит автора к использованию повторной номинации. При помощи которой можно внести необходимые уточнения. Повтор выделяет, подчеркивает важное для высказывания слово, акцентирует на нем внимание.

3)        интонационно-ритмическую: замедляя или убыстряя ритм повествования, повторная номинация имитирует интонации устного, разговорного или книжного, ораторского, публицистического общения.

4)        эмоционально-экспрессивную, или экспрессивно-стилистическую, усилительно-выделительную, которая зависит от лексического значения повторяющихся единиц и создает различные стилистические эффекты.

Исходя из этого, повтор- свойство и поэтических, и прозаических текстов — текстообразующий прием, основанный на сознательном двукратном, а иногда и многократном воспроизведении одних и тех же или подобных языковых единиц в той же или измененной последовательности в условиях достаточной тесноты ряда, чтобы их можно было заметить.

Обобщающий термин «повторная номинация» не отграничивается от термина «лексический повтор», функционально обусловленным тождественным или противоположным воспроизведением употребленного в тексте слова, которое связывает текст в единое целое и служит средством расширения смыслового, эмоционального и интонационного пространства текста.

Повторяющиеся слова являются важнейшим структурным средством организации текста, а конкретное семантическое и эмоциональное наполнение, особая интонация — важнейшим стилистическим средством, реализующим индивидуально-авторские особенности.

Литература:

1.                           Арнольд И. В. Лексико-семантическое поле в языке и тематическая сетка текста / И. В. Арнольд // Текст как объект комплексного анализа в вузе: сб. ст./ Ленинград. Гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена.- Л.,1984. — с.3–11.

2.                           Валгина Н. С. Теория текста. — М.: Логос, 2004.- 280с.

3.                           Воронина О. Г. Лингвистические и эстетический аспекты анализа текста и речи: сб.ст.Всерос (с междунар. участием) науч.конф., 20–22 февр, 2002г, Соликам.гос.пед.ин-т. — Соликамск, 2002. — Т.2.- с.311–317.

4.                           Гак В. Г. Повторная номинация, ее структурно-организующие и стилистические функции в тексте / В. Г. Гак // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного: сб.ст. — М. 1987, — с. 24–33.

5.                           Иванчикова Е. А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения / Е. И. Иванчикова //Мысли о современном русском языке: сб.ст. /под ред. А. А. Виноградова; сост. А. Н. Кожин. — М., 1969. — с.126–139.

6.                           Ким Г. В. О повторах как способе интонационно-смыслового выделения в контексте пьес А. П. Чехова / Г. В. Ким // Слово в художественной речи: сб.науч.тр. / науч.ред Х. М. Сайкиев. — Алма-Ата, 1986. — с.38–45.

7.                           Моисеев А. И. Повторная номинация в «Борисе Годунове» /А. И. Моисеев //Русская речь.- 1995. — № 3. — с.10–13.

8.                           Москальская О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. — М.: Высш.шк.,1981. — 183с.

9.                           Москвин В. П. Типология повторов как стилистической фигуры / В. П. Москвин // Русский язык в школе. — 2000. — № 5. — с.81–85.

10.                       Никишов Ю. М. Лирика: поэтика и типология композиции / Ю. М. Никишов. — Калинин: Калинин.гос.ун-т, 1990.- 87с.

11.                       Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения / В. Е. Холшевников //Анализ одного стихотворения: межвуз.сб./ ЛГУ им. А. А. Жданова; под ред. В. Е. Холшевникова. — Л., 1985. — с.5–49.

12.                       Черкасова Л. П. Наблюдения над экспрессивной функцией морфемы в поэтическом языке (на материале М. Цветаевой) / Л. П. Черкасова // Развитие современного русского языка, 1972: словообразование, членимость слова / АН СССР, Ин-т рус.яз.; отв.ред. Е. А. Земская. — М.- 1975. — с.141–151.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle