Актуализация субъекта донативного действия в макросфере «человек» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черепанова, Е. А. Актуализация субъекта донативного действия в макросфере «человек» / Е. А. Черепанова, А. С. Янкубаева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3636/ (дата обращения: 19.04.2024).

Обзор лингвистической литературы и анализ фактического материала дает возможность определить донативность как функционально-семантическую категорию, которая объединяет совокупность разноуровневых средств со значением изменения свойства посессии.

Семантический аспект донативности опирается на присутствие в сознании понятийного стержня субъектно-объектного взаимодействия, функционирующего по принципу «gebennehmen».

Функциональный аспект донативности определяется совокупностью элементов разных уровней языка, актуализирующих выше указанное инвариантное значение.

Реализация категории донативности в сфере «человек» заключается в выявлении области распространения субъектно-объектного взаимодействия, при котором субъект имеет антропоморфное содержание. Одним из основополагающих понятий при исследовании донативности является субъектность, т. е. способность являться активным началом действия, не только человека, но и иного фрагмента окружающей действительности. Отсюда вытекает обобщенное, модельное понимание субъекта, способного обладать и распоряжаться объектами, как абстрактного, так и конкретного содержания, с определенными свойствами, качествами, составляющими его специфику внутренней и внешней организации. Схематически исследуемое субъектно-объектное взаимодействие можно представить следующим образом:

S (О)→ (О)→← S1(О), где

S — отдающий субъект, S1– получающий субъект, → донативное действие субъекта S, ← донативное действие субъекта S1.

В рамках данной статьи предстоит рассмотреть реализацию донативности с позиции субъекта S в личной, общей и институциональной сферах, образующих макросферу «человек». Человек всегда считался важнейшим и центральным объектом исследования в языкознании. Как объект лингвистического исследования он рассматривался, как многомерное, но в тоже время единое и целостное образование. Человек характеризуется как диалектическое единство двух аспектов: внешнего и внутреннего, составляющих в данном исследовании личную сферу реализации донативности. Субъектом S личной сфере может быть представлен человек, как индивидуальное образование, которая может быть рассмотрена с точки зрения человека внутреннего и внешнего.

Понятие «человек внешний» включает наружный облик человека, его поведенческие характеристики, «человек внутренний» соотносится с его духовным, метальным миром, чувствами и эмоциями. Рассмотрим случай актуализации донативности в сфере «человек внутренний».

(1) Eintritt nur für Verrückte, kostet den Verstand (Hesse, 194).

Пример (1) представляет потенциальное донативное действие, имеющее характер инструкции, предписания. Выражение актуализирует определенные условия для субъекта, желающего получить возможность пользоваться недоступной для него областью, взамен которой он должен добровольно лишиться личного объекта «Verstand». Ситуацию «отдать, чтобы получить» выражает глагольная лексема выражения «kosten», который описывает ситуацию обмена объектами. Субъектом S указанного в примере (1) донативного действия может стать тот, кто соответствует обозначенной контекстом характеристике «verrückt sein», что задает реализации действия принцип избирательности. Непосредственным объектом, которого должен лишиться субъект S в обмен на желаемое, является «der Verstand» –познавательные и аналитические способности человека. Таким образом, в одном донативном действии совмещаются различные сферы человеческой деятельности − физическая и ментальная.

В качестве примера совершенного донативного действия в сфере «внутренний человек» разберем следующее предложение:

(2) Er hat die ganze Verantwortung auf mich abgeladen (DAF).

Актуализация донативности в данном примере основывается на семантике глагольной лексемы «abladen», выражающей значение «разгрузить», «выгрузить», «свалить». Наименование субъекта S третьим лицом «er» и субъекта S1 косвенной формой первого лица «mich», позволяет трактовать выражение, как сформулированное с точки зрения субъекта-получателя. Именно по представлению S1 субъектно-объектное взаимодействие исключения/ включения абстрактного объекта «die Verantwortung» из/в сфер(ы)у посессии субъектов протекало как «передача груза».

Рассмотрим примеры реализации донативности в сфере «внешний человек» с позиции субъекта S.

(3) … ob der Stumpf früher ein großer oder kleiner Mann gewesen ist… da die Arme so hoch amputiert worden sind …(Remarque, 241).

Присутствие донативности в анализируемом речевом высказывании (3) вытекает из значения глагольной лексемы «amputieren», обозначающей безвременную утрату некой части тела субъектом «der Stumpf». Физически ущемленный человек не может в полной мере проявить себя в соответствии с установленными нормами и порядками, вступать в связи и отношения с другими членами общества, включая двигательную активность и взаимодействие с окружающей средой. Субъект S представляет индивида, лишившегося части тела «die Arme», что рассматривается как нарушение психофизиологической целостности, отсутствие возможности вести полноценную жизнь, выражая модификацию содержания сферы «человек внешний».

(4) Die Frau hat zwei Kinder verloren (Remarque, 260).

Как уже было сказано сфера «внешний человек» включает в частности поведение человека, его проявление во взаимодействии с другими индивидами. Общество предъявляет индивиду определенную совокупность требований, а также действий, которые он должен выполнить, имея некий общественный статус, что связано с понятием социальной роли. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с ними. В этом смысле статус и роль две стороны одного феномена. В приведенном примере актуализирована социально-демографическая роль субъекта S — «мать», которую он не способен исполнять в силу утраты объекта «Kinder», что обуславливает специфику данного статуса. Наличие детей требует от женщины определенного поведения, закрепленного общественными нормами и порядком. Оставшись без детей, женщина утрачивает способность реализовать имеющийся потенциальный статус матери, в связи с этим модифицируется бытийный уровень ее жизни.

Функционирование донативности в общей сфере может основываться на том, что субъект S актуализирует общность индивидов, объединенных на по профессиональной принадлежности.

(5) Wir haben den Sterbenden im Felde den letzten Trost gespendet (Remarque, 170).

В данном примере субъект S «wir», репрезентирует объединение индивидов. Модель субъекта S представляется как S= S'+ S'+ S' …. Данные субъекты идентичны в том смысле, что объединены на основе обладания определенными способностями, свойствами и качествами, которые позволяют им образовать единый субъект — «wir». Передаваемый объект представляет собой тождество равноценных объектов, утрачиваемых каждым составным субъектом S' в составе комплексного субъекта S. Модель объекта можно представить как О= О'+О'+О'…. Субъект-получатель выраженный субстантивированным причастием «die Sterbende», также представляет собой совокупность равнозначных субъектов в составе S1: S1= S¹+S¹+S¹. Пространственная принадлежность субъектов S и S1 конкретизирована через «im Felde». Проведенный анализ позволяет охарактеризовать субъекта S как дееспособных, нераненных солдат, осуществляющих действие «den Trost spenden» по отношению к субъекту S1, определяемого как умирающие, не способные выполнить свои профессиональные функции военных.

Общую сферу реализации донативности дополняет также социально-демографическая сфера. Здесь в качестве субъекта S выступают объединения индивидов, основанные на общих родственных, дружеских, возрастных признаках.

(6) Wir waren alle zusammen dort, wir haben für dich bezahlt, und du bist ausgerissen (Remarque, 282).

Субъект S также выражен местоимением «wir», но контекст выражения позволяет выявить иные признаки объединения индивидов в некую группу. Донативное действите заключается в произведении оплаты, которую совершил субъект S. Очевидно, что данное отношение взаимосвязи может быть между индивидами с близкими родственными, дружескими отношениями. Следовательно, субъект S и S1 представляют объединение индивидов на основе родственных, дружеских отношений. Таким образом, общая сфера актуализирует в роли субъекта S социально-демографические и профессиональные объединения индивидов.

Институциональная сфера включает в себя реализацию донативности, когда в роли субъекта S может выступать некое социальное объединение, или институт, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, обусловленных ценностями, идеалами и нормами.

(7) Für deine Gesundheit opfert die Familie das ganze Vermögen.(DAF)

В примере (7) субъектом S является единство индивидов, выраженное лексемой «die Familie». В данном примере «die Familie» является группой, которая готова пожертвовать своим состоянием, ради здоровья своего отдельного члена. Схема донативного действия может быть представлена традиционно: S (O)→(O)→←S1 (O), где Sdie Familie, Odas ganze Vermögen, S1 − du. Глагольная лексема актуализирует денотативную основу действия как добровольный отказ себе в чем-либо в счет блага другого.

(8) Die Metallfabriken liefern Bronzetiere in allen Größen. (Remarque1, 216)

Институциональная сфера реализации донативности в данном примере выражена субъектом S «die Metallfabriken», являющегося элементом материальной культуры человеческого общества, фрагментом объективной действительности, созданный человеком, способный быть действенным началом в донативности. Схему донативного действия данного речевого высказывания можно представить следующим образом: S (O)→(O), где S — «die Metallfabriken» (производящий и поставляющий субъект), О — «Bronzetiere» передаваемый объект, результат его деятельности. Субъект S1 в схеме не указан, поскольку не актуализирован контекстом предложения.

Институциональная сфера реализации донативности представляет собой более масштабную область функционирования донативности, состоящую из укрупненных совокупностей индивидов человеческого общества, являющихся сложной целостной системой, включающая различные структурные элементы.

Описанные в рамках данной статьи примеры свидетельствуют о том, что в традиционной модели донативного действия отдающий субъект S актуализируется через макросистему человек в личном, общем и институциональном аспекте.


Литература:

  1. DAF Deutsch als Fremdsprache.Wörterbuch./ Office- Bibliothek, Herausgeber: Langenscheidt-Redaktion / Dieter Götz / Günther Haensch /

  2. Hesse, Hermann „ Der Steppenwolf“Frankfurt am Main, Verlag1997, 242 S.

  3. Remarque, Remarque Erich Maria „Der schwarze Obelisk“ 8. Auflage, 1996, Köln, 400 S.


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): субъект, DAF, глагольная лексема, действие, объединение индивидов, внешний человек, институциональная сфера, общая сфера, субъектно-объектное взаимодействие, человеческое общество.

Похожие статьи

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов педагогического коллектива. Автор: Сергеева Анна Дмитриевна.

Рассматривая человека не только в сфере общественных отношений, но и в сфере развития его духовных сил, Н. К. Крупская еще в дореволюционный...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности. Автор: Сергеева Анна Дмитриевна.

В первом случае субъект воздействует на человека, исключая его права на изменение планируемого хода событий в процессе общения.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

Следовательно, механизмы взаимодействия – это процессы, обеспечивающие связь между субъектами, их общее действие.

1. Седельников, А. Социально активное образование как институциональный партнер

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

Субкультуры как новая форма идентификации с точки зрения...

Субъектиндивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель

В общении с ними ребенок познает различные формы взаимодействий человека с

Подростковые субкультуры: синдром одиночества. Субкультура — это особая сфера...

Роль доверия в гражданском обществе | Статья в журнале...

Процесс выстраивания доверия в субъект-субъектных отношениях довольно подробно описывается в работах психологов.

Доверие выступает центральным звеном самоорганизации, взаимодействия людей

Доверием пронизаны все сферы человеческих отношений.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический...

Традиционный подход в организации обучения и воспитания продолжал закрепление и усиление субъектно-объектных отношений учителя

В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Любой вид взаимодействия как между индивидами, так и социальными

Поскольку мы живем в обществе, любое действие субъекта (или субъектов), совершаемые по отношению к другому индивидууму

Совершая любое социальное действие, человек, так или иначе, оказывает...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая

Взаимодействие в свою очередь отражает универсальный тип связи между субъектами тех или иных отношений.

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

− понимание и принятие субъектных свойств другого человека [7]. Здесь также можно видеть существование акцента на значимости субъектности другого.

− на уровне индивида (субъект жизнедеятельности) — в специфике образа жизни и способности к осуществлению...

Похожие статьи

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов педагогического коллектива. Автор: Сергеева Анна Дмитриевна.

Рассматривая человека не только в сфере общественных отношений, но и в сфере развития его духовных сил, Н. К. Крупская еще в дореволюционный...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности. Автор: Сергеева Анна Дмитриевна.

В первом случае субъект воздействует на человека, исключая его права на изменение планируемого хода событий в процессе общения.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

Следовательно, механизмы взаимодействия – это процессы, обеспечивающие связь между субъектами, их общее действие.

1. Седельников, А. Социально активное образование как институциональный партнер

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

Субкультуры как новая форма идентификации с точки зрения...

Субъектиндивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель

В общении с ними ребенок познает различные формы взаимодействий человека с

Подростковые субкультуры: синдром одиночества. Субкультура — это особая сфера...

Роль доверия в гражданском обществе | Статья в журнале...

Процесс выстраивания доверия в субъект-субъектных отношениях довольно подробно описывается в работах психологов.

Доверие выступает центральным звеном самоорганизации, взаимодействия людей

Доверием пронизаны все сферы человеческих отношений.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический...

Традиционный подход в организации обучения и воспитания продолжал закрепление и усиление субъектно-объектных отношений учителя

В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов...

Дискурс как основа социального взаимодействия

Любой вид взаимодействия как между индивидами, так и социальными

Поскольку мы живем в обществе, любое действие субъекта (или субъектов), совершаемые по отношению к другому индивидууму

Совершая любое социальное действие, человек, так или иначе, оказывает...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая

Взаимодействие в свою очередь отражает универсальный тип связи между субъектами тех или иных отношений.

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

− понимание и принятие субъектных свойств другого человека [7]. Здесь также можно видеть существование акцента на значимости субъектности другого.

− на уровне индивида (субъект жизнедеятельности) — в специфике образа жизни и способности к осуществлению...