Библиографическое описание:

Погорелова С. Д., Яковлева А. С. Функциональная значимость оценки в контексте [Текст] // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 85-86.

В настоящее время существует много работ, посвященных анализу оценочных высказываний, в которых хорошо освящается вопрос относительно языкового выражения оценок. Особый интерес представляет анализ функционирования оценки на уровне целого текста, т. е. функциональная значимость оценки в тексте.

Уже в 30-е годы был поставлен вопрос о специфике оценочного высказывания в частности. Ч. Стивенсон писал, что главное назначение ценностных суждений не сообщать о фактах, а оказывать влияние. Можно говорить о двух способах употребления языка. Первое состоит в том, чтобы фиксировать, прояснять и сообщать наши взгляды. Второе заключается в том, чтобы давать выход нашим чувствам, создавать настроения или побуждать людей к действиям и убеждениям.

Оценка по Ч. Стивенсону предназначена для воздействия на адресата, «заключённая в ней похвала не есть не адресованное выражение эмоции, она имеет своей целью вызвать у адресата определённое психологическое состояние, она отражает прагматический аспект знаковой ситуации» [7; 217]. Это доказывает важность прагматической категории адресата в ситуации оценки.

В 70-е годы сторонники речевых актов настаивали также на том, что основная цель оценочных высказываний состоит не в том, чтобы описывать мир, а в том, чтобы выражать эмоции и отношения, хвалить или ругать, льстить или оскорблять, рекомендовать или советовать, отдавать приказы или руководить и т. п. C этими доводами нельзя не согласиться, но и нельзя также исключить из этих высказываний фрагмент описания мира.

В. Г. Гак выделяет две главные функции оценки в тексте. На первом месте прагматическая, которая заключается в формировании интенции слушающего, “в желании заинтересовать или убедить, “зацепить” внимание собеседника”. Вторая функция − функция компенсации информационной недостаточности. Оценочное высказывание “позволяет понять слушающему позицию или реакцию говорящего, если даже тот не даёт достаточной информации” [2; 87].

А. А. Ивин отмечает, что присутствие в оценке субъективности, с одной стороны, и указания на свойства объекта — с другой, позволяют выделить следующие функции оценочного высказывания: функцию выражения и функцию замещения (такие же функции выделяет в своих работах Е. М. Вольф).

Совмещение функции выражения и функции замещения касается главным образом общеоценочных понятий “хороший/плохой”. В обозначениях эта книга хорошая, он плохой человек выражается отношение субъекта к объекту оценки (функция выражения). «Чувства удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания, желания, стремления, предпочтения и т. д., могут выражаться не только с помощью таких слов, как нравиться, люблю, возмущён, ненавижу и т. п., но и с помощью наиболее общих оценочных понятий» [3; 36–37].

В функции замещения оценочные слова «хороший\плохой» указывают на те или иные совокупности свойств, являясь как бы обобщающими именами класса свойств с определённым знаком «+» или «−». Вкусное яблоко подразумевает не только то, что оно доставляет удовольствие субъекту, но и то, что в нём определённым образом сочетаются кислота и сладость, что оно не слишком жёсткое и т. п. Естественно, что общеоценочные термины, применительно к разным вещам, замещают разные свойства, т. е. подразумевают разные аспекты оценки.

Функция выражения выступает в тех случаях на первый план, когда субъект обозначает с их помощью своё отношение к объекту. В функции замещения, оценка указывает на те свойства, которые присущи объекту [1; 33–34]. Выполняя функцию замещения, общеоценочные слова характеризуют отношение объекта к стереотипу, точнее степень соответствия или несоответствия ему.

По мнению А. А. Ивина «оценка задаёт перспективу познавательного процесса, служит первым необходимым шагом в движении познания от незнания к знанию» [4; 162].

Анализируя оценочные конструкции в тексте, А. П. Сковородников указывает на то, что они “увеличивают прагматический потенциал высказываний сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические структуры” [6; 255].

Итак, в функциональном плане оценочное высказывание, в первую очередь, служит для выражения отношения (Н. Д. Арутюнова, А. А. Ивин, Е. М. Вольф, В. Н. Телия, Н. А. Лукьянова, В. Н. Цоллер, М. В. Ляпон и др.), эмоций говорящего к реальному миру, с его стремлением привлечь внимание слушающего, а также для описания фактов, событий, реалий окружающей действительности.

Многообразные функции языка — воздействующая, дидактическая, эмотивная, когнитивная — определяют «важность оценочных суждений в формировании способностей личности выразить свой духовный мир, определив объекты окружающей действительности (предметы, лица, процессы, события, факты) по нормативной шкале ценностей» [5; 13].


Литература:

  1. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. — М.: Наука, 1985. — 228с.

  2. Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. — 1997. − № 3. — С. 87−95.

  3. Ивин А. А. Основание логики оценок. − М.: Наука, 1970. — С. 230.

  4. Ивин А. А. Основы теории аргументации. — М.: Гардарики, 2000. — 416с.

  5. Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. — 1994. − № 4. — С. 112.

  6. Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. — Томск: 1984. — С. 255.

  7. Стивенсон Ч. Некоторые прагматические аспекты значения // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1985. — С. 217−218.

Основные термины (генерируются автоматически): функции замещения, оценочных высказываний, значимость оценки, функцию замещения, оценочного высказывания, функции замещения оценочные, анализу оценочных высказываний, Функциональная значимость оценки, цель оценочных высказываний, функциональная значимость оценки, главные функции оценки, Совмещение функции выражения, функции оценочного высказывания, языкового выражения оценок, прагматический потенциал высказываний, специфике оценочного высказывания, «важность оценочных суждений, адресата определённое психологическое, анализ функционирования оценки, окружающей действительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle