Библиографическое описание:

Мамедова Ш. А. Мнение общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева о творчестве Джалила Мамедкулизаде [Текст] // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 14-17.

The article looks into the valuable opinions of Haydar Aliyev, the national Leader, about the life and literatury activity of Jalil Mammadquluzadeh, their scientificance is emphasized. The works done by National Leader to perpetuate the memory of the writer and the the result of the initiatives shown by him were investig

В статье анализируется мнение общенародного лидера Гейдара Алиева о жизни и литературной деятельности Джалила Мамедкулузаде, уточняется их научная значимость. Были показаны выдающиеся идеи и труды общенационального лидера.


Выдающийся просветитель — демократ, азербайджановед Джалил Мамедкулизаде, оставив свою подпись на литературу и неизгладимый след в азербайджанской литературе, а также создавший большую литературную школу, с идейно-художественным совершенством имеет достойное место среди классических азербайджанских образцов. Журнал «Молла Насреддин» под редакторством Джалила Мамедкулизаде сыграл значительную роль в развитии средств массовой информации на Ближнем и Среднем Востоке. Многосторонняя деятельность и жизнь писателя в течение многих лет была предметом исследования. Многие выдаюшиеся учёные и исследователи обратились к этой теме, ввели ряд исследований о творчестве Мирзы Джалила и «молланасреддинчи», написали ценные монографии о нём. О деятельности писателя и журнала «Молла Насреддин» имеются весомые оценки. Создатель независимого азербайджанского государства Гейдар Алиев всегда с большим уважением относился к личности и творчеству Джалила Мамедкулизаде, как к писателю и мыслителю, боровшемуся за процветание родного государства. Оценка общенационального лидера Гейдара Алиева творчества и самой личности Мирзы Джалила более эффективная и оригинальная. С этой точки зрения мнение великого лидера привлекает внимание. Гейдар Алиев на открытии Дома-музея писателя, публициста, драматурга, общественного деятеля Джалила Мамедкулизаде, на юбилейном вечере по случаю 125-летия со дня рождения великого азербайджанского писателя Джалила Мамедгулузаде – во дворце «Республика», 28 декабря 1994 года профессионально и высоко оценил роль и место писателя в азербайджанской литературе и в истории обшественного мнения. Это выступление является выражением высокого почтения, показывает знакомство с творчеством Джалила Мамедкулизаде, а также классического культурно-художественного наследия великого лидера. «К примеру, Сабир и Джалил Мамедкулизаде являются теми, кто составляет большую гордость нашей литературы ХХ века. Творчество Джалила Мамедкулизаде – это творчество, демонстрирующее миру духовность, культуру, литературу Азербайджана, а также способности нашего народа.» – сказал великий лидер, оценивая таким образом творчество писателя. «Если бы Джалил Мамедкулизаде не появился на свет как личность, если бы он не осуществил свою деятельность, если бы журнал «Молла Насреддин» не помог вывести людей из мрака, если бы его произведение «Мертвецы» не открыло бы людям глаза на реальный мир, то наш народ не смог бы так развиваться. Эти слова относятся не только к Джалилу Мамедкулизаде, но и ко многим азербайджанским гениям. Но сегодня мы пришли именно в дом Мирзы Джалила и чтим его память. Поэтому я посвящаю эти слова ему.» [1, 249]. Великий лидер в своих выступлениях и докладах научным и систематическим образом истолковывает жизнь и творчество Джалила Мамедкулизаде, анализирует различные произведения писателя, подходит к наследию Мирзы Джалила с исторической и современной точки зрения. Оценивая творчество Джалила Мамедкулизаде как моральную поддержку и источник духовности для азербайджанского народа - великий лидер подходит к этому наследию с национальных и государственных интересов,а также подчёркивает необходимость нового подхода при изменении времени и условий. Гений Джалила Мамедгулузаде нашел свое отражение в журнале «Молла Насреддин». «Молла Насреддин» и посредством этого журнала Джалил Мамедгулузаде и привлеченные к работе над изданием другие передовые люди Азербайджана сыграли большую роль в формировании национального самосознания народа, повышении его национального духа, национальному пробуждению народа. И поэтому мы должны относиться к Джалилу Мамедгулузаде не только как к литератору, писателю, публицисту, но в то же время и как к крупному общественному деятелю, крупному политику. Джалил Мамедгулузаде сыграл посредством своего творчества большую роль в развитии общественно-политической жизни Азербайджана. Это не только литература, не только культура, это большие заслуги в политике, в общественной жизни» [1, 242]. Общенациональный лидер оценивал этот вопрос как неотъемлемую часть национальной идеологии и национальной политической концепции. И это не случайно. Выдающийся лидер считал деятельность Джалила Мамедкулизаде формой выражения и реализации идеологии азербайджанства. Посредством своего творчества он прилагал усилия для обретения Азербайджаном независимости. Стараясь разбудить азербайджанский народ, формируя его национальное самосознание, усиливая национальное пробуждение, он призывал народ к борьбе за национальную свободу, прокладывал путь к независимости этого народа и видел этот путь исключительно на основе демократических принципов. Он писал тогда, что «республикой называют то государство, где управление находится в руках и распоряжении народа и где в основе республики лежат принципы свободы совести, собраний, объединений, свободы слова, печати, свободы создания политических течений, свободы личности, равенства перед законом, солидарности, равенства и независимости в отношении избирательного принципа, принцип тайного голосования». Можно справедливо сказать, что азербайджанскую идеологию в публицистику принёс Мамед ага Шахтахтлы, в художественную литературу Джалил Мамедкулизаде, а в политическую идею Гейдар Алиев. И это мнение нашло свое отражение в научной литературе [2, 80]. Видный филолог, учёный, академик Иса Габиббейли, говоря об обучении азербайджанству Гейдара Алиева отметил, что это обучение «соединяет в себе современное развитие с историческими ценностями» [ 3]. Наша национальная идеология, несомненно, должна быть связана с нашим историческим прошлым, традициями, особенностями нашей нации, настоящим и будущим нашего народа, государства. С этой точки зрения, мысли, отображающиеся в творчестве Джaлила Мамедкулизаде, национальные особенности Азербайджана, а также одновременно и общечеловеческие ценности, являются основой национальной идеологии и важным средством, большим богатством для создания этой идеологии. «В то время привязанность к национальной сути, а также оценка мировых, общечеловеческих ценностей, их отображение в своем творчестве и попытки поднять общий уровень нашего народа требовали большого гражданского мужества, являлись большой заслугой и мы всегда должны ценить это. И поэтому творчество, произведения Джалила Мамедкулизаде могут оказать и окажут сегодня большую помощь в деле формирования, создания нашей национальной идеологии и подготовке на научном уровне ее концепции» [l, 243]. Не случайно, что самый известный исследователь Джалиля Мамедкулизаде Иса Габиббейли тоже считает произведение писателя «национальным пробуждением и настоящим художественным манифестом эпохи Возрождения» и в прессе, и в художественной литературе называет его мощным последователем идеологии азербайджанства. [4, 43]. Великий лидер удерживал в центре внимания развитие национального языка как неотъемлемой части национальной идеологии и высоко оценивает заслуги Джaлила Мамедкулизаде в этой области. Одной из ценных черт деятельности Джaлила Мамедкулизаде являются его заслуги в развитии азербайджанского языка. Он создал такую гениальную школу, как «Молла Насреддин», оставив тем самым большое культурное наследие. Эти заслуги Мирзы Джалила и сегодня очень ценны для нас. Мы должны в полной мере этим воспользоваться..."Нация, нация, нация! Язык, язык, язык!" выражают мысли, чаяния нашего народа, нации. Большое внимание литератора к родному, азербайджанскому, языку, пропаганда родного языка, призыв к людям по поводу того, что надо знать родной язык, мысли, статьи литератора о повсеместном господстве азербайджанского языка были очень важны для того времени, также они очень актуальны и сегодня. Произведение "Книга моей матери" является для Азербайджана гениальным произведением. Ведь наш народ, наша республика находятся на перекрестье Востока и Запада, Севера и Юга. Веками с разных направлений на наш народ оказывались различные влияния. Эти влияния имели место также и в связи с развитием нашей культуры и науки. Но гениальные личности нашего народа всегда стояли на страже азербайджанского языка, национальной сущности, национального сознания, национальной идеологии Азербайджана. Однако были такие времена, периоды, когда порой, люди, получив образование в других странах, приобщившись к языку, традициям тех стран, утрачивали свой язык, свои традиции, национальную суть [5].

Известно, что Мирза Джалила и «Молла Насреддин» обвиняли в атеизме. Под влиянием советской идеологии целью критики писателя были Исфаханские мазурики, Шейх Насруллах, ложные религиозные деятели их неправильно воспринимали и показывали как атеистические произведения. Великий лидер таким образом оценил произведение «Мертвецы» Джалила Мамедкулизаде: «Я смело могу сказать, что в мировой литературе не найти второго подобного произведения. Это произведение свидетельствует о том, каким Джалил Мамедгулузаде был большим философом, психологом, а также отображает его своеобразное творчество и природный талант. «Мертвецы» – это бессмертное произведение. Оно было востребованным и в то время, когда было написано, оно необходимо нам и сегодня. Произведение «Мертвецы» долгое время использовали в антирелигиозной пропаганде, и в большинстве случаев оно воспринималось как произведение, написанное против религии. К сожалению, в то время это, возможно, было так. Потому что в нашей жизни царило воспитание в духе атеизма, религия отрицалась, и это произведение служило, возможно, с этой точки зрения, в этом направлении.

Но, создавая это произведение, Мирза Джалил вовсе не выступал против религии, напротив, он попытался доказать этим произведением то, насколько большой духовной ценностью была для нашего народа исламская религия. В то же время, он разоблачал, критиковал тех, кто искажал религию, и, используя ее, занимался мошенничеством. Мы сейчас вернулись к своей религии. Религия является одним из наших духовных источником. Путь, открытый для азербайджанского народа исламской религией, Священным Кораном, будет продолжен, и постепенно мы будем создавать условия для того, чтобы наша религия заняла достойное место. Но мы должны пользоваться плодами произведения «Мертвецы» Джалила Мамедгулузаде и сегодня. Ведь и сегодня немало тех, кто искажает религию, злоупотребляет ею ради собственных целей, прикрываясь религией, стремится ввергнуть наш народ в невежество. Мирза Джалил же в то время вел борьбу против таких людей и завещал нам посредством произведения "Мертвецы" делать то же самое. И мы должны исполнить его заветы» [1, 244].

Великий лидер пропагандировал основную идейную линию-идею Азербайджанство. Он отмечает, что в этом направлении исламские ценности неотделимы от национальности и современности, и выделяет необходимость духовного фактора как основной идеал. В книге «Гейдар Алиев и Азербайджанская литература», опираясь на это мнение, отмечается необходимость новой системы просмотра к теме общенациональным лидером. (б, 17). Выдающий литератор Гусейн Гашимли считает эти слова превосходным образцом современного научного взгляда к литературно-идеологическому значению произведения «Мертвецы» (7, 34). В статьях Мирза Джалила, мы сталкиваемся с мыслями и выводами о таких проблемах, как демократические выборы, конституционные права, многопартийная система в Азербайджанском обществе и т.д. В связи с этим Джалил Мамедкулизаде предстает как общественный деятель. Эта позиция находит свое отражение в выступлениях общенационального лидера Гейдара Алиева. Джалил Мамедкулизаде вошел в историю Азербайджана как великий демократ. Посредством своего творчества он прилагал усилия для обретения Азербайджаном независимости. Стараясь разбудить наш народ, формируя его национальное самосознание, усиливая национальное пробуждение, он призывал народ к борьбе за национальную свободу, прокладывал путь к незасимости нашего народа и видел этот путь исключительно на основе демократических принципов. Не случайно, понятие «республика» в его работах перекликается с принципами демократического правового государства, которое мы сегодня хотим построить. При прочтении произведения, у меня возникло впечатление, что это было написано в наше время. Еще тогда писатель заметил, что «республикой называют то государство, где управление находится в руках и распоряжении народа и где в основе республики лежат принципы свободы совести, собраний, объединений, свободы слова, печати, свободы создания политических течений, свободы личности, равенства перед законом, солидарности, равенства и независимости в отношении избирательного принципа, принцип тайного голосования». Мы сегодня хотим создать на основе этих принципов демократическое правовое государство, демократическое правовое общество. Джалил Мамедкулизаде был большим демократом, прилагавшим усилия во имя азербайджанской государственности. Мы высоко ценим это. И вот поэтому Джалил Мамедкулизаде всегда с нами» [1, 246]. Великий лидер подчеркнул важность наследия Джалила Мамедкулизаде и журнал «Молла Насреддин» для современного периода. Посредством своего творчества, произведений, публицистики, большой деятельности в сфере печати Джалил Мамедкулизаде сыграл огромную роль в национальном пробуждении, национальном возрождении азербайджанского народа. В формировании национального самосознании народа неподражаема роль именно журнала «Молла Насреддин» и деятельности Мирзы Джалила. Журнал «Молла Насреддин» известен во всем мире. Несмотря на то, что связь в то время была развита очень слабо, журнал «Молла Насреддин» распространялся, с уважением воспринимался во многих странах мира, его читали, и он повсюду имел влияние. Журнал «Молла Насреддин» занимает в жизни Азербайджана особое место. В соответствии с ситуацией того времени, Джалил Мамедкулизаде издавал журнал «Молла Насреддин» на таком уровне, чтобы его могли читать, он был понятен основным слоям народа. Не случайно, наряду со статьями, почти в таком же объеме в журнале печатались и рисунки, карикатуры известных художников Шмерлинга, Роттера, видного азербайджанского художника Азима Азимзаде. В связи с тем, что в то время большая часть нашего народа была неграмотной, и у многих не было возможности учиться, карикатуры и рисунки могли без слов донести до этих людей необходимую мысль, произвести должное впечатление. Журнал издавался на азербайджанском языке, имел широкое распространение среди народа и оказывал большое влияние. Своим творчеством Джалил Мамедкулизаде подтвердил, что он не только классик, но и сегодняшний современник. В его глазах Мирза Джалил является нашим живым современником, не только наше прошлое, но и наше будущее. Исследование и пропаганда творчества Джалила Мамедкулизаде, увековечение его имени осуществилась великим лидером Гейдаром Алиевым. В 1981 году по инициативе Гейдара Алиева было принято постановление о создании дома-музея Джалила Мамедкулизаде в Баку, 13 лет спустя, Лишь в 1994 году, после его возвращения к власти, наконец, в его родном городе в Нахчыване был создан дом-музей Дж.Мамедкулизаде. Великий лидер также дал постановление о создании дома музея в Нахчыване в село Нехрам, проведении юбилеев всех томов журнала «Молла Насреддин». И в результате распоряжения 12 января 2004 года Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева «Об осуществлении массовых изданий на азербайджанском языке с латинской графикой», опубликования произведений писателя в четырёх томах, распоряжение в 2006 году о проведении на государственном уровне 100-летнего юбилея «Молла Насреддин», и проведении 140-летнего юбилея со дня рождения Джалила Мамедкулизаде являются продолжением великих идей Гейдара Алиева. Хочу закончить свои мысли со словами великого лидера Гейдара Алиева: «хочу выразить уверенность в том, что творчество Мирзы Джалила озарит ярким светом наше настоящее и будущее, откроет для нас пути и поможет успешному шествию независимого Азербайджана в будущее» [1, 248].


Литература:

  1. Гейдар Алиев. Высокий долг и идея литературы. Бакы, «Озон» 1999, 496 стр.

  2. Габибейли И. Великий Гейдар Алиев и современность. Вопросы формирования наследия и национальной идеологии общенационального лидера Гейдара Алирза оглы Алиева. (Материалы научно-теоретической общереспубликанской конференции проведённое в 5 мая 2010 года). Бакы, «Элм и Тэхсил», 2010, 196 стр.

  3. Габибейли И. Политический курс Гейдара Алиева и современная эпоха. Газета «Шарк капысы», 2010, 5 мая

  4. Габибейли И. Джалил Мамедкулизаде. Бакы, «Чинар-чап» , 2002, 57 стр.

  5. 1тр: 1it.az. М.Гаджиева. Гейдар Алиев и Азербайджанская литература

  6. Гейдар Алиев и Азербайджанская литература. Бакы, «Шарк-Гарб», 2009, 248 стр.

  7. Г.Гашымлы. Выдающий государственный деятель Гейдар Алиев о Джалиле Мамедкулизаде и «Молла Насреддин». – Габибейли И. Джалил Мамедкулизаде. Жизнь и деятельность. Баку, «Элм и Тэхсил», 2010, 196 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle