Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, январь 2013)

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. В. Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре / Е. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3070/ (дата обращения: 20.04.2024).

Время является неотъемлемым атрибутом существования всех предметов и процессов материального мира, важной составляющей жизни и сознания человека, той универсальной категорией бытия, которая всегда вызывала неизменный интерес, была предметом анализа ученых разных областей знаний и до сих пор остается объектом научных исследований.

Для содержательного описания модели, картины мира необходимы определенные параметры, или универсальные категории, одной из которых как раз и является категория времени в концептуальном значении.

Время, как составляющая модели мира, отвечает параметрам модели: имеет структуру, свойства, семиотический характер. Если языковое время – это способ представления временных понятий в языке с помощью разных языковых средств, то языковая модель времени структурирует научные и наивные представления о времени, выраженные в языке.

С понятием времени самым тесным образом связано представление о его цикличности. И в этом пункте религиозно-мифологическое сознание принципиально противоречит современной картине мира, утверждающей необратимость времени. Согласно древним воззрениям многих народов, история вселенной и человечества разворачивается не в виде бесконечной последовательности событий, а по кругу: через какое-то время все, что было, повторяется вновь, и причем в том же самом виде. Эта концепция круговорота бытия нашла отражение не только в мифах, но и в ранней философии, еще тесно связанной с мифологическим наследием.

Восприятие времени в принципе абстрагировано от непосредственного, чувственного восприятия – поскольку, постольку человек не может произвольно менять свое положение во времени (подобно тому, как он делает это в пространстве).

В гуманитарных науках разработаны свои классификации и модели времени. Часто в работах при описании времени исторического, социального, индивидуального человеческого существования время выступает в двух качествах: время как элемент физического описания реальности, как одна из координат некоторой движущейся точки и время как определенного рода величина и мера человеческой жизни, социально-исторического бытия людей; время как параметр физического измерения длительности физических событий и время как общее условие человеческого бытия (его порядок и мера, реальная связь и последовательность).

Человеку архаического общества было присуще наивно-целостное понимание окружающего мира как неотъемлемой части вселенной, что, в свою очередь, определило и отношение к времени. Восприятие временного континуума древним сознанием обусловлено космическими циклами, так как человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами, которые определяли его жизнь и привели к понятию цикла. В основе летоисчисления и в целом временных представлений тех пор лежал природно-космогонический творческий акт и биокосмические ритмы, согласно которым строилась хозяйственная, семейная, трудовая и прочая жизнь человека.

Главенствующий смысл мифического времени в идее начального времени, или правремени. Идея первоначала как начала всего выступает как целостность, как качество, свойство события, характеристика предмета. В примитивном, мифологическом сознании категория времени не существует как чистая абстракция, так как само мышление людей на архаических стадиях развития было по преимуществу конкретным, предметно-чувственным.

Представления о цикличности времени, о завершенности и повторяемости цикла характерно для всех народов мира – оно универсально. Необходимо заметить, что и сегодня чувство времени у человека порождается восприятием изменений в мире, а его основным источником является космическое время – смена времен дня, сезонов года и т.п., т.е. циклизм имеет место быть и в сознании современного человека.

С древнейших времен в сознании человека существуют два представления о времени: время как последовательность повторяющихся однотипных событий, «жизнь кругов» (циклическое, наивное) и время как однонаправленное поступательное движение (линейное, естественнонаучное).

На фоне относительной полноты исследования категории времени в естественных науках, а также высокой степени ее изученности в философии, истории, психологии, а также социологии, культурологи можно говорить только о начальной стадии изучения вопроса в лингвистическом, а тем более в лингвокогнитивном аспекте.

Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее. Однако и настоящее имеет свое положение в череде опосредованных событий, т.е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени. Такой точкой для конкретного человека является его рождение, для культуры, эпохи, человечества – определенная общепринятая точка в виде календарной системы.

У монголов двенадцатилетний животный цикл начинается с мыши (крысы): Хулһн җил – год мыши; Үкр җил – год коровы; Бар җил – год тигра; Туула җил – год зайца; Лу җил – год дракона; Моһа җил – год змеи; Мөрн җил – год лошади; Хөн җил – год овцы; Мөчн җил – год обезьяны; Така җил – год курицы; Ноха җил – год собаки; Һаха җил – год свиньи.

У калмыков же новый год начинается с бар – тигра, продолжаясь в такой же последовательности. Это связано с тем, что у калмыков в отличие от монголов Новый год начинается не в феврале, а где-то в ноябре – декабре, и знаменуется праздником Зул, который отсутствует в монгольской культуре. В феврале же калмыки празднуют Цаһан Сар – праздник весны, который есть у монголов, но не как праздник весны, а как Новый год.

Хронологическое представление времени в калмыцком языке передается лексемой цаг в различных словосочетаниях и контекстах, в разных значениях «время», «эпоха»: Кедү цаг – сколько времени? Җилин цаг – времена года; Көдлх цаг (көдлмшин цаг) – рабочее время; Сул цаг – свободное время; Нег цагт бәәдг (бәәсн) улс – современники; Кезәңк цаг – старина, старое время; Хая-хая – иногда, время от времени, временами; Цаган геех – потерять время; Цаг давсн хөөн – с течением времени.

Опосредованное выражение временных представлений: Цаг бәәнә – время терпит; Тер цагт – в то время как…; Эн цаг күртл – до сего времени; Нанд цаг уга (нанд цол уга) – у меня нет времени.

Измерение факта событий – назначенное время, срок: Болзг (цаг болзг) – срок, пора; Эн цагас авн – с тех пор; Эн цаг күртл – до сих пор; Эн саамла – в ту пору; Кезәнәс авн – с давних пор.

Лексические единицы с темпоральным значением меры времени, типа «век», «год», «день», «час», устойчивые обороты, пословицы, фразеологизмы, загадки на тему времени, представляют собой жанровые разновидности творчества народа и содержат его нравственно-философскую оценку времени. Жизненный опыт, повседневная практика, наблюдения за окружающей действительностью нашего кочевого народа в течение сложной многовековой истории нашли свое отражение в малых жанрах устного народного творчества – пословицах и поговорках.

Кир – кирдән, кем – кемдән – Всему есть предел, всему – свое время.

Цаг урдас сансн санан худлч – То, что преждевременно задумано, бывает ошибочным.

Өмнкнь өөрдәд, ардкнь холдҗ – Будущее приближается, прошлое отдаляется.

Цагнь ирхлә булмгт шүдн ундг – Приходит время и при кушании булмука (название мучного блюда в виде каши, приготовляемой из сметаны, масла и муки) падает зуб.

Цаг негәр йовдго, цәкрм цаһанар бәәдг уга – Время течет, изменяется, ирис белым не остается.

Цагнь ирхлә тергәр туула күцдг – Приходит время, когда и на телеге догоняют зайца.

Цагнь болхла цасн деер түүмр шатдг – Приходит время – и на снегу разгорается пожар.

Өдр өдрәрн бәәдг уга – День на день не приходится, день дню рознь.

Нарн һарвл, өдр гидг, сар дегдвл, сө гидг – Взойдет солнце – день, поднимется луна – ночь.

Чамта болв чигн өр цәәх, чамаг уга болв чигн өр цәәх – Будешь ты или нет, рассвет все равно наступит.

Цаг цар чолуг эләнә – От времени изнашивается и камень-валун.

Цагиг – цалм хайҗ зогсаҗ болдго – Время арканом не остановишь.

Калмыцкая народная загадка, подобно другим жанрам устного поэтического творчества, выполняет функцию отображение объективной действительности средствами поэтического выражения, а потому мироощущение народа четко запечатлено именно в этих единицах фольклора. Загадки дошли до наших времен с седой старины. Об этом свидетельствуют отдельные элементы в их художественной структуре, приемы художественного изображения, в частности, олицетворения. По древним воззрениям калмыков можно допустить, что природа и животный мир понимали человеческую речь, почему они и наделялись свойствами и речью людей.

Арвһр-сарвһр модн арвн хойр ацта, ац болһндан һучад бүчртә, бүчр болһнд һурвн зун җирәд хамтхаста (Җил, Сар, өдр). загадка На раскидистом дереве двенадцать сучков, на каждом сучке по тридцать ветвей, на каждой ветви триста шестьдесят листьев (Год, месяц, дни).

Таким образом, материал калмыцкого языка подтверждает представления древних поколений о необратимости времени и его цикличности. Время воспринималось как нечто наличное, не требующее объяснения и подтверждения существования. Более того, предки калмыков философски относились к течению времени, и осознавали, что за жизнью есть некая другая жизнь, в рамках буддийской религии. Все это подтверждает теорию об универсальности категории времени для различных народов.

Каждый этнос существует в определенной местности со своим климатом и условиями природы, окружен определенным ландшафтом, соседствующими этносами и религиозными верованиями. Исходя из этого, каждый народ видит окружающий мир в собственном свете, исходя из того, что он присутствует в окружающем его мире. Анализируя реальную действительность, человек творит свою культуру, отражая свое видение мира, образ мира, миропонимание в единицах фольклора, речи, языке. Оттого картина мира каждого отдельного народа отличается от мировоззрения других народов, но концепты культуры, составляющие картины мира остаются универсальны и узнаваемы в любой системе миропредставления каждого этноса.


Литература:

  1. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987, стр. 255.

  2. Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / Сост. Б.Х. Тодаева. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. 839 с.

  3. Скрелина Л.М. Время оперативное и время перевернутое: (Г. Гийом, П. Флоренский) // Язык и время. Архангельск, 1993, стр. 3-5.

  4. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969, №3, стр. 105-116.

Основные термины (генерируются автоматически): время, категория времени, день, единица фольклора, калмыцкий язык, необратимость времени, окружающий мир, праздник весны, сознание человека, течение времени.

Похожие статьи

Пространство и время в устном творчестве северокавказских...

Не смотря на то, что человек не рождается с чувством времени и пространства, они, всегда играли важную роль в жизни всего социума на протяжении всей его истории. Выступая неким параметром существования мира, данные категории...

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства художественного времени, временной континуум

В окружающей нас действительности мы всегда наблюдаем однонаправленность и необратимость времени.

Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре.

Пространство и время в свою очередь от человека не зависят и являются категориями предшествующими и начальными.

лингвокогнитивное исследование, калмыцкий фольклор, сказочная картина мира, женская красота. Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре.

К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого...

В то же время в калмыцком языкознании в настоящее время отсутствуют комплексные работы, посвященные лингвокогнитивному исследованию фольклора, анализу составляющих его жанров. В научных трудах калмыцких лингвистов фольклорный материал...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

В настоящее время нельзя не отметить

Из опыта проведения таких мероприятий мы сделали вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира.

Жизнь человека в русском фольклоре.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени.

Следующая особенность — необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел.

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте...

Манипулируя основными составляющими концептосферы ‘время’ – ‘необратимость’, ‘темпоральная ограниченность’, ‘вечность’, осуществляется попытка создать иллюзию возможной власти человека над временем. Наука побеждает время.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени.

В нашей школе занятия построены таким образом, чтобы фольклор изучался не как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как мир человека прошлого, а во многом и...

Отражение наивной картины мира в калмыцких и якутских...

В последнее время активно разрабатываются вопросы, связанные со структуризацией языковой картины мира

Возраст человека во фразеологической картине мира русских...

Ключевые слова:лингвокогнитивное исследование, калмыцкий фольклор, сказочная картина мира...

Похожие статьи

Пространство и время в устном творчестве северокавказских...

Не смотря на то, что человек не рождается с чувством времени и пространства, они, всегда играли важную роль в жизни всего социума на протяжении всей его истории. Выступая неким параметром существования мира, данные категории...

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства художественного времени, временной континуум

В окружающей нас действительности мы всегда наблюдаем однонаправленность и необратимость времени.

Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре.

Пространство и время в свою очередь от человека не зависят и являются категориями предшествующими и начальными.

лингвокогнитивное исследование, калмыцкий фольклор, сказочная картина мира, женская красота. Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре.

К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого...

В то же время в калмыцком языкознании в настоящее время отсутствуют комплексные работы, посвященные лингвокогнитивному исследованию фольклора, анализу составляющих его жанров. В научных трудах калмыцких лингвистов фольклорный материал...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

В настоящее время нельзя не отметить

Из опыта проведения таких мероприятий мы сделали вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира.

Жизнь человека в русском фольклоре.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени.

Следующая особенность — необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел.

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте...

Манипулируя основными составляющими концептосферы ‘время’ – ‘необратимость’, ‘темпоральная ограниченность’, ‘вечность’, осуществляется попытка создать иллюзию возможной власти человека над временем. Наука побеждает время.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени.

В нашей школе занятия построены таким образом, чтобы фольклор изучался не как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как мир человека прошлого, а во многом и...

Отражение наивной картины мира в калмыцких и якутских...

В последнее время активно разрабатываются вопросы, связанные со структуризацией языковой картины мира

Возраст человека во фразеологической картине мира русских...

Ключевые слова:лингвокогнитивное исследование, калмыцкий фольклор, сказочная картина мира...