Библиографическое описание:

Райцева Е. В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 83-85.

Учебный предмет – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности.

Русский язык относится к числу важных учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу среднего образования выпускников.

В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих его целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных дисциплин. От уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком, в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Основная цель обучения русскому языку в школах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Теория приближена к практике. Она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля [9, c. 96].

Целесообразно использовать на уроках русского языка местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Например, в ходе изучения фонетики школьникам можно предлагать для фонетического разбора и транскрибирования слова, фразы, предложения о родном крае. Изучая морфологию можно также использовать краеведческий материал, например, при изучении разделов собственные и нарицательные имена существительные; качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные; числительные; деепричастия и причастия. Большие возможности имеет краеведение при изучении раздела «Лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают историзмы и архаизмы Ленинградской области. Неоценимую помощь в этой работе может оказать словарь В.И. Даля. Например, вспожинки мн., (спожинки) – конец жатвы и пированье; осенины, именинный сноп, который носят по селу с песнями и др.

Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тесты. Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу одной темой. Предложения, даже сложные, почти никогда не употребляются в речи изолированно. Они связаны с другими предложениями по смыслу и грамматически и, объединяясь с ними, образуют текст. В отличие от предложения, которое позволяет выразить мысль, текст обеспечивает развитие мысли, развитие повествования. Каждое последующее предложение не только повторяет тему предыдущего, но и развивает его мысль, добавляя к высказанному нечто новое, которое сообщается обычно в конце предложения; при чтении (произнесении текста) новое, сообщаемое последующим предложением, всегда выделяется голосом. Существенным для текста является комплекс признаков. Признаки текста:

  1. текст всегда состоит из двух или нескольких предложений;

  2. они должны быть связаны по смыслу единством темы;

  3. единая мысль и тема должны присутствовать в каждом предложении текста, и каждое последующее предложение должно своим содержанием повторить тему предыдущего и в то же время сообщить что-то новое;

  4. в последующем предложении должны присутствовать показатели связи с предыдущим.

Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:

  • анализ текстов (устных и письменных, положительного и негативного характера);

  • составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;

  • редактирование текстов;

  • установка на определенную речевую ситуацию (то есть уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания);

  • обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и другое [2, c. 87].

Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана и прием обучения, и способ деятельности школьника, которым он пользуется при создании своего речевого произведения). Вторая особенность этих приемов – в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как текст.

Задания, которые используются при этом можно условно разделить на пять групп.

1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например, определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; найти часть, в которой содержится пример, где дается описание того-то; найти в тексте лишнее; найти часть, которую следовало бы расширить; найти неудачно введенные в тексты цитаты; озаглавить отрывок словами из текста; проследить зависимость употребления языковых средств (от задачи, замысла, высказывания; сопоставить исходный текст с конспектом, что в них общего, чем отличаются и так далее.

2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста, но не текста в целом. Например, сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и так далее.

3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например, устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Например, изложить подробно, сжато такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса: записать услышанный рассказ и так далее.

5. Задания, требующие создания своего текста. Например, составить тезисы выступления, написать заметку, описать в научном стиле проведенный опыт, написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему [7, c. 342].

Тексты с использованием краеведческого материала (из истории улиц, города, зданий) можно использовать для написания диктантов: свободных, творческих, выборочных и других.

Тексты с использованием краеведческого материала можно использовать на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Данные виды работ по развитию связной письменной речи издавна практикуются на уроках русского языка. Изложения и сочинения различаются по цели – обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работ – классные и домашние; по форме словесного выражения мысли – устные и письменные. Каждый из указанных видов работ имеют свою специфику.

Изложение – вид работы, в основе которого лежат высказывания, создания текста на основе данного. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для учащихся средством усвоения, а для учителя – одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение служит развитию памяти, мышления и речи учащихся.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни (свободные темы). В современной программе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города»...).

В процессе проведения уроков русского языка педагог должен стремиться к тому, чтобы задачи каждого занятия были максимально достижимы. Используя на уроках русского языка краеведческий материал, а также различные пособия и технические средства, возможно делать каждый урок не только обучающим, но и воспитывающим.

Такая работа помогает учащимся больше узнать о своем крае. Материалы должны иметь не только познавательный, но и воспитательный характер. Использование их на уроках русского языка вызовет у учащихся живой интерес к своей родине, к ее истории. У ребят начнут развиваться патриотические чувства, появится гордость за свой край.

Следовательно, необходимо использовать краеведческий материал на уроках русского языка для того, чтобы воспитывать настоящих патриотов, достойных граждан будущего общества.

Разнообразные методы, приемы работы с краеведческим материалом используются в качестве средства формирования патриотизма у школьников.

Некоторые уроки русского языка необходимо полностью посвящать работе над краеведческим материалом. Например, взять эпиграфом к уроку слова Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя Родина может дать тебе, а спроси себя, что ты можешь дать Родине». Это высказывание станет основой для беседы. Вопросы для беседы.

  1. Что такое Родина?

  2. Родина и благосостояние. Как объединить эти понятия?

  3. «Родина» и «родной» – слова-синонимы?

  4. В чем выражается любовь к Родине?

  5. Родину нужно любить за что-то или любовь не имеет границ?

  6. Что значит Родина для членов вашей семьи?

  7. Что вы ждете от Родины?

  8. Что вы можете сделать для Родины?

Учащимся старших классов можно предложить проанализировать текст:

В сердце каждого народа хранится нечто заветное, нечто такое, что представляет собой его сокровище. Не то, за что он себя выдает, а то, что действительно представляет. Известный немецкий ученый Шубарт в работе «Европа и душа России» утверждает, что англичанин хочет видеть мир как крепость; русский, как большой дом, дом для родных [1,c.176].

В ходе изучения раздела «Лексика» учащимся можно предложить лингвистическое задание проблемного характера. Поставить перед ними вопрос: «Кого называют просвещенным патриотом?»

После предварительной беседы по выяснению толкования данного выражения попросить ребят сконструировать предложения со словосочетанием «просвещенный патриот».

Нередко на уроках русского языка необходимо использовать развивающие лексические упражнения-игры. Особенно любимой станет игра, придуманная украинскими эрудитами «Надуваловка». Это достаточно серьезная игра со словами, развивающая внимание, фантазию, лексическую зоркость, умение вслушиваться в звучание слов. Правила очень просты: даются слова (от 3 до 5 и более), выбранные по словарям любой специфики, звучащие как можно более непривычно, неожиданно, ново. Играющим предлагается придумать свое толкование лексического значения этих слов. Игра проходит довольно быстро, непринужденно, вызывая взрывы смеха. Выбор слов не ограничивается ничем. Очень важно, что играть можно командой и индивидуально. Такой вид работы способствовал лучшему запоминанию устаревшей лексики, диалектизмов, тем самым, пополнялся словарный запас школьников [11, c.123].

Таким образом, педагог-словесник обладает большим количеством краеведческого материала, используя который, может эффективно работать над воспитанием патриотизма школьников на уроках русского языка.


Литература:

  1. Арефьев, В.А. Незабвенный, прославленный город. – Санкт-Петербург, 2006.

  2. Вопросы воспитания на уроках русского языка. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. – М.: Просвещение, 1965. – 179 с.

  3. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М.,2007.

  4. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Просвещение, 2001. – 182 с.

  5. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. – М.: Просвещение, 1973. – 205 с.

  6. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976. – 289 с.

  7. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2000. – 524 с.

  8. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с.

  9. Повышение эффективности преподавания русского языка. / Под ред. Е.А. Бариновой. – М.: Просвещение, 1964. – 105 с.

  10. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000. – 303 с.

  11. Подгарецкая, И.М. Воспитание интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle