Библиографическое описание:

Вьюшкова И. Г., Понятая М. А. Онейропоэтика пейзажной поэзии Я.П. Полонского [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 12-15.

Поэзия Я.П.Полонского (1819-1898) по достоинству была оценена современниками при жизни поэта (А.А.Фет, А.В.Дружинин, Н.А.Некрасов, Н.А.Добролюбов и др.). Они увидели и отметили оригинальность его дарования, которое не только расширило круг его почитателей, но и способствовало прочному завоеванию отдельного места в истории русской литературы. В дальнейшем детальному изучению подвергся жизненный путь писателя (П.А.Орлов, Б.М.Эйхенбаум и др.), наследование художником традиций предшественников: А.С.Пушкина (В.Т., П.Н., А.А. Голенищев-Кутузов, М.П. Карпинский, Е. Будде и др.), М.Ю.Лермонтова (И.Н.Розанов), вопросы поэтической организации (В.В.Гольцев, С.Ю.Косицына, В.А.Кошелев, А.И.Лагунов и др.). Несмотря на то, что критиками и исследователями XIXXX вв. обозначен интерес Полонского к теме сна, он достаточно долго не получал аналитической разработки, а сновидческая мотивика как бы растворялась в емких категориях сказочного, фантастического. И даже в конце XX века, когда онейропоэтика Полонского начинает вызывать более пристальное внимание литературоведов, они, как правило, ограничиваются частными разработками темы, которые оставляют открытым вопрос о функционировании мотивного комплекса сна в творчестве Полонского в его системном качестве, в отношении ко всему его литературному наследию.

Предметом исследования в данной статье явилось выявление специфических особенностей пейзажной поэзии Я.П.Полонского в аспекте функционирования в ней мотива сна. Обследовав 394 стихотворения поэта, в 178 текстах мы обнаружили обращение Полонского к мотиву сна. В 150 произведениях мотив сна вводится художником как деталь, выполняя при этом разнообразные функции: экспрессивную, дидактическую, служа обстоятельством сюжетного развития, а также употребляется для создания картин пейзажа. Таких стихотворений было выделено сравнительно немного – 14 (3,6 %), но в плане поэтики эти стихотворения оказались примечательными. Большинство пейзажной группы составили стихотворения ночные, или посвященные изображению природы вечерней, затихающей, спокойной. Исходным образцом такой лирики служит известная элегическая модель, хорошо распознаваемая уже в хронологически первом стихотворении этой группы – «Посмотри – какая мгла». В нем представлена всеобъемлющая картина природы, данная глазами героя-созерцателя. Его восхищение от созерцания красоты природы выражено в монологическом слове, обращенном к неведомому собеседнику. В этом монологе содержится приглашение разделить радость любования красотой мироздания, увиденного сквозь «прозрачную дымку мглы», которая все преобразила, придав картине загадочность, таинственность. К чувству радости примешивается ощущение грусти, задумчивости – что заставляет вспомнить лермонтовские стихотворения – «Выхожу один я на дорогу», «Из Гете» – в сюжет которых включен и мотив сна. Важнейшими характеристиками такого пейзажа – и у Лермонтова, и у Полонского – выступают космизм и полная статика, неподвижность. Космизм передан Полонским через композицию. Взгляд героя (занимающего какое-то возвышенное местоположение) скользит сначала вниз, в глубину долин, где он видит ракиты, озеро, потом поднимается вверх – на небо. А там «бледный месяц невидимкой, / В тесном сонме сизых туч». Взглядом героя задана вертикаль, соединяющая мир земной и мир небесный; она поддержана далее фосфорическим лучом месяца. Так как пейзаж ночной, то все краски приглушены: месяц бледный, тучи сизые, блеск озера тускл, лишь дымка прозрачная и луч месяца фосфорический. Что же касается статики, неподвижности изображенного мира, то она, в первую очередь, достигается олицетворяющим эпитетом «сонный»:

Посмотри – какая мгла

В глубине долин легла!

Под ея прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.[1, т. 1, с. 56]

Эпитет этот фонетически закреплен в дальнейшем развитии сюжета созвучием со словом «сонм»:

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на все наводит

Фосфорический свой луч.[1, т. 1, с. 56]

В итоге экспрессия метафоры «сонный» распространяется на все стихотворение как выразительная характеристика пейзажа.

Та же модель угадывается в стихотворении «Горная дорога в Грузии»(1848), где изображение застывшего горного пейзажа:

Глухо, безлюдно кругом…

Тяжко на эти вершины,

Вечным объятые сном,

Облокотились руины.

Спят!.. и едва ли от них

Странник дождется ответа!

Вряд ли порадует их

Голос родного привета![2, с. 58]

– дополняется фигурой путника, еще молодого человека, рано уставшего от жизни. Влияние ранней усталости героя распространяется на восприятие им природы. Пейзаж для него скучен и безрадостен. В отличие от гете-лермонтовской ситуации («Отдохнешь и ты!») герой здесь противопоставлен природе, между ними нет контакта, взаимодействия и в будущем надежды на сон-отдых в единстве с природой для героя Полонского не остается. Мотив сна выступает здесь в качестве эмоционально-онтологической составляющей сюжета.

В стихотворении «Вечер» романтическая традиция изображения природы выражается в созерцательном восприятии вечернего морского пейзажа. Кольцевая композиция очерчивает границы мироздания, постепенно обретающего покой. Об этом говорят краски, звуки: догорающее пламя зари, рассыпавшееся искрами в небе, затихающие звуки бубенчиков на дороге, звонкая песня погонщиков, затерявшаяся в дремучем лесу, улетевшая крикливая чайка. Сам образ моря также является типовым романтическим образом. Но с ним Полонский связывает не байроническую идею мощи, возмущенья, свободолюбия – он соотносит водную стихию с образом материнского лона, несущего покой. Мотив сна здесь участвует в создании оригинального сравнения белой морской пены с образом заснувшего в люльке ребенка:

В прозрачном тумане мелькнула

И скрылась крикливая чайка;

Качается белая пена

У серого камня, как в люльке

Заснувший ребенок;[1, т. 1, с. 45]

Сильное место этого образа обеспечивается системой стиховых переносов, нагнетающих ожидание; переносом «разорвано» и само сравнение, становящееся в итоге акцентированным, заметным, делающим «морскую» часть пейзажа особенно наглядной. Сюжетная роль мотива сна проявляется в создании микросюжета, влияющего на лирико-экспрессивную составляющую всего сюжета стихотворения, основу которого составляет умиротворенное любование затихающей природой.

Если в приведенных выше случаях обозначенное мотивом сна состояние покоя распространялось на весь пейзаж, всю изображаемую картину, то в целом ряде стихотворений этой группы мир природы представлен внутренне неоднородным – и тогда мотив сна активно включается в создание контраста.

Так, в стихотворении «В Имеретии»(1849), представляющем гимн Грузии, сон – это деталь, характеризующая отдаленный умиротворенный пейзаж – в противовес природному буйству увиденного вблизи:

Заоблачный хребет далеко манит взор,

Там спят леса под говор водопада;

А здесь миндаль, и лозы винограда,

И дикого плюща живой ковер.

О, здесь бы жить – любить и наслаждаться…[1, т. 1, с. 116]

Описание красоты имеретинской природы герой Полонского далее проецирует на человека, его возможности, выражая надежду на братское содружество двух народов – грузинского и русского.

В стихотворении «Тишь» сон дополняет и эмоционально окрашивает картину морского пейзажа в жаркий летний день:

Душный зной над океаном,

Небеса без облаков;

Сонный воздух не колышет

Ни волны, ни парусов…[1, т. 1, с. 225]

Но и здесь эта характеристика не самоценна, а предупреждает возможное дальнейшее развитие сюжета по закону контраста. Автор считает нужным предостеречь мореплавателя об опасности (о буре) и быть готовым ко всему, так как такая тишина очень часто бывает обманчива:

Мореплаватель, сердито

В даль пустую не гляди;

В тишине, быть может, буря

Притаилась… Погоди![1, т. 1, с. 225]

В стихотворении «В дни, когда над сонным морем…» мотив сна создает фигуру контраста, необходимую для воссоздания образа непредсказуемой морской стихии. В первой строфе море представлено «сонным», тихим. Сон – деталь, способствующая созданию одухотворенного образа моря, «в отуманенном просторе», которого «еле движется волна»[1, т. 2, с. 92]. В последующих строфах (со 2 по 4) море представлено совершенно преображенной, разъяренной стихией, способной сокрушить все на своем пути.

В обоих этих стихотворениях, посвященных морю, мотив сна включен в микросюжет (статичная картина моря), оказывающийся контрастным другому микросюжету (изображение моря в динамике), что помогает передать непредсказуемость, мощь и разрушительную силу морской стихии.

В стихотворении «Чтобы песня моя разлилась как поток…»(1864) мотив сна также участвует в формировании фигуры контраста. Лирический герой рассуждает о том, что необходимо поэту-певцу для того, чтобы его «песня … разлилась как поток». Это – радость утра, пробуждение природы. Поэт – прежде всего певец природы, поэтому его песня вбирает все лучшее, что есть в ней: чиликанье вольных птиц, красоту нарядного леса и т.д., исключая все то, что нарушает эту гармонию: в данном случае, слепую сову, тревожащую слух поэта:

Пусть не темная ночь, пусть горящий восток

Отражается в ней, отливается…

Пусть чиликают вольныя птицы вокруг,

Сонный лес пусть проснется – нарядится,

И сова, – пусть она не тревожит мой слух

И, слепая, подальше усядется.[1, т. 2, с. 156]

В этом стихотворении олицетворяющим эпитетом «сонный» задана «фоновая» ситуация, противоположная той, о которой мечтает герой-поэт. В проанализированных стихотворениях мотив сна необходим в формировании сюжета, в основе которого противостояние.

Оппозиция «активный / пассивный», «действие – покой» в поэтике Полонского оказывается способной порождать особую «оксюморонную» образность. Это происходит в тех стихотворениях рассматриваемого типа, в которых Полонский использует мотив сна для создания оригинального образа природы, мира – внешне умиротворенного, «спящего» – но в котором ощущается внутренняя жизнь, движение, динамика. Это своеобразные ноктюрны, в которых собственно сюжет состоит в созерцании и переживании красоты мира в ночное время.

В стихотворении «Ночь»(1850) автор ищет ответа на вопрос: «отчего я люблю тебя, светлая ночь, – / Так люблю, что, страдая, любуюсь тобой!». Пытаясь найти ответ, поэт в обрисовке картины природы использует сон в качестве детали в микросюжете, рисующем динамику жизни ночной природы, выражающуюся в таинственном шуме различных звуков. Импульсом к передаче этой динамики затихающей, но продолжающей жить природы служит метафора – «трепет сонных листов». Благодаря небольшому микросюжету, включающему эту метафору, задается общая составляющая рефлексии героя, его внутренних размышлений. В результате медитации герой приходит к выводу, что для него ночь ценна тем, что лишает его покоя (в отличие от других, котором она посылает покой). Она дает возможность поразмышлять, пофилософствовать и т.д. Стихотворение построено на параллелизме динамики жизни ночной природы и внутренней динамики переживаний лирического героя. Прием параллелизма помогает передать экспрессию психологического состояния героя.

Близким по поэтике к стихотворению «Ночь» оказывается стихотворение «Ночь в Крыму». В нем Полонский вновь обращается к романтической традиции изображения ночного пейзажа. Местом действия является Крым, временем действия – ночь, экзотическими приметами южной природы – море, стрекот цынцырны, лавр, розы, виноград. Художнику удалось запечатлеть особое состояние ночной природы – покой, наполненный внутренним движением, ощущение продолжающейся жизни. Это впечатление задается, в частности, образом «сонных листьев колыханье». Внутреннее движение в природе, ее обаяние (звуки, шорохи, запахи) предрасполагает к любви, подготавливает зарождение чувства между героями. Описание природы здесь выполняет психологическую функцию, помогает передать состояние героев, кульминацией чувств которых является «невольное слиянье / уст в нежданный поцелуй»[1, т. 1, с. 234 – 235].

В стихотворении «Ночь в Соренто» сон как деталь, участвуя в создании образной картины ночного пейзажа, также выполняет психологическую функцию, проясняя душевное состояние героя в опоре на тот же образ «живого» покоя:

Волшебный край! Соренто дремлет

Ум колобродит – сердце внемлет –

Тень Тасса начинает петь.[2, с. 115]

Стихотворение построено на антиномиях. Если город засыпает, то герой бодрствует. Он различает краски: сияние луны, яркость факела; внимает звукам: журчанию волны, голосу примадонны, бою часов.

Антиномичными в рамках сюжета оказываются одухотворенное описание итальянской природы – и города, в котором замечено одно невежество. Сон – деталь, связанная с образом ночного Соренто, метафорична. Она субъективирует, лиризует образ итальянского города, акцентирует позицию и мысль героя, который, поддавшись влиянию открывшейся перед ним картины, одновременно проникается ощущением сопричастности итальянской жизни:

Луна сияет – море дремлет

Ум колобродит – сердце внемлет –

Тень Тасса плачет о любви.[2, с. 116]

Итак, во всех рассмотренных поэтических текстах «сновидческая» тема формирует свою составляющую общего сюжетного движения в его внутренне оксюмороном качестве: сон как жизнь. Его можно квалифицировать как мотивный (интертекстуальный) инвариант.

Таким образом, исследовав пейзажные стихотворения Полонского, мы установили, что по сравнению со стихотворениями других разновидностей, в них заметно усиливается – и одновременно усложняется гармонизирующая функция сна. Полонский развивает «лермонтовскую» тему «живого сна», создавая оксюморонные образы ночной природы («жизнь как сон»). В то же время в прогностических сюжетах человек у Полонского лишен надежды на слияние с природой в общем сне-отдыхе.


Литература:

  1. Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений. В 5-ти тт. Изд. просмотр. автором. – СПб., 1896. Т.1 – 480 с.; Т.2 – 460 с.; Т.3 – 484 с.; Т.4 – 497 с.; 5 Т. – 495 с.

  2. Полонский Я.П. Лирика. Проза. / [Сост., вст. ст. и ком. В.Г.Фридлянд]. – М., 1984. – 607 с.

Основные термины: мотив сна, ночной природы, жизни ночной природы, мотива сна, произведениях мотив сна, тесном сонме сизых, стихотворении «В, мотив сна необходим, природы герой Полонского, морем…» мотив сна, Символика белого цвета, морского пейзажа, ночного пейзажа, сна состояние покоя, мотивного комплекса сна, Полонский Я.П, пейзажной поэзии, изображению природы вечерней, роль мотива сна, всеобъемлющая картина природы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle