Библиографическое описание:

Галлямова М. С. Творчество Джорджа Лилло: критика и оценка [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 15-17.

Отечественное и западное литературоведение, исследуя историю и закономерности развития английской литературы, никогда не оставляло без внимания XVIII век. В последнее время наблюдается рост исследовательского интереса к литературному процессу в Англии первой трети XVIII столетия, но картину английской литературной жизни периода раннего Просвещения нельзя назвать законченной. В частности, мало внимания уделяется изучению английской трагедии первых десятилетий XVIII века.

Как известно, данный период в развитии литературы носил переходный характер и долго считался недостаточно плодотворным в истории трагедии. Этот литературоведческий стереотип привел к недооценке не только отдельных произведений, но и целых вех в развитии английской драматургии.

Таким этапным явлением представляется практически неизвестное отечественному литературоведению творчество английского драматурга Джорджа Лилло (1693-1739). Две из восьми написанных им трагедий более века не сходили с английской сцены - «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвела» («The London Merchant», or the History of George Barnwell, 1731) и «Роковое любопытство» («Fatal Curiosity», 1736).

В его произведениях нашли отражение сложные социально-политические процессы, происходившие в Англии после революции 1688-1689 гг., а также проблемы, которые оказались в центре литературных дискуссий того времени.

В английской трагедии периода раннего Просвещения усиление наметившейся моралистической тенденции сопровождалось постепенным переходом действия из сферы «высокого» в обыденную среду. Вопреки сложившейся со времен Аристотеля традиции в трагическом ключе все чаще стала рассматриваться жизнь обычных граждан среднего класса, а не только судьбы великих людей - монархов и легендарных героев. Ушли масштабные события и страсти. Трагический конфликт смягчался, и исчезло ощущение безысходности от его неразрешимости.

Зарождающийся жанр – «мещанская трагедия» - требовал новой проблематики пьес, доказывающих необходимость иной морали, выработанной торговыми интересами и деловыми отношениями. «Мещанская трагедия» оказалась прогрессивной и революционной, а Джордж Лилло стал первым драматургом, открывшим новое направление в литературе.

С годами его «мещанская трагедия» не исчезла бесследно, а прошла сложную эволюцию и воплотилась в жанре драмы, родоначальником которого принято считать Дени Дидро. Так, идеи и образы английского драматурга нашли продолжение в творчестве его последователей.

Вопросы истории жанра «мещанской трагедии» и творчества Джорджа Лилло осветили в своих работах Дж. Калсон (J. Carlson), А. Клак (A. Clark), A. Николл (A. Nicoll), Ф. Ноулт (F. Nolte). Драматическое своеобразие пьес Джорджа Лилло нашло отражение в исследованиях А. Склэа (A. Sklare), У. Хадсона (W. Hudson), Л. Хофмана (L. Hoffman).

К сожалению, творчество драматурга ни разу не становилось предметом монографического исследования в отечественной литературоведческой науке.

Российские литературные критики упоминают его имя лишь в немногих публикациях. В книге С. В. Тураева «Введение в западноевропейскую литературу XVIII века» есть несколько спорадических упоминаний о его творчестве. С. С. Мокульский отмечал только важность достижений зарубежных исследователей в изучении пьес Джорджа Лилло.

Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева, Н. Я. Дьяконова, А. И. Жеребин и другие в своей книге «История зарубежной литературы XVIII века» дали общее представление о рецепции творчества драматурга предыдущими критиками в разные исторические периоды. Они считают, что «…трагедии полны нравоучений и сентенций, сознательно обращены к низкой сфере житейских дел» [1, с. 167].

До сих пор не предпринималось попыток взглянуть на творчество Джорджа Лилло в целом в силу его художественного опыта, философских, этических и эстетических взглядов, что создаёт определённые трудности для критического переосмысления работ и для поиска единого подхода к рассмотрению художественного мира драматурга.

Литературное наследие Джорджа Лилло насчитывает восемь пьес:

  • «Silvia, or the Country Burial» - «Сильвия, или деревенские похороны» (1730)

  • «The London Merchant, or the History of George Barnwell» - «Лондонский купец, или история Джорджа Барнвела» (1731)

  • «Britannia and Batavia» - «Британия и Батавия» (1734)

  • «The Christian Hero» - «Христианский герой» (1735)

  • «Fatal Curiosity» - «Роковое любопытство» (1736)

  • «Marina» - «Марина» (1738)

  • «Elmerick, or Justice Triumphant» - «Эльмерик, или торжество справедливости» (1740, издано посмертно)

  • «Arden of Feversham» - «Арден из Февершама» (1759, издано посмертно)

Несмотря на критику многих исследователей, пьесы Джорджа Лилло, и в частности «Лондонский купец», заслуженно вызывают к себе интерес и одобрение публики. Подборка следующих комментариев достаточно любопытна.

Л. Браун (L. Brown) в 1981 году дала оценку творчеству Джорджа Лилло, рассматриваемого ею в контексте развития литературного процесса Англии той эпохи. С точки зрения Браун, «главная и великая заслуга английского драматурга в том, что он первый, вопреки всем традициям, решил сделать действующими лицами людей среднего класса и отбросить строгое разделение сословий» [2, с. 119].

Дж. Лофтис (J. Loftis) считал справедливым утверждение о том, что «…Джордж Лилло изменил и расширил концепцию жанра трагедии. «Лондонский купец» оставил заметный вклад в истории драматургии» [5, с. 62].

В статье «Жанр и идеология «Лондонского купца» Джорджа Лилло» Л. Фримен (L.Freeman) увидела в пьесах закономерное явление английского литературного процесса. По её замечанию, популярность Дж. Лилло начала приобретать широкое распространение не случайно. Она отметила, что «…драматург 30-х гг. XVIII века старался вызвать сочувствие публики к положительным героям трагедии» [3, с. 548].

Следует отметить, что Л. Коул (L. Cole) приняла участие в полемике литературных критиков по этому вопросу, но заняла осторожную позицию, подчёркивая только нравственно-добродетельное содержание пьес Дж. Лилло.

Хотя драматургия Лилло пользовалась поддержкой представителей Просветительской литературы (А. Поупа, Г. Филдинга, Г. Э. Лессинга и Д. Дидро), ближе к XX столетию отношение к его творчеству становится всё более критичным и неоднозначным.

У. Хадсон (W. Hudson) посвятил целую главу в своей книге «Тихий уголок в библиотеке» («A Quiet Corner in the Library», 1915) Джорджу Лилло. У него есть несколько интересных рассуждений. Он признаёт, что такие пьесы всё же имеют свои оригинальные черты, которые могут привлечь внимание. Но также считает, что трагедия – это самый простой вымысел и что пьесы действительно скучны, если брать в расчёт «…высокопарный язык, слезливые чувства и банальную, избитую мораль» [4, с. 143]. Критик называет пьесы мрачными, унылыми, печальными, утомительными и неубедительными, но значимости их не отрицает.

В 1945 году Дж. Родман (G.Rodman) прокомментировал трагедию «Лондонский купец» Джорджа Лилло как «…очевидную и неубедительную попытку вызвать сочувствие и ужас» [6, с. 56].

Зарубежные исследователи отмечают, что другие пьесы Джорджа Лилло имеют ещё меньшую значимость, и поэтому нашли такое незначительное отражение в критике.

Рассматривая карьеру Джорджа Лилло, как драматурга, многим нынешним критикам кажется очевидным, что он искал славы и популярности, подгоняя свои пьесы под вкус публики. Так были написаны «Сильвия, или деревенские похороны» в период расцвета балладных опер, «Лондонский купец», прославивший прозаический текст, и «Роковое любопытство», пропагандирующее столь популярный жанр «роковой трагедии».

Критика исследователей литературы достаточно справедлива. У пьес Джорджа Лилло есть недостатки. Но, несмотря на это, достижения драматурга значительны. Он полностью разрушил ту форму пьесы, в которой господствовал высший класс, чем и завоевал всеобщую признательность. Многие хвалят его за способность изображать с жалостью и пониманием моральное падение человека, принадлежащего к среднему классу.

Анализ показывает, что все главные трагические герои Джорджа Лилло проходят четырёхступенчатый процесс осознания своих грехов: процесс понимания, раскаяния, отчаяния и унижения. И в каждом случае главный движущий фактор действия – это не страх перед наказанием, а печаль от осознания греха.

То, что превращает Джорджа Барнвела («The London Merchant, or the History of George Barnwell») из грешника в святого, не причина; сострадание, страх или наказание, а, возможно, неожиданное и ясное понимание тяжести его грехов. Речь раскаявшегося грешника на эшафоте, которой заканчивается «Лондонский купец», принадлежала к числу любимых приёмов «мещанской трагедии». Это был своеобразный эквивалент трагического очищения, а заодно (в свете религиозных понятий) и счастливого конца - раскаяние и искупление смертью открывало грешнику райские врата.

Проповеди Сенеки, призывающие к добродетели, не могут оградить старого Уильмота («Fatal Curiosity») от кражи и убийства странника. Но его открытие того, что незнакомец оказался его давно потерянным сыном, наполняет старика горем и ужасом, и он признаёт, что совершил зло, и глубоко раскаивается.

Эмоции Алисии («Arden of Feversham») оправдывают и её любовь к мужу, и её интрижки с Мосби, но соучастие в убийстве Ардена переполняет её ужасом от содеянного греха и, в результате, приводит к раскаянию.

Пьесы Джорджа Лилло стали драматической аналогией духовных автобиографий, в которых любовь главных героев трансформируется в ужас и бедствие, и они признают свою зависимость от Бога. Люди должны бороться за совершенство только потому, что Господь это требует. Моральные проповеди, откуда бы они ни исходили, со сцены или с кафедры проповедника, естественно, помогают людям прийти к пониманию этого.

В результате утверждения нового взгляда на мир и человека, Джордж Лилло изменил идейное содержание пьес, а их дидактический потенциал был поставлен им в прямую зависимость от сострадания и жалости, которые испытывал зритель. Главной функцией он признал воспитание и совершенствование человека посредством обращения к его рассудку. Основной своей задачей стал считать пробуждение в душе зрителя жалости к несчастьям добрых и благородных по своей природе персонажей и восхищение их добродетелями.

Творческая личность драматурга Джорджа Лилло - одна из наиболее противоречивых фигур в истории английской литературы. Но, как это, ни парадоксально, значимость её не оценена в полной мере, ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливого драматурга.


Литература:

  1. История зарубежной литературы XVIII века/ Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.; 2001. - 335 с.

  2. Brown Laura. English Dramatic Form: An Essay in Generic History. London, 1981. - 240 p.

  3. Freeman Lisa A. Genre and Ideology in Lillo’s «London Merchant»//The South Atlantic Quarterly. 1999. Vol. 98.3. – pp. 539-561.

  4. Hudson William Henry. A quiet corner in the library. – Chicago: RandMcNally and co., /cop.1915./ - 238 p.

  5. Loftis John. The Revels History of Drama in English. Vol.5, 1660-1750, 1976. - 331p.

  6. Rodman G. Sentimentalism in «The London Merchant».//ELH-1945.№ 12. – pp.45-61

Основные термины: Джорджа Лилло, пьес Джорджа Лилло, драматурга Джорджа Лилло, Джордж Лилло, Творчество Джорджа Лилло, творчества Джорджа Лилло, творчество Джорджа Лилло, творчеству Джорджа Лилло, пьесы Джорджа Лилло, наследие Джорджа Лилло, History of, купец» Джорджа Лилло, карьеру Джорджа Лилло, герои Джорджа Лилло, Джорджа Оруэлла «1984», Пьесы Джорджа Лилло, романа Джорджа Оруэлла, примере романа Джорджа, «Лондонский купец», английского драматурга

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle