Библиографическое описание:

Мартыненкова М. Г. Понимание телепередачи различными группами во время информационной войны (на примере статей и заметок о фильме «Дело в кепке») [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 191-194.

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде: “люди говорят то-то и то-то”…[4, с. 9]. Влияние телевидения в последнее время стало настолько велико, что его используют не только для осуществления его непосредственных функций (информационная, развлекательная и пр.), но и как инструмент ведения информационных войн.

Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что оно показывает. Такая сила внушения может породить эффект мобилизации, создавая идеи и представления, а так же реальные социальные группы. Хроника происшествий, происходящие каждый день события и инциденты могут иметь политический, этический и т. п. подтекст, способный вызывать сильные, зачастую такие негативные эмоции, как расизм, ксенофобия, страх и ненависть по отношению к людям других национальностей. И даже простой репортаж, изложение записанных фактов, подразумевает стоящее за ним социальное конструирование реальности, способное производить социальный эффект политической мобилизации (или демобилизации) [1, с. 35].

Информационная война (англ. information war) — термин, имеющий два значения:

  1. воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война». В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей;

В рассматриваемом примере к термину информационная война подходит второе определение:

2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Попробуем рассмотреть информационную войну против Лужкова на примере фильма «Дело в кепке» и откликов на этот фильм в прессе.  

При этом не стоит забывать, что человек переживает телевизионные события как реальные. В эмоционально-психологических исследованиях этот феномен назван эффектом «вовлеченности» («involvement») [2, с. 106].

«Дело в кепке» - документальный фильм – расследование, посвященный критике действующего (в момент выхода фильма) бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и его жены Елены Батуриной, показанный 10 сентября 2010 года по российскому телеканалу НТВ в программе «Чрезвычайное происшествие. Расследование». Название фильма отсылает к русской поговорке «дело в шляпе».

Авторами фильма были затронуты нашумевшие скандалы и малоизвестные факты из жизни Юрия Лужкова и его деятельности на посту мэра Москвы.

Для анализа отношения разных групп к видеосюжету были взяты следующие статьи: «”Дело в кепке” дойдёт до президента? Фильм о Лужкове обсудят на высшем уровне» из газеты «Аргументы и факты», «”Дело в кепке” заинтересовало телезрителей» из Коммерсанта и новостную статью с сайта Лента.ру «НТВ показал антилужковский фильм "Дело в кепке"».

В данном случае имеет место довольно интересный факт: представленные газеты и интернет-ленты не сообщают информацию из своих источников, а только комментируют увиденное на экране. Оценка телепередачи с той или иной точки зрения выдает политические предпочтения журналиста/издания. При этом обвинить любое из изданий в оппозиционности или, напротив, предвзятости, нельзя, так имеет место лишь оценка показанного.

В статьях прослеживаются разные подходы к преподнесению фактов.

В «Коммерсанте» отношение к фильму выражено с точки зрения рейтинга, насколько рейтинг «Дела в кепке» отличался от рейтинга популярной программы Андрея Малахова, и какая из персоналий политической арены пользовалась большим спросом на телеэкранах. Журналист «Коммерсанта» оценивает события, а дает лишь их описание: «"Дело в кепке", положившее начало информационной атаке федеральных телеканалов на мэра Москвы».

Автор статьи из «Аргументов и фактов» использует экспрессивные выражения, такие как «фильм…не на шутку взбудоражил общественность. Теперь своё внимание на него обратила и власть...», «о всей подноготной московской мэрии», «компрометирующие сведения» (автор заранее утверждает, что все факты о Лужкове верны), «…поздравляя москвичей с Днём города, Медведев не поздравил Лужкова лично», «как распределяются самые лакомые куски столицы?», «Этуш не занёс взяток в столичную администрацию».

Помимо анализа фильма, в статье приводятся факты, компрометирующие Лужкова:

«накануне сам Дмитрий Медведев довольно холодно высказался в адрес Лужкова», «Лужков фактически выступает против президента», «разногласия Лужкова с государственным руководством давно стали поводом для толков о его отставке».

Финальной фразой: «В финальных титрах к передаче сообщается, что документальная лента была подготовлена» редакция снимает с себя всякую ответственность за изложенные факты, так как фильм вышедший при поддержке Федерального агентства по печати и массовой коммуникации, выражает правительственную точку зрения.

Лента.ру наиболее ярко выражает свои политические взгляды: «антилужковский фильм "Дело в кепке"» (нет осторожности в заголовке, в отличие от предыдущих изданий). В статье упоминается, что "прослеживаются попытки некоторых представителей столичных властей столкнуть президента и премьера".

Рассмотрим отдельно описание определенных фактов о Лужкове в “Коммерсанте”, “АиФ” и на Ленте.ру.

Факт

«Коммерсант»

«Аргументы и факты»

«Лента.ru»

Фильм «Дело в кепке», вышедший 10 сентября 2010 г. по НТВ

«"Дело в кепке" заинтересовало телезрителей»

«Дело в кепке» дойдёт до президента? Фильм о Лужкове обсудят на высшем уровне

«НТВ показал антилужковский фильм "Дело в кепке"»


Факты из фильма:

Пасека мэра


«На лечение инвалидов - которые задыхались от дыма — он выделил 105 миллионов рублей, а на пчел — 256 млн».
«Дача Лужкова. Территория дачи составляет 80 га, и на ней, по словам ведущего, размещаются пруд со стерлядями, огромный особняк и манеж для лошадей»..

«Распоряжение о выделении 105 миллионов рублей на помощь инвалидам, пострадавшим от смога, и 256 миллионов на пчел»

Вырубка Химкинского леса


«Скандал вокруг вырубки Химкинского леса…»
«В результате скандала бал избит и стал инвалидом журналист Михаил Бекетов, и в этом также косвенно виноват сам мэр».

«Скандал вокруг строительства трассы через Химкинский лес…»
«Прокладка трассы по альтернативному маршруту, через район Молжаниново, нанесла бы урон компании "Интеко", которая арендовала там земли под строительство».
«Юлия Прокофьева, которую Лужков обвинил в "жлобстве", подала иск о защите чести и достоинства, но в его удовлетворении было отказано».
«Защитница Химкинского леса Евгения Чирикова рассказала об избиении своего соратника Михаила Бекетова».
Расследования в отношении Александра Рябинина и Иосифа Рейханова



«В фильме рассказывается о следственных действиях в отношении вице-мэра столицы Александра Рябинина и бывшего зампрефекта СВАО Иосифа Рейханова».

Театр Владимира Этуша


«Этуш планировал создать на месте «Рубина» новый театральный центр для детей и подростков, однако попытки закончились ничем, так как — предположил главред «Новых известий» Валерий Яков — Этуш не занёс взяток в столичную администрацию».


Выселение жителей Южного Бутова



«Упомянут скандал с выселением старожилов Южного Бутова».

Взаимоотношения Лужкова и бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова



«Показаны кадры с празднования дня рождения бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, на котором присутствовал Лужков».

Коммерческая деятельность Елены Батуриной



Авторы "Дела в кепке" сообщили, что Батурина попала на третье место в списке самых богатых женщин, составленном журналом Forbes. Журналисты отметили, что бизнес Батуриной успешно развивается именно в Москве, однако Лужков все обвинения в кумовстве всегда отвергал.

Отношения между президентом, премьер-министром и мэром


«Сам Дмитрий Медведев довольно холодно высказался в адрес Лужкова».
«Лужков фактически выступает против президента и говорит о тяжёлой атмосфере в российском обществе».
«Представители власти должны либо участвовать в улучшении общественных институтов, либо переходить в оппозицию, — намекнул президент».
«Д.А.Медведев… поздравляя москвичей с Днём города, Медведев не поздравил Лужкова лично».
«Разногласия Лужкова с государственным руководством».

«В публикациях ряда московских СМИ "прослеживаются попытки некоторых представителей столичных властей столкнуть президента и премьера"».

Отношения общественности к фильму

«Телевизионные рейтинги фильма о Юрии Лужкове "Дело в кепке", положившего начало информационной атаке федеральных телеканалов на мэра Москвы».

«Фильм не на шутку взбудоражил общественность. Теперь своё внимание на него обратила и власть...»
«Компрометирующие сведения
«Откровенный рассказ» о всей подноготной московской мэрии»


Обвинения в коррупции


«Сергей Доренко уже не раз обвинял Лужкова в коррупции»




В финальных титрах к передаче сообщается, что документальная лента была подготовлена при поддержке Федерального агентства по печати и массовой коммуникации.



Один из видов программ на телевидении – это телевизионные обзоры прессы. Они позволяют за несколько минут телеэфира определить повестку дня и узнать актуальные новости.

Противоположный жанр – анализ телепрограммы в прессе, позволяет четко проанализировать политическую принадлежность данного издания, но в тоже время это совершенно безопасно для журналиста и редакции, так как они сами не инициируют распространение определенных фактов, не проводят расследования.

По анализу видно, что «Коммерсант» как бы «опасается» высказываться по этому поводу, информация о происшествии дана, но она настолько нейтральна и безоценочна, что статью можно назвать пролужковской.

Материал из газеты «АиФ» наполнен экспрессивными выражениями, дополнен фактами и комментариями.

Статья с сайта Лента.ру наиболее выразительна.


Литература:
  1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.
  2. Винтерхофф-Шпурк Петер Медиапсихология. Основные принципы. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 288 с.
  3. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Сб. статей. Под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В, Матвеевой. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 399 с.
  4. Луман Никлас. Реальность массмедиа. - Издательство: Праксис, 2005. – 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle