Библиографическое описание:

Фомина Н. В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 32-34.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что в формировании умения вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации не последнее место отводится соблюдению культуры речи в широком смысле этого слова. То есть культура речи – это не только соблюдение норм литературного языка, но и знание и применение правил речевого поведения (речевого этикета), умение привлечь внимание и воздействовать своей речью на собеседника.

В современной лингвистике различают два уровня культуры речи человека – низший и высший.

Низший уровень культуры речи человека предполагает владение литературным языком.

Литературный язык – величайшее достижение речевой культуры народа, представляющий собой высшую форму общенародного языка. Необходимым условием существования литературного языка является норма, нарушение которой создает разнообразные помехи в процессе общения, ведь норма создается применяющим ее коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Именно эта потребность побуждает людей предпочитать одни варианты и отказываться от других.

Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.

Таким образом, культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, задачами и содержанием общения.

Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле- и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особого внимания заслуживает современная популярная музыка, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров.

Музыка во все времена была особым видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр.

Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.

Поп-музыка («современная популярная музыка») – самая популярная музыка в России: ее слушают около 48% граждан, причем 19% - молодежь в возрасте 13 – 20 лет. Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами. Ведь ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей, а особенно на речь молодого поколения.

Нами были проанализированы 111 текстов песен современных российских исполнителей с учетом возрастных предпочтений опрошенной аудитории: Потап и Настя Каменских – 13; Братья Гримм – 8; группа «Дискотека Авария» - 8; группа «Отпетые мошенники» - 8; И. Аллегрова – 8; группа «Каста» - 6; группа «UMATURMAN» - 4; группа «Руки вверх» - 7; Тимати – 3; Ёлка – 3; группа «Чили» - 3; Серега – 3; Слава – 3; Веерка Сердючка – 2; группа «Гости из будущего» - 2; группа «Тату» - 2; группа «Шпильки» - 2; группа «Градусы» - 2; группа «Ненси» - 3; Стас Пьеха – 1; И.Николаев – 1; группа «Любэ» - 1; О. Газманов – 2; группа «Би-2» - 1; А. Глызин – 1; В. Леонтьев – 1; Л. Агутин и А. Варум – 1; Т.Овсеенко – 1; В.Дайнеко – 1; группа «Токио – 1; Алсу - 1; группа «Челси» - 1; Бьянка – 1; группа «А-студио» - 1; А. Стоцкая – 1; группа – «Жуки» - 1; Ю.Савичева – 1; группа «NON STOP» - 1; Д.Джокер – 1.

Цель анализа – определить типы нарушений норм литературного языка, встречающиеся в текстах песен, и их количественный показатель.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены 216 нарушений норм литературного языка. Следует отметить, что некоторые тексты одновременно содержали несколько нарушений литературных норм, например: «У нас на районе не звонЯт, а звОнят» (Потап и Настя Каменских), у тех же исполнителей: «Чумаданы собирай и телефоны отключай» или «А я лежу на пляжУ».

Самыми многочисленными (147) являются ошибки, связанные с нарушением стилистических норм, под которыми понимаются особые приемы и средства, способствующие наиболее точному и образно-эмоциональному выражению мысли.

Под нарушением стилистических норм в анализируемом материале мы подразумевали нарушение таких качеств речи, как доступность, чистота, логичность.

Доступность – соответствие речи возрасту, уровню знаний и образованию собеседника. Нарушение этого качества речи в рассматриваемых текстах, прежде всего, выражается в неоправданном использовании иностранной лексики (55), например: «Feshion girl – огонь и грация» или «И все мужчины знай, встают в режиме stand by» (группа «А - студио»); «Смайлы в эфире, чувства онлайн, в трубке гудки ICQ и мейлами стали так близки» (группа «NON STOP»); «Сотри его из memory» (В.Дайнеко) или «Супер – мега МС! Disko superstar. Parti porno-kiler. Disko superstar. Crazi midinight dancer! Disko superstar» (группа «Дискотека Авария»).

Кроме того, в поисках выразительных средств художественной речи авторы иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов также затрудняет восприятие смысла текста (5): или «Я – летолюб, я – летофил, я лета наркоман» (Потап и Настя Каменских).

Нарушение чистоты речи, под которой подразумевается отсутствие в речи слов-паразитов, жаргонных и просторечных выражений – это один из самых распространенных речевых изъянов, выявленных в текстах песен: жаргон – 59: «Мы идем по улице, девушки тусуются» (группа «Отпетые мошенники»); «И руку предложил, хотя бесперпективняк» (Потап и Настя Каменских); просторечие – 15: «Ведь ты так хороша, но знай – и я не черт-те шо!» (Потап и Настя Каменских) или «И нету сил - закрываю, я глаза закрываю» (группа «UMATURMAN»); ненормативная лексика – 8: «Одиночество – сволочь, одиночество - сука» (Слава); «Нет на свете принцесс – это сказки для дураков» (группа «Каста») или «Он знает, какая ты на самом деле дура» (группа «Дискотека Авария»); употребление слов-паразитов – 1: «И мне никого, блин, не надо…» (группа «Градусы»); употребление лексики с отрицательной эмоциональной окраской – 1: «А ты парень - хоть куда, только что это за пузо…» (группа «Дискотека Авария»).

Также нарушением стилистических норм являются разнообразные логические неувязки: «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла» (группа «Нэнси»).

Не менее распространенным изъяном является нарушение лексических норм, под которыми понимается употребление слов и устойчивых выражений в соответствии с их значением - 31: многословие – 25 (тавтология – 18; плеоназм – 7), например: «Целую неделю капают капели» («Братья Гримм»); «Я с чистого листа хочу листать» (В.Дайнеко); «Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале» (Ёлка) или у того же исполнителя: «Он хорошо взлетел и крайне удачно сел»; «А пока разлучает разлука» или «С тобой растаю в пламени огня» (И. Аллегрова); «Нежной рукою обниму» (группа «Руки вверх») и нарушение сочетаемости - 6 (нарушение семантической сочетаемости – 4: «А ты люби меня, а не люби мне мозги» (Потап и Настя Каменских); нарушение грамматической сочетаемости – 2: «Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще» (группа «UMATURMAN»).

Также в рассматриваемых текстах были выявлены нарушения морфологических норм, которые регулируют правильное образование грамматических форм слов разных частей речи, из которых: неправильное образование формы слова – 19; «Едь на такси, но нечем платить» (группа «Чили»); «Ледовое гетто портит ребёнков» (группа «Челси»); неправильное употребление степени сравнения прилагательных – 1: «Я вам обещаю - стану самой лучшей я» (Потап и Настя Каменских).

Нарушение синтаксических норм, регулирующих правильное построение словосочетаний и предложений, менее распространенный изъян в анализируемых текстах – 8 (неправильное согласование – 7; нарушение порядка слов – 1): «ты снова в осени плену» (группа «Чили»); «Сколько на подушку дней я плакала» (Бьянка).

Самыми немногочисленными, но не менее значимыми являются нарушения акцентологических норм (постановка ударения) – 4, например; «Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет» (группа «Руки вверх») или «Хочу, хочу доллАров больше, чем у Билла Гейтса» (группа «Дискотека Авария») и фонетических (нарушение звуковой оболочки слова) – 5: «Пришла и оторвала голову нам чумачечая весна» (Потап и Настя Каменских).

Таким образом, к числу наиболее часто встречающихся в текстах современных исполнителей нарушений норм литературного языка относится употребление жаргонных и просторечных выражений, многословие, нарушение сочетаемости слов и неправильное образование их грамматических форм.

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.


Литература:

  1. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.,1974. – 96с.

  2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие/ Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349с.
  3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 247с.
  4. Крысин Л.П.Русский литературный язык на рубеже веков// Русскаяречь.-2000.-№10.28-40.
  5. Николаева Н. Поговорим по-русски о русском // Советская Адыгея, 2009, 23.09
  6. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие/ Андреева И. С., Тимофеева Г. Е.; Под ред. Р. А. Орлова. ГУАП. − СПб., 2006. − 80 с.
  7. Уткина С. Время учить русский язык // СПО, 2010, № 3, С 8.
  8. Цыпленкова Л.Х. Сквернословие – выражение агрессии и угрозы // Советская Адыгея, 2008, 23.01

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle