Библиографическое описание:

Батайкина И. Н. Массовые коммуникации как составляющая часть социальной политики [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 152-154.

Социальная политика является формой сознательного воздействия на социальную сферу жизни людей с целью ее изучения и изменения. Она является определяющим и главным элементом в развитие общественности. Сбои в этой области чреваты глобальными потерями, как в морально-этическом, так и материальном плане. В итоге, при неблагоприятной картине развития, это может обернуться такими последствиями как деградация и крах общества.

Социальные проблемы поднимались в многочисленных научных публикациях. Среди них можно выделить энциклопедию «Социальная политика», куда вошли основные понятия социальной политики в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений, а также культурной, жилищной, семейной, пенсионной и молодежной политики [5, с. 411]. В сборнике «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» представлены результаты исследований преподавателей социально-экономического факультета Российского государственного социального университета по актуальным проблемам социально-экономического развития России.

Тема социальной политики выбрана не случайно, она актуальна во все времена, затрагивает все сферы жизни общества, включая обеспечение товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан. Все перечисленные сферы играют огромную роль в общественной жизни каждого человека и являются залогом его благополучия. Например, политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как один из инструментов социальной политики. Легко решаемые проблемы жилья усиливают территориальную мобильность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает огромную значимость, так как повышает эффективность производства.

Следовательно, реформирование социальной политики на сегодняшний день стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать. Для России это особенно значимо, так как наша страна, осознав серьезность ситуации, стала решать проблемы социальной политики через приоритетные национальные проекты.

Но при разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, совершенствование демократической культуры в обществе.

Функцию общественного контроля частично выполняют средства массовой коммуникации. Как следствие, возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к увеличению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности.

Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации. Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Средства массовой информации выступают одновременно сферой отдыха и развлечения, труда и бизнеса, средством ориентации в окружающем. Как институт общества СМИ являются одним из многоугольных камней современной демократической страны.

Массовые коммуникации являются неотъемлемой составной частью социальной политики. Социальная политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами.

Будучи членом общества, человек не может избежать контакта с информационным пространством социума: он воспринимает, обрабатывает разнообразные информационные источники и функционирует, в соответствии с формированной у него под влиянием медиавоздействия картиной мира.

Сегодня средства массовой информации выделяются как важнейшая структура в системе социально-политических коммуникаций.

Свобода слова, свобода средств массовой информации, являются одной из основополагающих ступеней демократического и правового общества. Средства массовой информации обладают огромными возможностями активного воздействия на политическое сознание и поведение граждан, что свидетельствует о важнейшей ее роли - роли "четвертой власти" в современном обществе наряду с законодательной, исполнительной и судебной. "Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть", - пишут авторы одного из учебных пособий по политологии [4, с. 162].

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значимость на фоне постепенного проникновения СМИ в политическую сферу. Газеты, телевидение, радио являются связующим звеном между обществом и политикой.

Особое значение эти отношения приобретают в ходе предвыборной кампании. Так как современные предвыборные кампании – это политический сценарий, направленный через СМИ на избирателей. Наибольшие шансы имеет тот, кто больше примелькался в СМИ.

Средства массовой информации являются одним из значимых элементов в проведении политических выборов. Сущность свободных и справедливых выборах состоит не только в том, чтобы отдать свой голос в соответствующий момент. В их ходе необходимо обеспечить доступ населения к оперативной информации о партиях, проводимой кандидатом политике, не забыв о самом избирательном процессе для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор на основе достоверной информации. Без участия средств массовой информации «предвыборные гонки» немыслимы.

Нельзя оценивать роль СМИ в политике односторонне. Они представляют собой сложный многогранный социальный институт, который состоит из элементов, которые осуществляют информационное обеспечение населения информацией.

Итак, можно подвести итог, что развитие российского современного общества, успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от деятельности такого общественного института, как СМИ.

Средства массовой информации – огромная сила воздействия на подсознание людей, средство оперативного донесения актуальной информации в разные уголки мира, средство эффективного влияния на эмоции человека.


Литература:

1. Актуальные проблемы социально-экономического развития России / под ред. Пилипенко Н.Н. – М.: Дашков и К, 2007. – 737с.

2. Грачев М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле / М.Н. Грачев // Вест. Росс. ун. дружбы народов. – 2000. – № 2. – С.80-87.

3. Гуторов В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии / В.А. Гуторов // Интернет и современное общество. Всероссийская научно-методическая конференция. СПб.: Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. - С. 35-38

4. Мельвиль А.Ю. Мир политической науки / Учебник. – М.: - Просвещение, 2004. – 403 с.

5. Социальная политика: Энциклопедия / под ред. Волгин Н.А., Сулимова Т.С. - М.: Альфа-Пресс, 2006, - 411 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle