Библиографическое описание:

Кузьменко Е. В. Формы присутствия природы в повести Бунина «Митина любовь» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 50-52.

Пейзаж – это один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства. В совокупности с интерьером он воссоздает среду, внешнюю по отношению к человеку.

С помощью пейзажа читатель может наглядно представить себе, где и когда происходят события. Но пейзаж – это не просто указание на время и место действия, а художественное описание: использование образного, поэтического языка [1, с. 264–265].

В словаре литературоведческих терминов пейзаж – это изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Он часто выступает как существенный компонент композиции. Гармоничная, благодатная природа противополагается кричащим противоречиям социальной жизни. Пейзаж может гармонировать с мировосприятием персонажа, помогая раскрыть его с большей полнотой. Также он может живописать смену настроений героя и быть символическим. Пейзаж тесно связан с характером авторской речи, образом повествователя [2, с. 265].

Повесть И. А. Бунина «Митина любовь» (1924) неоднократно становилась предметом изучения литературоведов.

Ф.А. Степун в своей статье «По поводу «Митиной любви»» (1926) дает целостный анализ повести. Он рассуждает о «силе и особенности бунинских описаний природы», пишет, что у Бунина нет человека на фоне природы, нет очеловеченной или обожествленной природы. Сила его описаний в том, что человек и природа слиты в единое целое – человек растворяется в природе. Степун проводит сравнение описаний природы у Бунина, Тургенева и Достоевского [3, с. 369]; говорит о теме любви и смерти и о том, как природа связана с ними.

Г.В. Адамович в статье ««Митина любовь» И. Бунина» (1926) пишет, что у Бунина «мир разделен на светлое, простое, доброе, с одной стороны, и темное, лживое, с другой» [4, с. 362], но не предпринимает анализ природного начала в повести.

В своей монографии «Строгий талан. Иван Бунин» (1976) О.Н. Михайлов [5] пишет о полемике в повести «Митина любовь» с «Крейцеровой сонатой» Л.Н. Толстого и «Володей» А.П. Чехова. Автор размышляет о разном понимании темы любви у Толстого и Бунина и о разных натурах главных героев у Чехова и Бунина. Но О.Н. Михайлов не исследует функции природы в описании любви и души героя.

Одной из наиболее полных, системных исследований жизни и творчества Бунина является книга Л. А. Смирновой «Бунин. Жизнь и творчество» (1991) [6]. В работе приведен анализ произведений Бунина разных этапов творчества. Смирнова дает целостный анализ повести «Митина любовь»: говорит не только о теме любви и смерти, но и о взаимосвязи душевного состояния героя и состояния природы.

В монографии «Иван Бунин. 1870 – 1953» (1994) Ю. В. Мальцев комментирует и систематизирует то, что написано о Бунине до него. Он пишет, что в повести «Митина любовь» можно увидеть взаимосвязь и взаимоприятие любви и смерти [7, 292]. Ю. В. Мальцев исследует характеры персонажей, но не пишет о функциях природы.

Очевидно, что в творчестве Бунина понимание природного больше, чем пейзаж. Природа – не общий фон, на котором разворачиваются события произведения, а она является еще одним героем. Природа создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Описания природы: звуки, краски – направлены на сферу чувств, на эмоции читателя, чтобы он смог понять весь трагизм человеческого существования.

Цель работы – выявить формы присутствия природы в повести И.А. Бунина «Митина любовь».

Повесть можно разделить на две части: первая – жизнь Мити в Москве, в которой нет описания природы, кроме начала первой главы, где изображается весна. Вторая – большая часть произведения, начинается с отъезда Мити в деревню. В этой части чувства Мити, его душевные переживания, тревога сопровождаются изменением в состоянии природы.

В произведении есть противопоставление мира деревни, природы миру господскому, московскому: «Какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то в тридесятое царство, центром которого была Катя» [8, с. 134].

На фоне двойственности миров обнаруживается двойственность Кати: та, которую желает Митя и которая живет в его воображении; и другая – не совпадающая с Митиной мечтой об идеале. Первая относится к миру природы, она всегда с Митей и понимает его, а вторая – к миру московскому, чуждому Мите. Москва, искусство, аристократическая богема – все это отнимает у него Катю, но и она сама стремится туда. Такая двойственность говорит о трагическом противоречии в их зарождающейся любви.

Приехав в деревню, Митя понимает, что «Катя как будто померкла, растворилась во всем окружающем» [8, с. 136]. Она тайно присутствовала во всех его впечатлениях: он видел ее черты в деревенских девках, в природе. Катя постоянно напоминала о себе: однажды «Из-за ночных облаков, над смутными очертаниями сада, слезились мелкие звезды. И вдруг где-то вдали что-то дико, дьявольски гукнуло и закатилось лаем, визгом. Митя вздрогнул» [8, с. 138]. Для передачи его состояния автор использует глаголы лексико-семантической группы страха: «вздрогнул», «оцепенел», «осторожно сошел», «весь замирал», «всю ночь мучился», передающие тревожное состояние Мити. Он внутренне предчувствует опасность, надвигающуюся на него. Лексемы «дико», «дьявольски гукнуло», «закатилось лаем, визгом», «неожиданно и страшно огласило сад», «во тьме самого дьявола», «любовного ужаса» [8, с. 138] напоминают о присутствии Кати в его жизни, о том, что она не просто растворена в природе, а находится повсюду, окружает его. Природа здесь выполняет функцию предзнаменования чего-то страшного, что случится в его жизни.

Дом в деревне как природное существо благотворно влияет на Митю: «Комната была окнами в сад, на восток, – Митя прошел по всем другим и живо испытал чувство их родственности и мирной, успокаивающей и душу, и тело простоты» [8, с. 134]. Вслед за изменением состояния Мити, дом также наполнялся печалью: «Митя очнулся, весь в поту, с потрясающе ясным сознанием, что он погиб. В комнате была тьма, за окнами шумело и плескалось, и этот шум и плеск были нестерпимы» [8, с. 174].

«Сад является символом души и свойств, культивируемых в ней, а также укрощенной и упорядоченной природы» [9]. Все основные события, так или иначе меняющие жизнь Мити, происходят в саду: прогулки, когда сад стал быстро одеваться свежей, мягкой зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, после этого Митя услышал странный, дьявольский визг. Чтение письма от Кати проходило тоже в саду: «он ушел в самую дальнюю часть сада, туда, где через него проходила лощина, и, остановясь и, оглянувшись, быстро разорвал конверт» [8, с. 141].

Во время первой встречи Мити с Аленкой он отметил ее сходство с Катей. В Аленке воплотились те черты, которые Митя хотел бы видеть в Кате: простоту, естественность натуры – она была воплощением женственности, которая в его сознании сопряжена с любимой. К Кате у него были высокие чувства, тогда как к Аленке Митя испытывает телесное влечение.

Митя со старостой поехали к мужу Аленки, и путь их лежал через лес по «тенистой дороге, радостной от солнечных пятен и несметных цветов и высокой травой по сторонам» [8, с. 163]. Войдя в дом, Митя был переполнен счастьем: «в караулке было очень чисто, очень уютно и очень, жарко и от солнца, светившего из-за леса в оба ее окошечка, и оттого, что была натоплена печь» [8, с. 164]. Повтор слова «очень» усиливает нарастающую радость Мити. Но в тоже время, дом Аленки только внешне наполнен уютом: в нем царит низость, по выражению Ф.А. Степуна, это «пьяная изба» [3, с. 372].

Природа не только отвечает состоянию героя, но и предостерегает его во сне перед свиданием с Аленкой: «Ночью он услыхал отдаленную, медлительную музыку и увидал себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью. Она все светлела и светлела, становилась все бездоннее, все золотистее, все ярче, все многолюднее» [8, с. 168]. В своем сне Митя сидит на краю пропасти, он должен сделать выбор, у него два пути: либо прыгнуть в эту пропасть (проекция отношений с Аленкой), либо уйти от края, то есть остаться в мире своей любви, где Катя растворена в природе.

Когда Митя ждал встречи с Аленкой, «день казался бесконечным». Для точности передачи состояния Мити в ожидании встречи автор использует такие лексемы, как «читал, не понимая ни слова», «как деревянный», «смотрел в потолок» [8, с. 168]. А в предложениях: «И думая об Аленке, весь начинал дрожать от все растущей дрожи в животе. И чем ближе подходил вечер, тем все чаще охватывала, била дрожь» –подчеркивается внутреннее предчувствие Митей чего-то ужасного, хотя сам он этого еще не осознает. «Дрожь» указывает на биологический характер чувств Мити к Аленке.

Во время того, как Митя с Аленкой был в шалаше, по-вечернему синело южное небо, которое «стало постепенно темнеть» [8, с. 171]. И Аленка появилась внезапно, испугав его, как что-то темное. Она предстала перед ним как «страшная сила телесного желания, не переходящая в желание душевное, в блаженство, в восторг, в истому всего существа» [8, с. 171]. Он хочет завладеть только ее телом, но не душой. «Темнота» в природе – несомненная проекция на отношения между Митей и Аленкой, лишенные истинного чувства, духовности.

После встречи в шалаше Митя снова вернулся в сад, в котором он находил успокоение и в который его тянуло. Природа переживает вместе с Митей, она солидарна его чувствам, плачет вместе с ним – начался продолжительный дождь. Описание Митиного состояния во время дождя готовит читателя к развязке. Природа вновь выступает в функции предвидения. Но, с другой стороны, дождь является символом божественного благословения, нисхождения небесного блаженства и очищения [9]. Митя не видит смысла в жизни: московская Катя уехала, бросила его, а об идеальной, органично близкой природе, он и подумать боится после своей измены. Трагедийность внутреннего состояния героя передается через природный драматизм – грозу: «Перед вечером дождь, обрушившись на сад с удесятеренной силой и с неожиданными ударами грома, погнал его наконец в дом. Мокрый с головы до ног, не попадая зуб на зуб от ледяной дрожи во всем теле, он пробежал под свое окно и, вскочив в комнату, запер дверь на ключ и бросился на кровать» [8, с. 173]. Дождь усиливается по мере нарастания Митиных чувств.

Перед самоубийством Мити, в момент сильных переживаний стихийность в природе нарастает: «Стало быстро темнеть. Дождь шумел повсюду – и по крыше, и вокруг дома, и в саду. Шум его был двойной, разный, – в саду один, возле дома, под непрерывное журчание и плеск желобов, ливших воду в лужи, – другой» [8, с. 173]. Чувства героя и природный катастрофизм слиты воедино.

В ходе работы были определены основные способы природописи в повести «Митина любовь». Природа у И.А. Бунина выступает как свидетельство целостности, единства мира: происходящее во внутреннем мире героя тождественно природным проявлениям. Природа несет предзнаменования, божественное предвидение дальнейших событий.

Одухотворенная природа становится индикатором истинности переживаний героя.


Литература:

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие // под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2006. – 680 с.

  2. Словарь литературоведческих терминов // под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. М.: Просвещение, 1974. – 509 с.

  3. Степун Ф. А. По поводу «Митиной любви» // И. А. Бунин: pro et contra / сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001. С. 364 – 374.

  4. Адамович Г. В. «Митина любовь» И. Бунина // И. А. Бунин: pro et contra / сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001. С. 362 – 364.

  5. Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Современник, 1976. 279 с.

  6. Смирнова Л. А. Бунин. Жизнь и творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.

  7. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-на-Майне. М.: Посев, 1994. 432 с.

  8. Бунин, И. А. Митина любовь. Повести. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1977. 176 с.

  9. Словарь синонимов // lib.deport.ru.

Основные термины: «Митина любовь», Похожая статья, присутствия природы, состояния героя, состояния Мити, Бунина «Митина любовь», жизнь Мити, теме любви, Формы присутствия природы, душевного состояния героя, сравнение описаний природы, изображение картин природы, смену настроений героя, изменением состояния Мити, внутреннего состояния героя, И. А. Бунина «Митина любовь», целостный анализ, формы присутствия природы, природы миру господскому, И.А. Бунина «Митина любовь»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle