Библиографическое описание:

Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 21-23.

Настоящая статья посвящена раскрытию жанровых особенностей текста объявления о найме (ОН). Выбор темы исследования обусловлен возрастающим интересом со стороны исследователей в области лингвистики к тексту, его определенным закономерностям построения в различных типах, определяющих в итоге исследуемый текст как определённый тип жанра.

Жанровые особенности текстов достаточно подробно освещены в работах М.М. Бахтина, Н.Д. Арутюнова, А.Г. Баранова, А. Вежбицка, Ст. Гайда, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелева и др. Так, по мнению М.М. Бахтина, речевой жанр содержит в себе замысел, композицию и стиль и является связующим звеном между социальной реальностью и реальностью языковой, посредством сочетания разнородных «типов высказываний», встречающихся во всех сферах человеческой деятельности с литературными жанрами. Другой исследователь М.Ю. Федосюк отмечает «удобнее считать, что речевые жанры – это устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов» [2,67]. Изучив работы вышеприведенных исследователей в области современной лингвистики, можно определить, что речевой жанр является своего рода образцом построения текста, исторически сформированный в результате особенностей языковой коммуникации под влиянием специфических условий культуры определенного общества.

Представляется интересным мнение В.И. Провоторова в свете изучаемой темы в настоящей статье, о том, что газетное объявление это документ, функция которого в информировании читателей с целью выработки правильного поведения, правильных действий [1]. Объявление в работах данного автора рассматривается как речевой жанр, который является достаточно широко используемым инструментом коммуникативной организации в сфере массовой деловой информации.

Следуя классификации В.И. Провоторова, текст ОН обладает рядом особенностей жанра, выделяющих его среди прочих типов текстов, оно относится к типу объявлений о предложении.

Если говорить о типологии текста ОН, то можно отметить его текстообразующие особенности так как выявляются экстра- и интралингвистические, а также паралингвистические и невербальные параметры данного типа текста.

Следуя коммуникативно-речевой концепции, раскрывающей признаки коммуникации, нужно, прежде всего, обратить внимание на целеустановку на побуждение в ОН, которая состоит в том, что бы побудить адресата к отклику. Данный вид объявления можно отнести к апеллятивным текстам или к «активирующему классу оффертивного подкласса текстов». Таким образом, в анализируемом тексте представляются признаки официально-делового и газетно-публицистического стилей.

Если говорить о жанрообразующих признаках текста ОН, важно выделить следующие: 1) наличие некоего факта, о котором необходимо сообщить в объявлении; 2) наличие в тексте информативной и воздействующей функций; 3) опосредованность источником размещения объявления в средствах массовой информации; 4) предельное сжатие информации.

ОН, в зависимости от автора сообщения (частное лицо, коммерческое предприятие или официальное учреждение) и его объёма, может быть дифференцировано на частное (небольшое), коммерческое и официальное (большое объявление). Можно выделить следующие места размещения данного вида объявления, которые наиболее часто используются рекламодателями при размещении информации о найме персонала, это прежде всего массовые издания: газеты, телевидение (бегущая строка), плакат-газета в метро, интернет сайты, специализированные, профессиональные и региональные издания.

Как тип текста ОН обладает характерным сочетанием экстралингвистических (коммуникативная ситуация, функция) и интралингвистических параметров (структурные, лексические, грамматические, словообразовательные особенности).

Среди особенностей коммуникативной ситуации, в которую включён текст ОН, нужно выделить специфику взаимоотношений между партнёрами по коммуникации, в роли которых выступают работодатель и наемный работник. Существование строгой иерархии в данных позициях позволяет автору текста диктовать свои условия найма на вакантную должность.

В результате рассмотрения и анализа оригинальных текстов ОН, представленных для размещения в газетах The Westmoreland Gazette, The Lancaster Guardian, The Visitor в апреле 2011 года, было установлено, что наибольшую часть ОН составляет перечисление требований к кандидату на вакантную должность. Утверждение о том, что данный пункт в ОН является самым важным для работодателя, автора объявления, не подвергается сомнению. Так заявитель ограничивает круг лиц, которые могут откликнуться на объявление, предлагая ответить на приглашение тем, кто действительно подходит на замещение существующей вакансии.

Представляется возможным разделить на группы основные параметры, присущие образу желаемого кандидата: умение работать с людьми (cooperative, communicative, sociable, people-oriented), качества лидера (leader, independent, self-motivated, decisive, ambitious), личные характеристики (enthusiastic, energetic, passionate, lively, confident), профессионализм и отношение к работе (advanced in, experienced in, highly professional, organisation skills, presentation skills), а также уровень образования (MBA, degree in economics, high-calibre, analytical).

Таким образом, существующие на рынке труда требования служат ограничителями характера предлагаемых в объявлениях вакансий, обуславливая тем самым профессиональную сегрегацию по признаку компетенции, профессионализма, а также обладания рядом личных качеств. Поскольку язык оказывает влияние на мировоззрение людей, изменения в языке текста ОН могут способствовать изменениям в социальном порядке, способствовать повышению популярности отдельных сфер деятельности и сокращению количества специалистов других профессий.

Особенность коммуникативной ситуации составляет также её подчинённость общественной сфере деятельности, которая может перекрещиваться с официальной, и пресса как средство коммуникации в объявлении. На выбор языковых, невербальных и паралингвистических средств оказывает влияние доминирующая в тексте апеллятивная функция, которая заключается в побуждении адресата к участию в конкурсе на получение вакантной должности. Реализации данной целеустановки подчинены также частные коммуникативные функции в тексте информативная, комиссивная и контакто-устанавливающая.

Поскольку в ОН большое внимание уделяется логике изложения фактов, композиция данного текста характеризуется строгой структурой. В большинстве случаев она складывается из следующих частей: вводной, эксплицирующей и заключительной. В структуре исследуемого текста выделяются обязательные (предложение рабочего места, контактная информация) и факультативные композиционные элементы (заголовок, презентация работодателя, описание задач, требований к будущему сотруднику, условий работы). Центральное место в композиционной структуре текста занимает название профессии в заголовке объявления. Оно реферирует к адресату сообщения и сигнализирует главную тему в сообщении.

Выбор лексических, грамматических и словообразовательных средств определяется, главным образом, соблюдением официально-делового стиля общения и стремлением к языковой экономии. Лексика текста ОН характеризуется неэмоциональностью, конкретностью и официальностью, что достигается через использование шаблонов, узуальной терминологии в области профессиональной деятельности.

Грамматические параметры текста характеризуются усложнённостью синтаксической структуры, преобладанием активного залога, употреблением повествовательных предложений, модальных глаголов, инфинитивных и эллиптических конструкций. Особенности словообразования проявляются в преобладании детерминативных композитов, отглагольных существительных и сокращённых слов, служащих языковой экономии.

Большинство ОН представляют собой семиотически осложнённые или креолизованные тексты с иконическим компонентом. Невербальные и паралингвистические средства выполняют в тексте аттрактивную, смысловыделительную функции, а также функцию создания имиджа и подчинены реализации главной задачи текста, нахождению кандидата на вакантную должность.

Отметим, что для этого типа объявлений характерно использование языковых средств деловых документов, научных, а также публицистических текстов. Жанрообразующими чертами данных объявлений является, с одной стороны, информативность, а с другой, дозированность, заключающаяся в передаче максимума информации с помощью минимума лексических средств. В ходе исследования был выявлен большой процент собственных имен: названий учреждений и организаций, а также топонимов. Дозированность рекламы о приеме на работу характеризуется отсутствием лишней информации.

В ходе исследования ОН в газетах, обнаружено использование черт научного стиля. Во-первых, употребление специальной терминологии, относящейся к разным областям делового языка и связанной со сферой функционирования рекламодателя и рекламируемой вакансии (термины бухгалтерии и финансов, экономические, биржевые, компьютерные, профессионально-технические термины). Типичной чертой ОН является наличие многочисленных речевых стандартов-клише, которые упрощают и ускоряют составление объявления. Клише обслуживают определенные ситуации, регулярно повторяющиеся в рекламных текстах о приеме на работу.

Проведенное исследование выявило использование черт публицистического стиля, для которого характерно употребление большого количества прилагательных. Эти прилагательные можно разделить на две большие группы. Первая группа прилагательных используется для описания компании-работодателя. Главная задача компании-работодателя заключается в том, чтобы привлечь правильных кандидатов, поэтому адресант формирует положительный образ организации у потенциального кандидата на работу. Вторая группа прилагательных используется для характеристики идеального кандидата, так как в данном виде текста основной акцент ставится на соответствии личности кандидата предлагаемой работе.

Обзор теоретической литературы и рассмотрение примеров объявлений, заявляющих о вакансии, подтверждают предположение о том, что ОН является особым жанром текста. Как жанр текста ОН характеризуется четкостью структуры с выделением ключевой части – требований к кандидату, компрессией информации, использованием клише, включением значительного количества языковых средств различных уровней, направленных на реализацию коммуникативно-прагматической установки объявления. ОН свойственны черты публицистического стиля и эмоциональная нейтральность.

Следует отметить важную роль данного жанра в жизни общества, так как именно благодаря ОН многие члены социума находят работу, основное средство для поддержания социального статуса. Более того, рассматривая тексты ОН, можно найти языковое подтверждение изменений в обществе, определить его ценности и приоритеты.


Литература:
  1. Провоторов В.И. Лингвотекстовые особенности речевого жанра объявление: Автореф. дис. … канд.филол.наук. М., 1991.

  2. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория речевых жанров // Жанры речи. Саратов, 1997.

  3. Lancaster Guardian (April 7, 2011).

  4. The Visitor (April 16, 2011).

  5. The Westmorland Gazette (April 5, 2011).


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle