Библиографическое описание:

Назаров А. Н. Литературная критика как составная часть литературоведения [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 23-27.

Литературная критика- (Суждение, искусство разбираться, судить)- одна из составных частей литературоведения. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия. Литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, литературная критика исходит, прежде всего, из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития.

Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство,- такое произведение не может быть признано подлинно художественным.

Своими корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная отрасль творчества. [1]

Со временем благодаря таким людям как М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и многим другим выдающимся личностям литературная критика приобрела сегодняшний облик, который способствует выявить личности с большим будущим. Но не смотря на то, что критика помогает юным писателям в их начинающем пути, одной из отличительных особенностей современной многомерной российской действительности является динамизм и неординарность процессов, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом настойчивее и более активно выражается стремление всех социальных субъектов к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.

Практика вместе с тем свидетельствует, что эти и другие общие и индивидуальные приоритеты остаются в не поля досягаемости многих людей, первичных коллективов и даже крупных социальных общностей.

Акмеолого-психологическое консультирование не заканчивается выдачей рекомендаций, а предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и трудна и оказание помощи в овладении ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневных условиях. Ориентированность клиента заключается в определении его творческого потенциала и в оказании ему помощи в продвижении к собственным жизненным вершинам. Критерии, которым руководствуется психолог, и понятия, которыми он оперирует при этом, гуманны по своей сущности. Они независимы от теоретической ориентации, субъективизма, навязываемой конъюнктуры. Главные критериальные измерения – активная жизнь и ее смысл, полезность обществу, достигаемая на основе продуктивного труда, признание неповторимости и самобытно индивидуальности человека.

Но воздействия лишь на одни познавательные компоненты саморегуляции недостаточно. Многие проступки носят аффективный эмоциональный характер и проистекают из неадекватного ситуативного реагирования. Коррекция в этом случае заключается в развитии так называемый контролирующих эмоций – радости, стыда , а также в формировании адекватно реакции на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатор конфликтной ситуации. Практикой неопровержимо доказано, что лишь в этом случае может возникнуть положительно окрашенный эмоциональный контакт как необходимое условие именно контролирующих эмоций, а не их антиподов – реакции подавленности, гнева, агрессивности, вандализма, хулиганства.

Потребность в достижении цели в данном случае реализуется в одной из наиболее сложных сфер человеческой деятельности – управлении, лидерстве – в условиях постоянной необходимости перехвата управления. Свобода действия участников и изначальная неструктирированность ролевых отношений порождают в каждую единицу времени необходимость постоянного подтверждения своего лидерства, успешности своих управленческих действий.

Условием свободы действий является первичное состояние энтропии сообщества, в котором находится человек. Иначе говоря, хаос эмоциональных и социальных связей между людьми. И руководитель, лидер — это тот, кто своими действия преодолевает хаос. Он должен постоянно доказывать свою интеллектуальную и волевую способность к структурированию ситуации. В то же время перехват управления — это всегда разрушение предыдущей управленческой модели (построенной другим лидером) т.е. снова возврат к хаосу, создание опасной ситуации для данной группы, что неизбежно порождает напряженность в отношениях. На этом этапе появляется еще одно требование к психологической подготовке лидера, управленца, человека, идущего на перехват управления, — способность к разрушающему действию.[2]

При общих профессиональных требованиях творческих индивидуальностей, в которых специфически проявляется вся совокупность необходимых качества, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляется ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие – на образное мышление; одни – на строгое доказательства, другие – на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует своим преимущества в прогностической сфере, а кто-то – в исторических аналогиях. И так специфически проявляется суть профессионала – служение человеку и обществу.

Мир личности целостен, связи между его составляющими неразрывны, поэтому трудно отдельно характеризовать каждую из них. Этот факт надо учитывать при неизбежности «поэлементного» изложения. [3]

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе литературного развития.

В современной литературной критике культивируются различные жанры — статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, полемическая реплика, библиографическая заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком литературы и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.

И как здесь не вспомнить о первой критике В.Г. Белинского:«У нас нет литературы, — говорит Белинский. — я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов… Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее. Но ещё более дай Бог, чтобы поскорее все разуверились в нашем литературном богатстве. Благородная нищета лучше мечтательного богатства! Придёт время, — просвещение разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, — и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…»[4]

Какие замечательные слова, они не могут не заставлять задумываться над тем, где мы живем, нам тем, как нам жить дальше, они были актуальны в то время и не потеряли актуальности сегодня этот достояние, которое надо нести каждому из нас по жизни, невзирая на все происходящее в жизни.

Говоря о литературной критике, не может не вспомниться и такой человек как Н.А Добролюбов. Замечательные стихи были посвящены в его честь Н.А Некрасовым:


Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.


Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья


Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой,


Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!


Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля! но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,


Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…[5]


Что ж слова гения - вечные слова! Но хочу заметить, что воспевая какого-либо критика стихами, они тоже будет подвергаться критике. Тут получается очень интересный замкнутый круг. Его можно сравнить с естественным круговоротом на земле. Мы живем на земле и это вполне естественно. Литературная критика подвергается в свою очередь критике со стороны других критиков. Тут есть один вопрос, кто будет последним критиковать откритикованные статьи, стихи, какие- либо произведения? Я бы сказал, что это риторический вопрос, на него мы не узнаем ответа никогда!

Не смотря на все то, что было сказано выше, хочу отметить, что какая бы ни была литературная критика, они оставляет у каждого свой отпечаток в памяти. Любой начинающий или имеющий опыт писатель подвергается критике и это вполне нормально. Чем больше ты пишешь, тем дольше будешь подвергаться ей. И это хорошо, потому что ты видишь что за тобой наблюдает, что тебя читает и так внимательно ,что не простят тебя ни одной твоей ошибки или отпечатки в тексте. Критика дает творческий подъем всем писателям, поэтам, публицистам. Но есть один не очень приятный фактор, маленькие города. Именно в них нет место НАСТОЯЩЕЙ критике поскольку - маленький город все друг друга знают и как тут раскритикуешь своего друга, если тебе с ним жить еще больше половины свой жизни ,ты можешь сделать ему замечания, но не более того поскольку это повлечет за собой череду слухов и ты в конечном итоге больше не сможешь бить его приятелем пить вместе с ним чай и разговаривать о литературе и тому подобное. Но ведь иногда, даже советы могут восприниматься как самая жестокая и необоснованная критика, которую человек когда-либо слышал. Это может быть при первой критике, когда ты еще молод, пишешь о любви к девушке или о том как прекрасно пахнет сирень весной. Считая эти произведения шедевром, несешь их к известному писателю и слышишь: «Это самые ужасные стихи, которые я когда – либо читал» Такая критика убьёт многих на первом своем этапе. Может это и хорошо, а может и нет. В некоторых случаях Человек бросит писать вообще и это хорошо, ведь значит это не его предназначение, значит, ему надо заниматься другим делом, а не просиживать часами с листком бумаги и ручкой в руке. Человек, который действительно чего-то хочет добиться в литературе не станет посовать ни перед какими препятствиями.

Как может влиять на юного писателя первая литературная критика? Это очень интересный вопрос. Тут нет однозначного ответа. Можно подумать, что литературная критика оставившая след в далеком детстве может повлиять на писателя так, что его произведения будут только пылиться на полках и все. Это зависит он характера первой критики и от самого юного писателя. В большинстве случаев критика произведений юных писателей говорила о том, что они просто еще не готовы к пути в литературу. Критиковать действительно очень сложно, но без этого нет литературы, как тут быть? В некоторых случаях надо давать молодым писателям шанс. Шанс на дальнейшую работу в творческой деятельности. Но слишком их не надо хвалить, иначе в дальнейшем он и попросту не привыкнут к критике и не смогут воспринимать критику как за должное.

Говоря с несколькими писателями, я могу наблюдать несколько схожих вещей между ними. Все эти писатели помнят сваю первую литературную критику своих произведений. Не важно, что они писали, важно то, как их критиковали в детве в юности. Тут два аспекта этой деятельности:

Первый: критика положительная. В этих случае писатели, будучи уже взрослыми литературная негативная критика воспринимается неким сердечным расстройством. Во множестве случаев, они начинаю думать, почему они написали именно как написано, не по-другому.

Второй: критика отрицательная о первом произведении. Во многих таких случаях, критикуемый перестает писатель на некоторое время произведения. Возвращается только через какой-то промежуток времени. Но это го может и не произойти, поскольку психика может быть травмирована. Но если случилось так, что это человек вернулся к творчеству, то он будет воспринимать критику последующую уже не так близко к сердцу, ведь он был сильно подвергнут ей в детстве и она теперь не так ему страшна.

Меняются стереотипы все только благодаря ПЕРВОЙ литературной критике. Но не смотря на то, что все писатели подвергаются литературной критике ,не они прислушиваются к ней . Именно литературная критика помогает достигнуть творческого подъема, без нее нет место литературе в нашем огромном мире. Известные писатели не все соглашались с критикой ,но они все к ней прислушивались и благодаря ей они стали знаменитыми и достигли своего творческого подъема.

Я спросил у них, а понят ли они свою пятую или седьмую критику, почти все ответили, что нет. Они не помнят в силу того, что уже много раз ей подвергались, и не в силах вспомнить, какое произведение у них было подвергнуто критике пятым или седьмым. И это свидетельствует о том, что первая критика как первый поцелуй, ее невозможно забыть. Ни один писатель, который дорожит своим творчеством, не в силах сделать этого. Ведь именно эта критика дала ему тот творческий опыт, который он имеет сейчас и от этого ни куда, ни деться, ни одному из начинающих писателей.

Хочу сказать, что со временем, мы начинаем глядеть на мир другими глазами. Все становиться другим. Мы взрослеем, и с радостью вспоминаем то, что было с нами в глубоком детстве или то, что случилось недавно. Мы анализируем все происходящее уже как люди, которые и имеют за спиной большой опят. Мы знаем ,что десять лет назад нам казалось глобальной проблемой ,сейчас кто все лишь пустяк. Мы видим, как этой проблемой задается молодое поколение, считая ее тоже нерушимой, но мы знаем, что потом он тоже будет рассуждать, также как и мы. Литературная критика это тоже своего рода испытание, которое должен пройти каждый, кто хочет стать писателем. Это его неотъемлемая часть, без которой нет места писателю в его творческой деятельности. Все писатели меняют с годами свое отношение к литературной критике. Они уже не так пылко ее воспринимают, ведь это их инструмент, пользуясь им правильно, писатель может достичь невероятных успехов.


Литература:

1 «Литература» справочные материалы Л.И. Темофеев, С.В. Траев с.74

2 «Рабочая книга практического прсихолога» пособие для специалистов Альбуханова ,Павличенко, Александрова, Анцупов, Архипова, Бодалев, Карпенко, Декркач, Калаков, Катаева, Козлова, Козлов, Конюхов, Корчемный, Лаптева, Нестерчук, Панасюк ,Секач, Темнова с.70-71

3 «Ведение в теорию журналистики» Е. П. Прохоров с. 24-25

4«В.Г. Белинский» http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 «Н.А Добролюбов» http://ru.wikipedia.org/wiki/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle