Библиографическое описание:

Зяблова Н. Н. Средства развития лингвистического мышления [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 157-159.

Актуальность развития лингвистического мышления заключается в том, что в современном мире в условиях огромной информационной базы практически во всех сферах деятельности, развитое лингвистическое мышление помогает в условиях образования и самообразования. Для успешного оперирования информацией в сфере делового общения наличие лингвистического мышления является также необходимым условием. Лингвистическое мышление является средством, с помощью которого можно извлекать и обмениваться информацией на иностранном языке. Развитие лингвистического мышления возможно при помощи овладения иностранным языком для формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов нелингвистических специальностей в сфере профессионального общения и готовности будущих специалистов использовать возможности иностранного языка в целях профессионального самообразования.

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности не представляется возможным без владения языком/языками, опыта успешных коммуникативных действий, развития рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации, основания собственных действий и действий партнеров), которые могут быть сформированы на занятиях иностранного языка с использованием различных методик, направленных на их развитие.

Вопрос о развитии лингвистического мышления поднимался в работах М.Л. Микулинской «Развитие лингвистического мышления учащихся» [1989], А.Я. Шайкевич «Введение в лингвистику» [2010], Д.Н. Ушакова «Краткое введение в науку о языке» [2004], В.В. Петухова «Психология мышления» [1987], И.Н.Горелов К.Ф.Седов «Основы психолингвистики» [2001], И. Ю. Абелева «Речь о речи коммуникативная система человека» [2004] и др.

Особенностью лингвистического мышления является условие искусного владения языком и способность к оперированию вербальным материалом. Роль языка в формировании лингвистического мышления огромна, т.к. язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, которые являются механизмом развития лингвистического мышления. Речь в данном взаимодействии является основным механизмом мышления для выражения мысли при помощи языка.

Сформированность речи позволяет судить о развитом лингвистическом мышлении. Именно поэтому, преподаватели активно используют средства направленные на развитие устной и письменной речи. К средствам развития устной диалогической речи на занятиях иностранного языка можно отнести ролевые игры.

Ролева́я игра́ — вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.

Действие ролевой игры происходит в мире игры. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе). Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых ролевых играх её вообще нет.

Деловые ролевые игры применяются в профессиональном образовании методом моделирования каких-либо жизненных ситуаций, например, работы в трудовом коллективе. В этом случае участники принимают роли различных должностей и профессий. Ситуации общения, иногда проблемные и нестандартные заставляют участников диалога применять творческий подход к решению проблем, активно используя личностный потенциал и тем самым развивая лингвистическое мышление. Задачей преподавателя на этапе развития устной речи является обучение умению правильно понимать и выполнять инструкции, взаимодействовать с людьми из группы используя устную речь.

Так, например, для студентов 1-го курса по теме Environmental protection можно разыграть сцену из телепередачи, в которой участниками являются представители из противоположных организаций, например, общества охраны окружающей среды и нефтяной промышленности для закрепления лексического материала по теме и формирования навыков ведения диалогической речи в рамках темы. Постановка проблемы, например, Preventing pollution (предотвращение загрязнения окружающей среды) или Using ways of reducing waste (использование способов сокращения производственных отходов) позволит применить творческий подход к решению проблем, активно использовать изученную лексику и грамматику (язык) тем самым влияя на развитие лингвистического мышления.

Для студентов 2-го курса по теме Engineering в соответствии с программой по дисциплине «Иностранный язык» при формировании устной речи можно использовать деловую игру, включающую обмен мнениями с элементами убеждения, аргументации, для обыгрывания ситуации приема и устройства на работу.

Для студентов старших курсов, изучающих профессиональный иностранный язык и имеющих хорошую лексическую и грамматическую базу можно предложить провести форум с четко определенными ролями для каждого участника форума и заданной проблемой. Например, альтернативные источники энергии. При этом аргументированность и доказательность являются важными условиями ведения диалогической речи для развития навыков рефлексии.

Средства развития письменной речи рассматриваются на примере написания работ на старших курсах, направленных на развитие рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации) на основе работы с профессиональными текстами с извлечением информации с последующим ее использованием, например, для изложения содержания прочитанного, написания статей, создания презентаций и др.

Письменная речь представляет немаловажный вид речевой деятельности. В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются письменной речью для того, чтобы приобретать и передавать информацию. Для формирования письменной речевой деятельности на занятиях по иностранному языку используются письменные творческие задания.

К письменным видам работ можно отнести написание различного рода текстов: сочинения – рассуждения по заданной теме, написание эссе, аннотации, деловая корреспонденция, изложение содержания прочитанного \ услышанного на иностранном языке, создание презентаций, написание статей и др.

По уровню сформированных навыков письма письменные виды речевой деятельности подразделяются на простые и сложные.

К простым видам, выполняемым, как правило, студентами начальных курсов, относятся заполнение различных форм, подставление слов в требуемой форме, написание письма личного характера, написание делового письма (например, письмо-обращение на работу, письмо-жалоба и др.) и др.

Письменная работа на старших курсах предполагает развитие рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации) на основе работы с профессиональными текстами с извлечением информации с последующим ее использованием, например, для изложения содержания прочитанного, написания статей, создания презентаций и др.

Все вышеперечисленные виды речевой деятельности необходимы для развития и совершенствования лингвистического мышления.

Как уже было сказано, развитие лингвистического мышления необходимо для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетентности, определяемой в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность иноязычной коммуникативной деятельности.

В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются устной и письменной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности.

Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможна без формирования лингвистического мышления.

Свободное владение языком означает, что говорящий использует языковые средства для высказывания своих мыслей в устной или письменной форме не задумываясь, а также умеет правильно, адекватно понимать высказанные другими мысли. Глубокое понимание способствует формированию научного мировоззрения, повышению общей и речевой культуры человека, а также является необходимым условием полноценного общения людей, что оказывает влияние на формирование лингвистического мышления.


Литература:
  1. Абелева И. Ю. «Речь о речи коммуникативная система человека» (М; 2004 -304с.)

  2. Гаврилов В., Лингвистический интеллект // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14911, 02.12.2008 http://www.rbcdaily.ru/2008/07/15/cnews/361211

  3. Горелов И. Н., К.Ф.Седов «Основы психолингвистики» (М; 2001-304 с.)

  4. Жданова Е.В. «личность и коммуникация» (М;2010-176с.)

  5. Залевская А.А. «Введение в психолингвистику» 2-е изд. (М; 2007-560с.)

  6. Микулинская М.Л. «Развитие лингвистического мышления учащихся» (М; 1989-144с.)

  7. Петухов В.В. "Психология мышления". (М; 1987)

  8. Ушаков Д.Н. «Краткое введение в науку о языке» (М;2004-152с.)

  9. Шайкевич А.Я. «Введение в лингвистику» (М; 2010)

  10. web: audiblox2000.com/iq/iq04.htm

  11. http://www.cult-web.ru/cult-webs-126-1.html

  12. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/950-2010-10-05-10-58- 42.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle