Библиографическое описание:

Сайфутдинова Э. Г. Роль поэтического воображения в создании литературного произведения (на примере поэмы С.Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате) [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 123-125.

Актуальность данного исследования определяется тем, что анализ летописей при непосредственном сопоставлении с поэтическим произведением имеет непосредственный выход в этнокультурологию, что по-прежнему вызывает живой интерес литературоведов.

Объектом исследования стала поэма С. Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате» в сопоставлении с известным памятником древнерусской литературы «Повесть о разорении Батыем Рязани».

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые объектом исследования стала работа по сопоставлению поэмы С. Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате» с известным памятником древнерусской литературы «Повестью о разорении Батыем Рязани».

Целью нашего исследования является выявить роль поэтического воображения С. Есенина в создании произведения «Песнь о Евпатии Коловрате».

Постановка данной цели обусловила выбор следующих задач:

  1. изучить текст древнерусского памятника и произведение С. Есенина;

  2. выявить основные различия между ними;

  3. определить роль воображения в создании литературного произведения.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Наша гипотеза: поэма С. Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате» - результат поэтического воображения автора.

Наш материал был проанализирован на основе следующих методов: описательный метод, исторический метод, метод компонентного анализа и сопоставительный метод.

В 1912 - 1914 годах, кроме лирических стихов, Сергей Есенин пишет произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":

От Ольшан до Швивой Заводи

Знают песни про Евпатия.

Их поют от белой вызнати

До холопного сермяжника.


Хоть и много песен сложено,

Да ни слову не уважено,

Не сочесть похвал той удали,

Не ославить смелой доблести.


"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов, Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма, которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то разве только краевой, рязанский".

Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете "Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений" Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.

Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" - княжеский дружинник.

Евпатий у Есенина - кузнец-силач, выразитель патриотических настроений народа.

Н.К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".

Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в 1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате" послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском краю [Прокушев, 1971: 134].

Иванов-Разумник в 1926 году также вспоминал о есенинском чтении этой вещи: «В одном из наших разговоров осенью 1914 г. (Ошибка памяти автора - он познакомился с Есениным не ранее 1915 г.) речь зашла о шумевшей тогда „заумной поэзии“ (Хлебников и др.), многочисленные образцы которой мы читали в тот вечер. С сущностью такой заумной поэзии Есенин был знаком уже с детства по народному «глоссолалийному» творчеству. Целый ряд сектантских и вообще народных глоссолалийных песен и присловий Есенин сейчас же и привел - память тогда была у него исключительная. Тут же речь перешла на изобильные областные слова в некоторых стихотворениях Клюева (В более позднем (1928 г.) варианте этого же текста здесь значится: "...стихотворениях присутствовавшего при этом разговоре Клюева" (ГЛМ)) и на «заумность» таких слов для литературного языка. Здесь Есенин и прочел в виде примера первые три строфы сложенной им <...> песни о Евпатии Коловрате, во многом совершенно непонятной городскому читателю, в то время как в строках этих все построено только на областных словах. По просьбе моей он прочел всю поэму, которую помнил от слова до слова, тогда же записал ее и оставил эту запись у меня. В 1915-1916 гг. он несколько раз читал нам эту поэму, которую в то время нигде не удалось напечатать. Напечатана была она <в 1918 г.> совершенно в том же виде, в каком он читал ее раньше» [Иванов-Разумник, 1995: 64].

Среди литературных источников поэмы исследователи называют «Песню про боярина Евпатия Коловрата» Л.А.Мея, публиковавшуюся в то время с авторскими примечаниями, содержащими фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем» (так она печаталась и в издании Мея 1911 года, скорее всего, известном Есенину). Хотя совокупность этих двух текстов и нашла некоторый сюжетный отклик в есенинской поэме, при ее анализе в более широком плане можно согласиться с такими исследователями, как В.В.Коржан, Ю.Л.Прокушев, В.В.Базанов, что выделять какой-то главный источник «Песни о Евпатии Коловрате» вряд ли правомерно.

Целый ряд слов из «Песни...» отмечен Л.А.Шероновой как неологизмы Есенина [Шеронова, 1966: 108-129]. Эти наблюдения, однако, входят в известное противоречие со свидетельством Иванова-Разумника о лексике поэмы Есенина: «В бумагах моих должна была сохраниться запись перевода областных слов, составляющих стержень этой поэмы <эта запись ныне неизвестна>; в словаре Даля значительного числа этих слов не имеется. Из разговоров с Есениным помню, однако, что личного словотворчества в этой его поэме совсем не было» [Иванов-Разумник, 1995:64 ].

Прочитав текст «Песни…» и сравнив её с «Повестью…», мы выяснили, что благодаря художественному воображению Есенин создаёт поэтический текст. В отличие от первоисточника подробно красочно описаны картины природы, Образы Евпатия Коловрата и Батыя, произведение приобретает идейный смысл.

Проанализировав произведение Есенина, можно прийти к выводу, что благодаря воображению поэта Евпатий предстаёт перед нами смелым, доблестным, удалым. Он предостерегает своих товарищей о губительном свойстве «зелена вина». Ему присуще такое человеческое качество, как мудрость. Евпатий Коловрат – завидный жених, да только страсть у него одна - рязанская сторонушка. Он патриот.

Батый кровожаден, груб и жесток. У Есенина он ассоциируется со зверем. Евпатий, напротив,стремиться к миротворчеству, жестокость ему чужда. Во время схватки не меч он вытянул, а «свеча в руках затеплилась».

Художественное воображение Сергея Есенина наполняет народное предание идейным смыслом: Жестокость порождает зверя, нелюдя, дьявола, а Вера возрождает, дарит бессмертие. И голос поэта звучит назиданием для потомков (предание не содержит такой идеи, это продукт поэтического воображения Есенина).

Выводы:

  1. роль поэтического воображения в создании литературного произведения велика;

  2. воображение – основа творческой деятельности человека;

  3. воображение – это не только индивидуальный биологический процесс, но и отражение социальной сущности человека, его духовности.


Литература:

  1. С.Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате» , 1825.

  2. «Повесть о разорении Батыем Рязани».

  3. Иванов-Разумник «Есенин академический…», М.,1995,с.64.

  4. Ю. Прокушев «Сергей Есенин»-М., Издательство « Детская литература»,1971г.

  5. «Л.А. Шеронова и Ученые записки», Издательство Горьковский Государственный Педагогический Институт, выпуск 62, 1996, с 108-129.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle