Библиографическое описание:

Рагимова У. Я. Популярные телеформаты в Азербайджане [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 261-263.

Жанр и формат. Весьма близкие, в то же время достаточно разные понятия. Очень сложно определить степень их близости и разности. Настолько сложно, что даже участники межкафедрального научного семинара «Жанры и форматы телерадиовещания: современная практика и последствия трансформации», проведенного в марте 2010 года на факультете журналистики МГУ, не смогли однозначно ответить на вопросы: «Что из них первично?», «Что из чего следует?» и т.д. [См.: 3]. Материалы семинара опубликованы в «Вестнике МГУ» [2, с. 8-95] и широко обсуждаются специалистами.

Слово «формат» происходит от латинского «formātum», что означает оформленное, т.е. приведенное в определенную форму. Этот термин имеет полисемантическое значение: формат бумаги; формат вещания, формат файлов и т. д. В данной статье, говоря о формате, мы имеем в виду форму телевизионных передач.

Как верно отмечает доц. Г.В.Лазутина, слово «формат» резко расширило диапазон свих значений и стало вытеснять из профессионального лексикона другие термины, в том числе и «жанр» [См.: 1, с. 14]. Однако «не стоит спешить нагружать его (понятие «формат» - У.Р.) серьезным методологическим смыслом, конъюнктурно отказываясь от понятия «жанр» или каких-либо других профессиональных терминов» [1, с.15].

По нашему предположению, жанр – это продукт творчества, содержание телеконтента, а формат – стандартизирование формы построения и подачи этого продукта. Жанр отвечает на вопрос «Что показывается», а формат – «Как, в каком виде показывается». Жанры – разные «блюда», приготовленные из жизненных фактов. А формат – стол, накрытый этими «блюдами». Формат может состоять из одного или нескольких жанров. Во втором случае в нем присутствуют элементы разных жанров, происходит как бы их чередование или гибридизация.

Современными жанрами телепублицистики являются телезаметка, видеосюжет, телерепортаж, телеотчет, телекомментарий, телеобзор, телебеседа, телеинтервью. Форматы: блок новостей, ток-шоу, криминальные, расследовательские и авторские программы, реалити-шоу и др., которые рядом теоретиков ошибочно называются жанрами.

Большинство новых форматов привлекательны для аудитории, потенциально рейтинговые и поэтому их доминирование на телеэкранах может рассматриваться как общий признак коммерциализации. С необходимостью в той или иной степени давать телезрителям не то, что им нужно, а то, что они хотят, столкнулись почти все каналы, в том числе и азербайджанские.

Программная политика телевидения быстро меняется, стараясь не отставать от меняющихся вкусов аудитории, отражать технологические новшества и не терять конкурентоспособности. Под давлением конкуренции со стороны коммерческого телевидения общественные вещатели производят в эфир всё больше коммерческих программ и, следовательно, становятся похожи на своих коммерческих конкурентов. Господствующая тенденция телевизионной программной политики – это неустанный поиск новых программных форматов с коммерциализацией содержания.

Ныне в Азербайджанской Республике действует 21 телекомпания, 7 из них являются общенациональными (находятся в столице, вещают на всю страну, имеют выход в международное телепространство), остальные – региональными. Государственное ТВ (акционерное общество закрытого типа) с двумя каналами-«приложениями» («Спорт» и «Культура») функционирует с 1956 года. Первое частное ТВ «АНС» было создано в 1991 году, затем появились «Спаъе» (1997), «Лидер ТВ» (2001), «АТВ» (2002), ИТВ (Общественное ТВ, 2005), «Хязяр ТВ» (2007).

О работе того или иного канала прежде всего судят по количеству и качеству передаваемых им новостей. Каждому зрителю интересно, что происходит в последнюю минуту в стране и мире. Если раньше новости на многих каналах выходили в эфир согласно «сухого» формата (слишком серьёзные), то в последнее время на экранах появился «инфотейнмент» - «гибрид» информации и развлечения. Новости разделились на «информационные», то есть, сообщающие сухую, объективную информацию, и «развлекательные», в которых информация подается в «красивой упаковке». Ярким примером такого формата в азербайджанском телепространстве является новости «Xяzяr TВ», основной выпуск которых выходит в эфир в 20:30.

Хорошо, что новым форматам не удалось полностью вытеснять из программной сетки традиционные просветительские передачи типа «Что? Где? Когда?», которые популярны во всем постсоветском пространстве, в том числе и в Азербайджане. Игры «Что? Где? Когда?» на канале «Space» появляются на экране в начале каждого сезона (в 22.00) и длятся до определения лучшей команды.

Распространены также интеллектуальные соревнования для подростков. К примеру можно назвать «Хямся» («Пятерица») на канале ITV, «Мян азярбайъанлыйам» («Я – азербайджанец») на канале AzTV, «LG билик академийасы» («Академия знаний LG») на канале ATV, «Аьыл дярйасы» («Умница») на канале ANS. Отметим также, что несколько лет тому назад на канале Lider транслировались всемирно известные передачи «Как стать миллионером?» и «Слабое звено». Формат не был изменён и в одно время эти передачи были очень популярными среди нашей аудитории.

Интеллектуальные программы особенно для подростков играют важную роль в формирование азербайджанской молодежи. На передаче «Я – азербайджанец» участник проходит туры, ответив на вопросы о национальной литературе, истории, географии и др. Интеллектуальные передачи в основном транслируются в дневное время.

Наряду с интеллектуальными передачами на азербайджанских каналах определенное место занимают и спортивные программы. Важно отметить открытие первого специализированного канала в Азербайджане «Спорт».

Удельный вес интеллектуальных и спортивных программ, особенно на коммерческих каналах, по сравнению с развлекательными передачами не так высок. Согласно среднему рейтинговому показателю, наиболее популярны криминальные передачи и шоу-программы. Второе место занимают сериалы и сатирические передачи, комедии. Меньше всего зрителей у образовательных, молодежных программ и документальных фильмов.

В общности коммерческое телевидение следует однотипной программной политике: скандальные новости, реалити-шоу, коммерческое кино, мыльные оперы, дешевые южноамериканские сериалы, викторины и низкопробные юмористические программы. Стремясь привлечь массового зрителя, многие коммерческие телеканалы убирают из программной сетки журналистские расследования, программы для меньшинств и для целевой аудитории. Точно также дело обстоит и в Азербайджане. Если раньше по государственному телевидению Азербайджана транслировались преимущественно информационно-пропагандистские выпуски, концерты и фильмы, то с созданием коммерческих телеканалов форматы передач крайне изменились. Такие аналитические западные форматы, как ток-шоу, дебаты впервые появились на телеканале ANS. В настоящее время ток-шоу является самым популярным форматом. Любителей ток-шоу привлекает развитие «искусства беседы», активизация их гражданской позиции. История создания этого формата уходит в 60-ые годы прошлого века и связано с именем американского журналиста Фил Донахью. Азербайджанская же аудитория познакомилась с этим форматом в 90-ые годы. В настоящее время большинство телеканалов охвачено передачами этого формата. Примером могут служить «Ел эизли ахшамлар» («Вечера с Эльгизом»), «Кюк алты» («Под корнем») на ANS ТВ, «Сян тяк дейилсян» («Ты не один (одна)»), «Ел ичиндя» («В народе») – на АТВ и др.

Другим популярным форматом на азербайджанских телеканалах считаются криминальные программы. Зрители у таких программ свои, особенные. Кто-то, посмотрев такие передачи, пытается разрядить собственную агрессию, кто-то извлекает из них практическую пользу: скажем, произошло ограбление, а зритель, увидев это по каналу, думает, что может избежать такого случая. Кто-то из российских журналистов в одно время метко выразился, что наше телевидение становится «труполюбивым» То же самое наблюдается и на наших телеканалах. К примеру, на телеканале ANS уже много лет идёт «Уголовное дело», «Дежурный», на ATV «Горячие следы» и другие. Криминальные программы обычно выходят в эфир по ночам.

Одним из сложных форматов, требующих скрупулезного труда и профессионализма, является журналистское расследование. Хотя на наших каналах он очень редок, но всё равно существует. Наглядным примером можно считать передачу Ирады Исаак на телеканале ANS «24 часа перед смертью». Журналист исследует жизнь героя, которого уже нет в живых, в программе выступают родня и близкие знакомые героя. И часто раскрываются те факты, которые были малоизвестны или вообще не известны телезрителям.

В советское время, особенно в годы застоя, журналисты редко появлялись на экране. Подготовленные ими тексты читались дикторами. Начиная с перестроечного периода, в телеэфире достойное место стали занимать авторские программы, героями которых являются общественно-значимые лица. К ряду таких передач относится передача телеканала АТВ «Официальные лица в неофициальной обстановке». По формату это передача отличается от других тем, что ведущий в каждой программе встречается только с политиками или государственными чиновниками. На этой встрече герой программы – официальное лицо, но в ходе передачи он раскрывается перед аудиторией, рассказывая о своих интересах, о своей личной жизни, становится «неофициальным». Этими лицами могут быть и депутаты Парламента, и послы, консулы, министры, и даже президенты. А на других каналах («Хязяр ТВ», АНС, «Спаъе ТВ») в роли гостей подобных программ выступают в основном представители культуры. Эти передачи имеют достаточное количество зрителей.

Развлекательные программы в формате реалити-шоу на ТВ, богатые эмоциями, оживленными комментариями, быстро привлекли внимание телевизионной публики, насыщенной «криминалом», «мыльными операми», не совсем удачными художественными фильмами, Выявлено, что программы этого формата повышают адреналин и обостряют эмоции, благодаря дозам провокаций, скандала, интриги. Этот формат в последние годы стало популярным и на телеканалах Азербайджана. Одной из первых передач такого формата было «Гяфяс» («Клетка») на канале ATV. В одном доме были собраны молодежь, которая вела борьбу за определенную сумму денег. В дальнейшем на канале «Lider» была создано реалити-шоу «Машина», которое за короткий срок стал излюбленной программой значительной части аудитории. В этом шоу собираются 18 участников вокруг машины, и владельцем автомобиля считается тот, кто последним убирает руку с автомобиля. Вначале героями программы были обычные люди, но через несколько версий состав команды собрался из представителей культуры. Ведущим передачи является известный шоумен и бывший член КВН «Парни из Баку» Мурад Дадашов. Реалити-шоу начинается в 22:00 и длится около двух часов. В настоящее время она одна из самых популярных программ в азербайджанском телепространстве.

К формату реалити-шоу можно также отнести передачу «Ада» («Остров»), которая транслировалась по каналу «Lider». В этой передаче собираются команды проходят определенные испытания на острове и победителями становятся наиболее выносливые участники.

Уже второй год на телеканалах Азербайджана лидируют «свадебные» программы. Их цель – помогать одиноким (возраст не имеет значения) или молодым людям найти свою вторую половинку и организовать для них бесплатную свадьбу. Передача данного формата впервые была показана на канале «Space». А затем инициативу перехватил ANS и его программа «Той олсун» («Да будет свадьба») за короткое время завоевала широкую популярность.

Значительную часть эфирного времени в Азербайджане занимают развлекательные программы. Среди них Естественно это неудачный показатель. Среди развлекательных программ очень популярны передачи, полностью посвященные новостям культуры, сенсационным событиям шоу-бизнеса. Стоит отметить, что довольно распространены музыкальные конкурсы молодых талантов. На этих соревнованиях избираются певцы эстрадной музыки, народной (соревнования мугам), а также мейхана. Естественно развлекать аудиторию входит в функции журналистики, но мы не должны забывать, что передовыми являются информирование и просвещение.

Азербайджанское телевидение сегодня — это коммерческое телевидение, которое существует исключительно на деньги рекламодателей. Выходит, что именно они и заказывают «музыку». Часто ли мы видим по телевидению, чтобы наши известные или малоизвестные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о нравственных и моральных ценностях? Совсем нет. Как ни прискорбно, многие руководители телеканалов считают, что «то, чем занимается телевидение, за исключением информационных программ, это его внутреннее дело. И пытаться извне влиять на различные ток-шоу или сериалы бессмысленно, и потому властным структурам не надо вмешиваться в их деятельность».

В Европе процесс быстро принял правовые формы. Евpопаpламент пpинял сугубо волюнтаристское решение, не имеющее ничего общего с принципами рынка: любой канал ТВ в Евpопе обязан не менее 51% вpемени отдавать твоpческой пpодукции европейских авторов. В февpале 1996 г. пеpвый канал фpанцузского ТВ был оштpафован Высшим советом телеpадиовещания Франции на 10 миллиона долларов за то, что в 1995 г. недобpал 65 часов показа евpопейских фильмов — всего чуть больше часа в неделю.
В 1989 г. почти на такую же сумму за то же нарушение была оштрафована телекомпания Берлускони в Италии. Как видим, нам есть над чем задуматься.

Литература:
  1. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2010, № 6, с. 14-21.

  2. Форматы и жанры в современных СМИ / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2010, № 6.

  3. Шило М. Жанр vs формат?/ journ.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle