Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии и Корана) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)

Статья просмотрена: 7312 раз

Библиографическое описание:

Курбонов, П. А. Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии и Корана) / П. А. Курбонов. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/319/ (дата обращения: 17.04.2024).

Какое виляние оказало на мировоззрение Байрона его знакомство с Востоком? Какие впечатления оставляют у него путешествие по Востоку с иной цивилизацией, иной религией? В переписках с Френсисом Ходжсоном Байрон обсуждает религиозные проблемы. Поэт в своих посланиях критикует религиозные положения (принципы), ищет справедливости.

«Если нет спасения кроме христианства, почему же тогда все люди не становятся убежденными христианами? Справедливо ли отправлять духовное лицо, произносящего слова Бога, только в Иудею, Галилею? Справедливо ли оставлять темнокожих и других в темноте (как их кожа), не указывая ни одного пути к свету? Кто поверит в то, что Бог их отправит в ад за то, что они не знают того, чему их не учили? Я верю в то, что говорю от чистого сердца, я думал так, когда был болен в иной стране, а около меня не было ни одного друга, никого, кто бы успокоил меня ».1

Байрон, как и другие романтики, смотрит на религию как на составную часть традиций национальной культуры, он ценит яркость, выразительность всех мифологических представлений и обрядов. Поэт, понимающий, что в каждой вере есть определенная часть Истины, чувствует свою принадлежность к христианским культурным традициям. Именно исходя из этого, он объясняет свое сложное драматическое отношение к ней на протяжении всего своего творчества.

Процветание великой государственности Англии в начале XIX века, унижение зависимых народов колониальных стран, запрет передового свободомыслия соотечественников, высокомерие и лицемерие высшего сословия, аристократов, коррупция явились причиной того, что такие свободомыслящие поэты гуманисты как Ж.Байрон и П. Шелли, покинули страну. Английские пуритане не дали житья на своей родине таким благочестивым консерваторам как Байрон и Шелли так же, как французские аристократы и лицемеры изгнали Руссо.

Духовенство, будучи более культурным и более радушным, милосердным; лорды, чиновники, стоящие во главе правительства, под маской борьбы за чистоту религии, начали изгонять свободомыслящих поэтов и ученых.

Формировавшийся и мирно трудившийся рабочий класс Англии стал увольняться с работы из-за научно-технических открытий. Рабочие луддиты лишались возможности прокормить семью, а также средств к существованию. Они были привлечены к суду в соответствии с государственным законом. Во время обсуждения Билля - закона, направленного против трудящихся на собрании правительственной палаты, лорд Байрон защитил трудящихся несколько раз, произнеся пламенную речь. Разумеется, такие выступления возмутили духовенство и представителей высшего сословия, они вмешивались и в его семейную жизнь, и, в конце концов, добились развода с любимой женой и ребенком. Молодой гений, заметив, что его самого посадят и уничтожат, покинул Англию и помог национально- освободительной борьбе албанцев и греков. В 1809-1811гг поэт путешествовал по Португалии, Испании, Греции, Албании, Турции, острову Мальта.

Впечатления от путешествия Байрон отразил в лиро-эпической поэме «Паломничество Чайльда Гарольда» в 1812г. Поэт в этой поэме от лица главного героя – путешественника выразил свою безграничную ненависть по отношению к низким лицемерным богачам, чиновникам различных стран, угнетающим трудящийся народ своим эгоизмом и негодяйством. Глубоко не изучив причин этой несправедливости и беззакония, поэт приходит к неверному выводу о том, что во всем этом виновен Бог, являющийся другом угнетателей и мучающий хороших людей.

Поэт в драматической мистерии «Каин» об Адаме и Еве, Каине и Авеле показал царя-угнетателя Земли в качестве Бога в образе Иегова (бога евреев), в качестве народного героя, борющегося против угнетателей - в образе Люцифера – Дьявола. Это произведение Байрона, разумеется, не свидетельствует о его атеизме, неверии в Бога. Он был не против религии, а против несправедливости. Драму-мистерию «Каин» Байрон посвящает великому писателю - Вальтеру Скотту (Шотландец), явившемуся в то время ведущим литератором Англии. Поэту казалось, что это посвящение спасет его произведение от различных напастей. Это посвящение В.Скотт одобрил. Действительно, надежды В. Скотта оправдались, Байрон проявил свою поэтическую гениальность в поэмах «Гяур», «Невеста Абидосса», «Корсар», «Лара», «Блокада Коринфа», написанных в 1813-1816 гг. В частности, в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда» он логическими реальными доказательствами разоблачил угнетателей: скупых алчных, лицемерных лордов, баронов, политиканов.

В XVIII главе поэмы, (когда покидал Англию) поэт посредством изображения природных сил ­ бури, вьюги, волн океана ­ описывает социальный кризис и содрогания общества, приводящих Англию к разрушению.1

Байрон, написав письмо своему издателю Джону Муррею, и, назвав часть драмы «Манфред» «Каином», спрашивал его о том, согласится ли писатель В. Скотт драму-мистерию «Каин» посвятить ему. Издатель, написав письмо В.Скотту, отправил ему один экземпляр «Каина» и сказал о предложении Байрона. Прочитав произведение, В.Скотт дал ему очень высокую оценку. Праздник девушек Вакха - возлюбленных Вакха – Диониса также представляет собой мистерию. Мистерия, являясь неофициальным праздничным представлением2, была описана в античной литературе во времена Орфея. Но мистерия Байрона в «Каине» основана на официальной древней книге евреев, Толмуте («Древний обет»), в которой описываются основные события изгнания из рая Адама и Евы, обман Дьявола; убийство тихого безобидного, служащего богу и отцу Авеля братом бунтовщиком Каином, также нашло отражение в священной книге мусульман «Коран». Не преклоняться человеку (не создавать себе кумира, кроме бога), а также бунт дьявола по отношению к Богу упоминается в сурах 1 Корана: 2, 7, 15, 17, 18, 38. В 34-37 стихах 2-й суры «Корова» отмечается следующее:

«Вспомните (Эй, Магомет), как только мы сказали ангелам «Преклоняйтесь человеку!», они склонились для преклонения»2. В предыдущих стихах, когда Бог изъявил желание создать человека, ангелы возразили ему: «Ты будешь создавать человека, сеющего смуты и раздоры на Земле, проливающего кровь? Между тем, как мы будем, дружно прославляя, возвеличивать Тебя». В продолжении 34 стиха суры «Корова» можно ознакомиться со следующими размышлениями. «Только Дьявол стал неверным из-за гордыни и стыда. 35. И мы оказали: «О Люди, вы местом жительства определите рай и вкушайте без стеснения в любом его, выбранном вами, месте. Только не приближайтесь к этому дереву, в противном, случае, вы превратитесь в угнетателей (деспотов, тиранов)». Довольно, их (Адама и Еву), Дьявол вывел из истинного пути и мы сказали: «Спуститесь из рая на Землю!» Вы и Дьявол – враги друг другу»3. Продолжение этого явления повествуется в 7м стихе «Ал-Аъроф» 4 «Корова». Когда, по велению Бога, все ангелы преклоняются человеку, дьявол не следует этому и говорит: «Я лучше него (человека), меня ты создал из огня, а человека - из глины (земли)». Господь сказал: «В таком случае, спустись из рая. Это (рай) не место для надменных! Разумеется, ты будешь из униженных».5

В следующих стихах отмечается, что Дьявол, изгнанный из рая, с целью отмщенья человеку, предлагает ему вкусить запретный плод. Вначале этот плод вкушает Ева, а затем, повинуясь ей, пробует плод и Адам. Ни в Библии, ни в Коране не указывается, что это за запретное древо, и что это за запретный плод. Исследователи отмечают, что одно из этих деревьев - это древо познания, а другое – древо вечной жизни. Одно дает плоды добра, а другое - зла.

Отмечают также, что плоды добра горьки, а плоды зла - сладки. Мусульманский писатель, хорезмийский толкователь Носириддин Рабгузи в произведении «Қиссаъул - анбиё» следующим образом толкует событие об Авеле и Каине, приведенное в «Коране». Когда Дьявол не преклонился, послышался возглас. «Почему не преклоняешься?» Дьявол сказал: «Я лучше (чище) него (человека), меня создал из огня, его - из черной земли». После этого имя его стало Дьяволом, что означает «нет надежды». Рабгузи опять пишет: «Дьявол проклятый сказал, что огонь лучше земли, не зная, что земля лучше огня. Огонь - есть вор, что бы, ты не дал огню, он его уничтожит. Если же земле дать одну пригоршню зерна, она тебе дает из десяти сто». В произведения Рабгузия плодом запретного древа, запрещенного Адаму и Еве для вкушения - является зерно, это логически неверно. Пшеница не может быть плодом зла. Кроме этого, один из последователей религиозного исламского шиизма, направления исмаилизма, заверяет, верно, что Дьявол не преклоняется человеку. Так как Бог сказал: «Кроме меня никому не преклоняйтесь!» И другому придется преклоняться. В большинстве случаев, Дьявол идет против слов Бога, и постоянно спорит с ним. Выдающийся поэт направления исмаилизма, философ Насыр Хисрав в стихотворении «Полемика с Богом», признавая Его безграничное величие, мощь, резко возражает против Его некоторых дел. В Библии и Коране бунт против Бога не оправдан, так как он (бунт) происходит под вилянием Люцифера – Дьявола. В драме - мистерии «Каин» Байрона Люцифер-Дьявол и Каин выражают недовольство делами Бога. В то время, когда изгнание из рая, и работавшие на поле Адам, Ева и их сын Авель, во время отдыха искренне молились и дружно прославляли Иегову, Адам и Ева восхваляют Бога за то, что Он создал мир, отделил свет и тьму, ночь и день; создал воду, море, землю и небо. Авель искренне прославляет Бога за то, что Он создал четыре элемента – Землю, Воду, Огонь и Воздух, Солнце и Луну, а также людей, молящихся и прославляющих Его, любя.

Только Каин, словно усмехаясь, молча наблюдает, как проводят богослужение отец, мать, младший брат, сестры. Адам спрашивает, почему Каин не молится. Каин отвечает: “Достаточно того, что вы прославляете Бога. а я – не желаю! «На вопрос “Почему?” Каин резко отвечает: «Бог мне ничего не дал, почему я должен Его прославлять?» Отец ему отвечает: «Бог дал тебе жизнь» (пояснения наши П.К). Каин, говоря «Для смерти?», выражает свою обиду за то, что этой семье Бог не дал вечной жизни. Расстроившись от этого слова-бунта, Ева молвила: «О, какое несчастье! Созрели плоды запретного древа!» «О, Боже!» Почему ты дал нам вкусить плоды от древа жизни?» Каин предупреждает отца:

Почему ты вкусил плоды от древа жизни?

Тогда ты не боялся

Человек: О, Каин! Не сомневается в Боге,

Это слова змия.

Каин: Змий сказал правду.

В этих словах Каина прослеживается защита змия. В действительности же, языком Змия говорил Люцифер (Дьявол). Здесь Байрон описывает эгоизм Каина, его нелюбовь к труду, отрицательные стороны, присущие аристократии. В монологе Каина (когда он остается один) говорится следующее:

«И это жизнь!

Трудись, трудись? Но почему я должен

Трудиться? Потому, что мой отец

Утратил рай. Но в чем же я виновен?

Байрон в своей драме «Каин» в качестве повелителей небесных душ показал Люцифера. Каин спрашивает у него «Откуда ты узнал мои мысли?» Люцифер отвечает ему, что мышление свойственно не всем людям, оно характерно только для достойных, редких людей, мыслящий человек не умирает. Этими словами Люцифер подчеркивает, что он хорошо знает мощь мышления. Каин, не поддерживая его слов, говорит: «Зная, что я – смертен, не желаю жить». Люцифер, возражая, отвечает: «Ты будешь жить вечно. Твоя сущность - не тело, Твоя сущность-это твой дух, хотя и умирает твое тело (превратясь в пепел), сущность-дух твой, не умрет». Он отмечает: «Люди подобные тебе, похожи на меня». На вопрос Каина «Ты кто?» Люцифер с гордостью заявляет: «Я держусь с создателем моим на равных. Если бы я был создателем, я создал бы их по-другому: не покорными, смиренными, а самостоятельно мыслящими». «Мы с тобой не только смиренные, мы не верим тем, кто говорит, что гнет Бога-это милосердие, высшее великодушие.1 Этими словами Люцифера поэт разоблачает притеснение и гнет представителей высшего сословия Англии, приравнивающих себя Богу.. »

Поэт допускает художественный вымысел согласно своей социально-философской, поэтической идее, хотя и создавал свое произведение на основе мистерии - праздничного религиозного представления по сюжету Библии. Он описывает Каина не так, как изображено в Библии, в качестве злого убийцы младшего брата из-за красивой женщины, а как – восхваляющего только Бога, покорного, безыдейного, не знающего своих человеческих достоинств; ненавидящего себя как раба, не знающего своих прав, своих человеческих достоинств, нечаянно убившего своего брата в порыве гнева. Каин призывал брата Авеля бороться против угнетателей, не восхваляя их. Этим драма «Каин» превращается в истинно революционное произведение, призывающее бороться против злодеев высшего сословия общества Англии.

1 Байрон. Ж. Г. Дневники. Письма. – Москва. «Наука». 1953 – 36 С

1 Дж. Г.Байрон. Сочинения в трех томах. Том II. Москва. «Художественная литература». 1974.- С. 385 -386

2 The New Encyclopedia Britannica. Volume 8. The U.S.A. 1987. - p 469

1 Сура – Глава Корана.Узбекско – Русский словарь. – Ташкент. «Чулпон».1988. – С. 401

2 Коран. Ташкент. «Чулпон». 1992 –С.9 (перевод Алоуддина Мансура). 2-я сура «Корова», 36 стих

3 Коран. Ташкент. «Чулпон». 1992 – С 9. (перевод Алоуддина Мансура) стих 7. «Аъроф» («Неведение»)

4 Там же. 7 стих. «Ал-Аъроф». Аллах Всевыши из «Неведение, Между небом и землей»

5 Там же. 7 стих. «Ал-Аъроф». (букв: Аъроф – это стена, отделяющая рай от ада, на каторой ожидают своей участи от Аллаха люди третьего сословия. См. Коран. – Ташкент. «Чулпон» .1992. (перевод Алоуддина Мансура).- С. 175

1 Дж. Г.Байрон. Сочинения в трех томах. Том II. Москва. «Художественная литература». 1974.- С. 390

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): Каин, Бог, Дьявол, Англия, поэт, Ташкент, запретное древо, земля, коран, москва.

Похожие статьи

Особенности использования мотивов Корана в «Подражаниях...»

Основные термины (генерируются автоматически): подражание, Коран, Пушкин, текст, стихотворение, Бог, верная ослица.

Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии...) В XVIII главе поэмы, (когда покидал Англию) поэт посредством изображения...

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015).

Вып. 1. Ташкент, 1927. 2. Аширов А. А. Древние религиозные верования в

11. Рахимов Р. Р. Коран и розовое пламя: (размышления о таджикской культуре).

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...)

В “Подражаниях Коранупоэт реабилитирует Мухаммеда: “сияющий Коран” ему был “открыт” “милосердным” Аллахом.

Еврейский поэт и писатель Исхуда ал-Харири писал: “…поэзия среди сынов арабов есть их наследие со дня их появления на земле.

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Наими показывал, что Коран, написанный из 28 букв, и есть земля, воздух, вода и огонь.

Москва, 2003.

К.Д.Бальмонт в большей степени не формально, а по существу как поэт-практик был одним из лидеров становящегося литературного направления и оказал большое влияние...

Религиозно-антропологические представления в катаризме

Этот Бог запретил Адаму, есть с древа познания.

Материя, порождение дьявола, приковала их к земле, и в этом их наказание за грехопадение.

Указание на происхождение Каина от дьявола еретики находили в Библии (Быт.

«Нет лучше добра, который делаешь другому, даже не зная его», писал поэт.

«Среднеазиатский поэт и суфий Хувайдо» (о статье российского...)

Ташкент.1927.

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...) Пушкин “первым в русской поэзии обратился к Корану” [10, 65]. Стал “поэтом Корана” [16, 63]. Он был до того увлечен гиперболической поэзией произведения, что почел за долг.

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева...)

Поэт в драматической мистерии «Каин» об Адаме и Еве, Каине и Авеле показал царя-угнетателя Земли в качестве Бога в образе Иегова (бога евреев), в качестве народного героя, борющегося против угнетателей - в образе Люцифера – Дьявола.

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах

Во-первых, смерть — это неотвратимый необратимый процесс, который произойдет рано или поздно с каждым и то, как именно этот процесс пройдет и является решающей точкой отправления либо в мир богов, либо обратно на землю, в качестве нового живого существа.

Библия как исторический источник | Статья в сборнике...

В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться

Деоптик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой земли. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2011.

Похожие статьи

Особенности использования мотивов Корана в «Подражаниях...»

Основные термины (генерируются автоматически): подражание, Коран, Пушкин, текст, стихотворение, Бог, верная ослица.

Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии...) В XVIII главе поэмы, (когда покидал Англию) поэт посредством изображения...

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015).

Вып. 1. Ташкент, 1927. 2. Аширов А. А. Древние религиозные верования в

11. Рахимов Р. Р. Коран и розовое пламя: (размышления о таджикской культуре).

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...)

В “Подражаниях Коранупоэт реабилитирует Мухаммеда: “сияющий Коран” ему был “открыт” “милосердным” Аллахом.

Еврейский поэт и писатель Исхуда ал-Харири писал: “…поэзия среди сынов арабов есть их наследие со дня их появления на земле.

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Наими показывал, что Коран, написанный из 28 букв, и есть земля, воздух, вода и огонь.

Москва, 2003.

К.Д.Бальмонт в большей степени не формально, а по существу как поэт-практик был одним из лидеров становящегося литературного направления и оказал большое влияние...

Религиозно-антропологические представления в катаризме

Этот Бог запретил Адаму, есть с древа познания.

Материя, порождение дьявола, приковала их к земле, и в этом их наказание за грехопадение.

Указание на происхождение Каина от дьявола еретики находили в Библии (Быт.

«Нет лучше добра, который делаешь другому, даже не зная его», писал поэт.

«Среднеазиатский поэт и суфий Хувайдо» (о статье российского...)

Ташкент.1927.

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...) Пушкин “первым в русской поэзии обратился к Корану” [10, 65]. Стал “поэтом Корана” [16, 63]. Он был до того увлечен гиперболической поэзией произведения, что почел за долг.

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева...)

Поэт в драматической мистерии «Каин» об Адаме и Еве, Каине и Авеле показал царя-угнетателя Земли в качестве Бога в образе Иегова (бога евреев), в качестве народного героя, борющегося против угнетателей - в образе Люцифера – Дьявола.

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах

Во-первых, смерть — это неотвратимый необратимый процесс, который произойдет рано или поздно с каждым и то, как именно этот процесс пройдет и является решающей точкой отправления либо в мир богов, либо обратно на землю, в качестве нового живого существа.

Библия как исторический источник | Статья в сборнике...

В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться

Деоптик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой земли. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2011.