Библиографическое описание:

Плотникова А. В. Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора в речевой коммуникации [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 178-180.

Диалогический повтор, представляющий собой реакцию на речевые действия коммуникантов, способен передавать широкий круг коммуникативных намерений, каждое из которых прямо или косвенно указывает на отношение слушающего к реплике говорящего.

Следовательно, в отличие от языковых единиц, направленных на передачу фактуальнй информации, диалогический повтор несет в себе так называемую «коммуникативно-организующую информацию; манифестирующую позицию говорящего и слушающего, их интенции и целеустановки [1, с. 63]. Коммуникативный смысл диалогического повтора (ДП) создается не лексическими значениями повторяемых слов, а особенностями интонирования, структурой всего диалогического единства, характером связей повтора с предыдущим и последующим высказываниями и т.д. Это позволяет рассматривать ДП как единицу надноминативного коммуникативного уровня. По результатам изучения коммуникативного уровня звучащего языка, исследователи утверждают, что основной единицей, организующей речь на коммуникативном уровне, является целеустановка и языковая конструкция, ее выражающая [4, с. 174].

При этом ДП выступает как средство организации дискурса и обеспечения его интегративности. Следовательно, диалогический повтор характеризуется двоякой функциональной направленностью: на регуляцию коммуникации (регулятивная направленность) и на организацию дискурса (дискурсивная направленность). Регулятивная направленность ДП обеспечивает контроль речевого взаимодействия, отражает межличностные отношения коммуникантов, а дискурсивная направленность обеспечивает организацию диалогического единства (ДЕ) и структуры в целом.

Рассмотрим дискурсивную направленность диалогического повтора (примеры взяты как из художественной литературы, так и из разговорной речи).

Во-первых, ДП осуществляет скрепление реплик диалогического единства. Любой повтор, независимо от его функционального типа, является одним из средств межфразовой связи в дискурсе, отражает формирование его структуры. Данная функция сближает диалогический повтор с лексическим повтором, обеспечивающим межфразовую связь, но функциональная нагрузка диалогического повтора возрастает. Если лексический повтор в монологическом дискурсе скрепляет компоненты высказывания одного лица, более или менее согласованные между собой, то диалогический повтор призван связывать две речевые партии разных коммуникантов, имеющие различные структуры, коммуникативные цели, стратегии и способы их выражения:

А: Что у начальника происходит?

В: У начальника? Да только новые обязанности раздает.

(разговорная речь)

Люда, зажав виски, стонала:

- Что теперь будет? Что будет?

Сын ее, молоденький программист, сорвался пораньше с работы, сидел с ней рядом и немного ее стеснялся:

- Что будет? Военная диктатура будет [5, с. 19].

Во-вторых, диалогический повтор, появляясь в речи слушающего, влияет на организацию речевой партии собеседника. Такой повтор восстанавливает логический ход коммуникации, возвращает собеседника к теме разговора, от которой он уклонился, а также акцентирует внимание на той части высказывания говорящего, которая не была раскрыта в разговоре, но в данный момент заинтересовала собеседника:

А: Я обычно красным маркером все важное отмечаю.

В: Это сразу в глаза бросается.

А: Знаешь, после этого…

В: Красным маркером? А ты всегда его на лекции берешь?

А: Ну если не забываю, то да…(разговорная речь)

В-третьих, диалогический повтор обеспечивает организацию собственной речевой партии. С помощью такого повтора говорящий может возвращаться к реплике собеседника, на которую он не отреагировал сразу, поскольку продолжал свою фразу. Или же повтор может сопровождать процесс формирования высказывания одновременно с выполнением говорящим какого-либо действия или мыслительной операции:

А: Не переживай! На фен еще не истек гарантийный срок.

В: А когда у него гарантийный срок кончится?

А: У него?...Написано, что в следующем году. (разговорная речь)


<…> Про Алика на некоторое время забыли, и он закрыл глаза. То, что происходило на экране, он воспринимал сейчас как мелькание пятен.

К вечеру устал, но сознание оставалось ясным. Тишорт села к нему на ручку кресла, погладила плечо. – Там теперь будет война? – спросила тихо. – Война? Не думаю... Несчастная страна... Тишорт недовольно наморщила лоб: – Ну, это я уже слышала. Бедная, богатая, развитая, отсталая - это я понимаю [5, с. 20].

Перейдем к рассмотрению регулятивной направленности повтора.

    1. Исследованный материал свидетельствует о том, что ПД влияет на ход коммуникации – ее развитие или приостановку.

Во-первых, повтор стимулирует процесс коммуникации, препятствует ее остановке вследствие коммуникативной пассивности одного из коммуникантов. Внимание слушающего является обязательным психологическим условием для говорящего. Если говорящий не получает от слушающего сигналы подтверждения наличия контакта и поощрения речевых усилий собеседника, то у него пропадает стремление к продолжению общения и коммуникация находится под угрозой. Подобная ситуация не возникнет, если в речи слушающего используются повторы с функцией подтверждения внимания к словам собеседника:

А: Я после парикмахерской заеду к тебе.

В: После парикмахерской? Было бы неплохо. (разговорная речь)

Во-вторых, ДП способствует развитию коммуникации в тематическом плане в том случае, когда посредством повтора слушающий стимулирует говорящего к обсуждению начатой темы разговора:

А: Я сегодня приготовила ужин.

В: Ты сегодня приготовила ужин?

А: Ну чего ты так удивляешься? Время от времени я готовлю.

(разговорная речь)

Следует отметить, что ДП не развивает тему разговора в содержательном плане, а лишь маркирует ее и тем самым демонстрирует заинтересованность собеседника в ее продолжении.

В-третьих, замедляет информативное развитие коммуникации повтор, представляющий собой эмоциональную реакцию, выражение модальной оценки сообщения собеседника. В момент его появления в диалоге эмоциональная составляющая в речи коммуникантов преобладает над информативной:

А: Опять контрольная работа! Сколько можно! Сил нет больше писать эти контрольные!

В: Давайте не будем тогда писать контрольную.

А: Не будем писать контрольную! И что? А где оценки нам тогда брать? (разговорная речь)

В-четвертых, диалогический повтор способствует приостановке или завершению коммуникации. Так, первый коммуникант передает речевую инициативу второму, но он не готов принять ее. В данной ситуации молчание второго коммуниканта было бы расценено собеседником как некооперативное поведение, нарушение норм общения и послужило бы причиной коммуникативной неудачи, поэтому второй коммуникант обязательно должен отреагировать на реплику первого. Это может быть даже автоматическое повторение реплики первого коммуниканта. Такое речевое действие абсолютно бессодержательно, но больше отвечает правилам вежливости, чем молчание:

А: На улице холодно, одевайся потеплее. Надевай носки.

В: Они дырявые.

А: Дырявые? (разговорная речь)


<…> Люд, разбуди Нинку, – попросил Алик. Но Нинка уже и сама приползла.

– Припомните мое слово: вот теперь все и решится…– пророчествовал Алик.

- Что решится? – Нинка была рассеянна и еще не вовсе проснулась. Все события за пределами этой квартиры были от нее одинаково далеко [5,с. 19].

    1. Рассмотрим направленность диалогического повтора на регуляцию межличностных отношений.

Во-первых, ДП отражает согласованность речевых стратегий и тактик коммуникантов, их кооперативное речевое поведение, взаимопонимание, унисонную тональность диалога. Такой повтор направлен на гармонизацию общения, получение удовольствия от общения, сохранение и улучшение взаимоотношений собеседников. Он является своеобразным «речевым поглаживанием» говорящего, выражает общность взглядов, согласованность речевых стратегий и тактик собеседников, «настроенность на одну волну»:

А: Сегодня на улице дождь, надо на работу пораньше выйти, а то не успею по грязи-то…

В: По грязи-то, да.. (разговорная речь)

Во-вторых, повтор может вести к дисгармонизации общения в том случае, если происходи нарушение коммуникативных норм, отмечается некооперативность речевого поведения, резкость в выражении модально-оценочных реакций. Разобщает собеседников проявление негативного отношения к речи или коммуникативной ситуации, выражение негативной экспрессии (например, при отказе от развития темы, отрицательном эмоциональном отношении к ней):

А: Хватит ныть! Вставай давай!

В: Я думаю.

А: Думаешь ты! Уже надоела эта беготня! Делаешь все в последний момент! (разговорная речь)

– Она те не то что понос, она хоть грыжу, хоть изжогу, хоть рожу - все-все вплоть до туберкулеза заговорит. И ишшо брюхо терет. - Брюхо-то зачем? Кому? - веселея, уже дружелюбно спросил Колю Рындина старший сержант Яшкин. - Кому-кому! Не мне жа! Жэншынам, конешно, чтобы ребеночка извести, коли не нужон [3,с. 2].

Итак, ДП характеризуется двоякой функциональной направленностью: дискурсивной и регулятивной, и в большинстве случаев эти функции реализуются синкретично. Иногда повтор может выполнять исключительно дискурсивно-структурирующую функцию, то есть осуществлять только скрепление реплик дискурса, например:

А: Который раз Вы приходите пересдавать зачет?

В: Я? В третий. (разговорная речь)

Как показывают наши наблюдения, выполнение регулятивной функции без дискурсивно - структурирующей невозможно. Приведем следующий пример, демонстрирующий синкретизм функциональной направленности повтора:

А: Вы будете что-нибудь заказывать?

В: Да, я буду кофе и очень крепкий.

А: И очень крепкий мне. Со сливками можно.

В: Со сливками можно, да. (разговорная речь)

В данном случае отмечается как дискурсивная направленность повторов (скрепление реплик диалогического единства), так и регулятивная – развитие коммуникации (поощрение речевой инициативы говорящего), регуляция межличностных отношений (речевое одобрение собеседника).

Итак, ДП как одно из средств речевой коммуникации можно определить следующим образом: диалогические повторы – это реактивные реплики диалогических единств, опирающиеся на лексико-грамматические составы реплик-стимулов и поэтому выражающие интенциональные смыслы, выполняющие только речеорганизующие функции (дискурсивно-регулятивная роль в коммуникации). Формирующим диалогический повтор признаком считаем использование слушающим «чужого» речевого материала как для скрепления реплик, так и с собственным «коммуникативным жалом» (Н.Д.Арутюнова), то есть с целью выражения определенной регулятивной интенции или ментально или эмоционального отношения к речи собеседника.


Литература:
  1. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны потребления, функции. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
  2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. – М.: Языки русской ультуры, 1999. – 895 с.
  3. Астафьев В. П. Прокляты и убиты http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=1440&page=2
  4. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 752 с.
  5. Злотников Р. В. Герцог Арвендейл http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=30473&page=19

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle