Библиографическое описание:

Чембарцева М. П. Пословица недаром молвится [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 35-38.



 

В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.

Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи. Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа. Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний. Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.

При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.

Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:

  1.              способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.
  2.              воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.

Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной. Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание. К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.

С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.

В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.

Например:

                   Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.

                   Белые руки чужие труды любят.

                   Горька работа да хлеб сладок.

К данным подбирают синонимичные:

                   Без мук труда не будет и радости.

                   Без дела жить — только небо коптить.

                   Без труда — нет плода.

Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.

В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:

                   Дружно за мир стоять — войне не бывать.

                   Войной да огнем не шутят.

                   Вражда не делает добра.

                   Держи порох сухим — будешь непобедим.

К рассказу «Кавказский пленник»:

                   Друзья познаются в беде.

                   Человек без друзей, что дерево без корней.

                   Из огня да в полымя.

                   Чужбина-калина, родина-малина.

                   Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

                   Не зная броду, не суйся в воду.

Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С. Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.

                   Давши слово держись, а не давши крепись.

                   Жизнь дана на добрые дела.

                   От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

                   Не одежда красит человека, а добрые дела.

Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?

                   Не все то золото, что блестит.

                   Смелость города берет.

                   Не место красит человека, а человек место.

                   Трусливому каждый шорох — беда.

Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:

                   Где есть желание, там найдётся и способ.

                   Но нет хуже дурака, чем старый дурак.

Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:

                   Друга в верности без беды не узнаешь.

                   Верный друг любит до смерти.

При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:

                   Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)

                   Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)

                   Как не злись метелица, всё весною пахнет.

                   Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)

                   Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)

                   Вода с гор потекла — весну принесла.

После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?

На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию. Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль. От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.

Это вкратце я рассказала об уроках литературы.

На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.

Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.

Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.

                   Воду толочь вода и будет.

                   Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.

                   Пытается из песка масло извлечь.

                   Люблю греться, да боюсь обжечься.

                   Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.

Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.

                   Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.

                   Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.

                   Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.

                   С малого начинай, чтоб высокого достичь.

При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:

Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.

                   Дружба и братство дороже всякого богатства.

                   Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

                   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

                   Невелика птичка, зато поет хорошо.

                   Слово не стрела, а разит пуще стрелы.

                   Не только штык, но и колос врага колет.

                   Щедр на слова да скуп на дела.

Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle