Библиографическое описание:

Шейхмамбетов С. Р. Вечно молодая поэзия [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 54-56.



Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Образ — «основа русского духа и глаза... — говорил поэт. — Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства».

О Есенине очень много написано, его все знают, он поэт-легенда. Нет человека, который не знал бы стихотворений «Береза», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!", поэмы «Анна Снегина». С творчеством Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается в среднем и старшем звене классов. На изучение творчества поэта отводится немного часов, но материал для изучения очень обширный. Рассмотреть этот процесс в полном объеме сложно.

Девизом заключительного занятия факультатива по лирике Есенина в выпускном классе стали слова А. Толстого о поэте: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Проходило оно в форме литературно-музыкальной композиции. Её основные темы: Россия в поэзии Есенина, сквозные образы в его лирике, Есенин — чародей русского слова, человек огромного обаяния. На занятии прозвучало очень много стихов поэта и песен на его стихи в исполнении учащихся и в грамзаписи, а сообщения по основным темам сделали сами ученики, ставшие настоящими моими соавторами на этом уроке поэзии.

Он начался с песни «Не желаю, не зову, не плачу», после чего я сказала краткое вступительное слово:

— Поэзия Есенина… Чудный, прекрасный, неповторимый мир! Трудно назвать сегодня язык, на котором не звучало бы имя Есенина. Время поэта — время крутых поворотов в истории России. Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви в Родине. Само слово «Россия» было для него невыразимо волнующим, притягательным. «Россия — какое хорошее слово, — говорил он, и роса, и сила, и синее что-то».

Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная», и начинается разговор о том, что, открывая книгу стихов Есенина, видишь широкие просторы Руси с её синью, утренними росами, со всей скромной прелестью её природы и невольно проникаешься чувством, которым живет поэт. Ребята говорят о первом стихотворении, с которого началась звонкая, свежая, чистая лирика поэта, — «Выткался на озере алый свет зари», о звуках и красках ранних стихов Есенина, иллюстрируя свои наблюдения его строками и песнями. Говорят они и о том, что с годами менялось отношение поэта к родной земле, другим становился его взгляд, возникала боль за деревню, гибнущую под напором железного города.

А потом идет разговор о том, что в лирике поэта немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы. В одном из последних стихотворений Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

Берёза у Есенина — это и она сама, и олицетворявшаяся в ней вся русская природа, и женщина, и сама родина. Об этом говорят стихи, которые читают ученики: «Закружилась листва золотая…», «Зеленая прическа…», «Отговорила роща золотая…».

Необычайна нежность есенинских стихов, посвященных матери, сестре, любимой. «Ты мое васильковое поле», «Я навеки люблю тебя», — обращается Есенин к сестре. А вот фотография 1924года. Стол, накрытый белой скатертью. На подносе старинный самовар. За столом мать и сын. Подперев голову рукой, мать смотрит на сына, слушает. Он — в городском пиджаке, белеет ворот рубашки. В правой руке книга. Есенин читает свои стихи матери, Татьяне Федоровне. Вряд ли во всей русской поэзии можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стихотворение «Письмо матери», положенное на музыку, стало популярнейшей в народе песней.

Мы слушаем её в грамзаписи, а потом переходим к стихам Есенина о животных, которых очень любил этот как бы выросший из русской природы человек. Ученица рассказывает: все, кому довелось знать Есенина или хоть однажды с ним встретиться вспоминают о нем как о яркой, замечательной личности, как о человеке огромного обаяния. И ребята приводят отрывки из воспоминаний скульптора С. Коненкова и сестры поэта Александровны:

«Это был крупный красивый человек. Его внешность, его стихи ещё тогда, при жизни Сергея Александровича, казались мне явлением под стать Шаляпину. Он был обаятельнейшим человеком — таким я стремился запечатлеть его в памяти и скульптурных работах».

«Сергей был всегда подтянутым, опрятным. Любил хорошо, со вкусом одеться. Любил чистоту и порядок в доме, на своем рабочем столе. Сергей был человеком общительным, любил людей, и около него их всегда было много».

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. — вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: «Это все есть у народа, — говорил он. — Мы тут только наследники народа. Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить».

Разнообразие красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Отношение к С. Есенину было сложным и неоднозначным.

Мы говорим и о последних годах Есенина, о его смерти, слушаем последние стихи.

Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на решетке ограды появилось белое полотно с надписью: «Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь».

31 декабря состоялись похороны, но прежде, чем отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом был трижды обнесен вокруг памятника Пушкина на Страстной площади, символизируя связь его поэзии с пушкинской традицией.: «Мы знали, что делали, — вспоминал об этом Ю. Либединский, — это был достойный преемник пушкинской славы».

Завершим урок словами Максима Горького: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

В заключение занятия — беседа у выставки, где помещены разные издания произведения С. Есенина, воспоминания о нем, книги и брошюры о его творчестве.

Дома учащиеся напишут сочинение о своем отношении к поэзии Есенина.

Литература:

  1. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // Литература в школе. — 2003. — № 10. С.4; Литература в школе. — 2004. — № 1. С.3.
  2. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. Сто великих писателей. М.: Вече: 2005. С.592.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle