Библиографическое описание:

Сариев С. М. Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе рукописных экземпляров дастанов «Гороглы» и корейского народного эпоса «Жумонг») [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 30-35.



В эпосе, представляющем собой наследие художественного мышления народов мира, могут формироваться во многом соответствующие друг другу этнопсихологические сходства. Данное явление можно наблюдать в бесценном эпическом наследии узбекского народа — рукописях дастанов «Гороглы» и в эпическом наследии корейского народа «Жумонг». В настоящей статье раскрываются причины возникновения этнопсихологических сходств в фольклоре родственных или не являющихся таковыми с этнической точки зрения народов, на основе фольклорных связей данных народов, освещается национальное своеобразие определенного устного народного поэтического творчества, а также раскрываются общие черты, свойственные фольклору народов мира.

Ключевые слова: эпосы народов мира, этнопсихологические сходства, сравнительный анализ, рукописные и литографические экземпляры эпоса «Гороглы», памятник устного творчества корейского народа, эпос «Жумонг»,лук, искусный лучник.

In the eposes which are the artistic thought heritage of people may form similar typological and psychological motives though these people live far from each other. This can be observed in the valuable epic heritage of Uzbek people — «Gorogly» and in the epos «Jumong» which is the heritage of Korean people. The article is devoted to discuss the process appearing the similarity between in the folklore of the people who have relationship with each other and the people who don’t have and relationship with each other, and study their specific teatures.

Key words: Eposes of the people in the world, similarities, between motives, comparative analysis, manuscript and lithography of the epos «Gorogly», Non material memento of Korean people — «Jumong», bow, shillful bower.

Если обратиться к героическому эпосу народов мира, то в них наглядно проявляются дух соответствующего народа, его мировоззрение, история, общественный уклад, обычаи и менталитет. В частности, если в дастанах «Гороглы» узбекского народного героического эпоса нашли свое отражение социальная психология узбекского народа, то в корейском народном эпосе «Жумонг» закономерным образом проявляются психология, этнография, история и национальное своеобразие корейского народа. При обращении к героическому эпосу двух данных народов, проживающих на весьма отдаленных друг от друга территориях, можно наблюдать сходство отдельных этнопсихологических моментов.

Основная идея, заключающаяся в эпосах, состоит, прежде всего, в изображении борьбы между добром и злом, и эта борьба, знаменующаяся неминуемым торжеством добра над злом, освещается своеобразно, исходя из психологии, менталитета, этнографии и мировоззрения каждого народа. В ходе данного процесса в эпосе весьма отдаленных друг от друга по территории народов формируются сходные этнопсихологические мотивы. Это наглядно проявляется в рукописях дастанов «Гороглы», представляющих собой уникальное эпическое наследие узбекского народа, и в памятнике эпического наследия корейского народа «Жумонг».

Сходство отдельных сюжетных линий и эпизодов, проявляющееся в изображении событий в эпосах, постижении мира, судьбе героев, мы постараемся раскрыть посредством анализа происходящих событий:

  1. Сходства всудьбе отцов героев эпоса.

Первоначальные этнопсихологические сходства в изображаемых событиях проявляются именно в данных сюжетах. То есть, еще до рождения обоих героев враги выкололи глаза их отцам. Если глаза отца Жумонга Ха Ю Мо Сона были выколоты врагами-завоевателями — китайскими солдатами, то глаза отца Гороглы Жиголибека были выколоты согласно приказу правителя вилойята Рум. Это показывает степень трудного и горестного положения, в котором оказалась семья будущего героя, что послужило своеобразной основой для формирования в нем психологии мстителя и обретения уверенности в своих силах.

  1. Предсказание божественными силами рождения героев, их сверхъестественное рождение, защита ипокровительство высших сил.

Рождение Гороглы было предсказано жрецами из страны иноверца Хункоршаха. А рождение Жумонга было предвещено предсказательницей королевства Бу Е Ё госпожой Е О Ме О. В каждом из двух эпосов заранее предсказывается рождение героев, основателей новых государств. Как повествуется в рукописях дастанов узбекского народного эпоса «Гороглы», мать Гороглы умирает будучи беременной. Ее хоронят вместе с семимесячнымребенком в чреве. Гороглы рождается в гробнице. А в эпосе «Жумонг» Ю Х Ва покидает дворец при рождении Жумонг. За ней устраивается погоня, завершающаяся нападением на Ю Х Ва с младенцем Жумонгом на руках. Когда воин занес свой меч над матерью и сыном, в него ударила молния, убив его на месте, что спасло жизнь Ю Х Ва и Жумонга. А в эпосе «Гороглы» еще не родившегося ребенка берут под свою защиту Ходжа Хызр и сорок неразлучных духов. Оба героя с младенчества развиваются под покровительством божественных сил, ибо в ином случае они были бы обречены на гибель. Здесь следует обратиться к анализу узбекского фольклориста Ш. Турдимова, в котором выдвигаются следующие аспекты: средство развития беременности, место рождения, покровитель героя. Теперь данный мотив исследуем на основе сопоставления дастанов «Гороглы» и «Жумонг».

Средство развития беременности:В эпосе «Жумонг» — мать и яйцо, в «Гороглы» — мать;

Место рождения:В эпосе «Жумонг» — конюшня, в «Гороглы» — гробница;

Покровитель героя:В «Жумонг» — солнце Бу Е Ё (или вообще небесные силы), в «Гороглы» — Ходжа Хызр.

Подобного рода общие черты в мотивах двух эпосовне являются случайными, так как не следует забывать о том, что в их основе лежат философско-мифологические представления. Следовательно, можно утверждать, что основу данных мотивов составляют вера человека в священность матери, поклонение коню в качестве культа и, наконец, обожествление солнца.

  1. Изображение вэпосах священных предметов ивопроса «троицы». В рукописях эпоса «Гороглы» для определения пола героя в его младенчестве у гробницы выставляютсяальчик, кукла и лук. Ребенок выбирает лук. Согласно психологии всех стран мира, лук представляет собой символ власти, выбор лука предвещает обретение власти. А в устных вариантах дастанов «Гороглы»выставляются конское седло и кукла. О луке вообще не упоминается. Данный сюжет весьма детально, по сравнению с устными вариантами, приведен в рукописях, где говорится о выставлении трех предметов — альчика, лука и куклы.

Эти три предмета, во-первых,продолжают одну из древнейших традиций«троицы». Например: три условия принцессы, три загадки, три дороги, трое братьев-богатырей и т. д.

Данный вопрос привлекает к себе внимание и в других аспектах:

− В узбекских дастанах«Гороглы»изображаются три поколения: Гороглы (отец) — Авазхон (сын) — Эрали (внук).

− В эпосе «Жумонг» также изображается развитие трех поколений: Жумонг (отец) — Е У Рий (сын) — ДА Е Рий (внук).

Третье поколение доводит до конца великий план.

Как изображается в эпосе «Жумонг», при его рождении, в качестве посланника солнца Бу Е Ёприлетаетптица с тремя ногамии это видит, благодаря своему божественному дару,предсказательницагоспожа Е О Ме О.

Древнейшее государство Жа Си Он обладалотремя божественными предметами — лук Дамула, кольчуга Дамулаи Божественное бронзовое зеркало.

Помимо этого, как повествуется в эпосе «Жумонг», «Бытие существует с древнейших времен. Его основу составляют триэлемента. Это: небо, земля и люди. Эти триэлемента имеют общую основу. Если мощь неба превышает свой уровень, то превращается в живое существо. Эти триэлементаопределяют смену времен года и окружаютчеловечество. Самым насущным для человеческого рода является свет. Светприносит пользу человечеству, освещая путь к справедливости».

Свод данных социально-философских воззрений определяет суть содержания эпоса «Жумонг».

Обращает на себя внимание вопрос «троицы» из эпоса «Жумонг»:

− птица с тремя ногами;

− три божественных предмета древнейшего государства Жа Си Он (лук Дамула, кольчуга Дамулаи Божественное бронзовое зеркало);

− триэлемента, составляющие основу мироздания (небо, земля и люди).

Согласно представлениям народов Средней Азии, в том числе и узбекского народа, основу бытия составляют четыреэлемента — земля, вода, воздух (небо) и огонь. Пренебрежительное отношение к этим четырем предметам издревле считалось греховным. Например: плевать в воду или в огонь, сбрасывать в воду мусор и т. д.

  1. Связь новорожденных героев скультом солнца.Вэпосе«Жумонг» госпожа Е О Ме О предсказывает наличие птицы с тремя ногами у солнца государства Бу Е Ё, ее вылет, связанный с рождением Жумонга, и обретение ею нового гнезда. Когда на престол садится Да Е Со, солнце Бу Е Ё покрывают и заглатывают черные тучи, появление нового солнца предвещает новое государство, то есть связанное с Жумонгом. В отдельных фольклорных исследованиях говорится о том, что образ Гороглы из одноименного цикла дастановизображается в качестве символа сына солнца — представителя космоса — весеннего неба [1]. Таким образом, древнейшие мифологические представления в эпосе нашли свое выражение в отдельных сюжетах и мотивах, из этого вытекает закономерная мысль о том, что данный народ до создания подобного рода представлений преодолел длительный путь эпического развития.
  2. Наречение героя именем. Вэпосе«Гороглы» герой первоначально получает имя Равшан. Позднее, в связи с его рождением в гробнице, он нарекается Гороглы. В азербайджанских версиях это не связано с гробницей. В эпосе «Жумонг» главный герой получает имя Жумонг — искусный лучник.
  3. Детские иотроческие годы героя, егодобродушие ичистосердечность, проказы.Уход героя из дворца, тяжелая скитальческая жизнь вгорах иполучение соответствующей закалки путем преодоления жизненных преград.

В первое время неприспособленность Жумонга к жизнии неспособность его к осмысленному труду, вызывают недовольство у всех придворных. В конце концов, когда он вместе со своими завистливыми братьями Да Е Со и Йо Ун По отправляется посмотреть на лук Дамула с горы Си Зо, представляющего собой символгосударства Бу Е Ё,братья оставляют его в глуши. По велению судьбы, Жумонга спасает Со Си О На, которая приводит его на гору Си Зо. Жумонг натягивает тетиву лука Дамула в целях стрельбы и ломает его. Это означало наступление черных дней для державы Бу Е Ё. Хотя данный сюжет не встречается конкретно в дастанах«Гороглы», подобного рода сюжет составляет основу узбекской сказки«Зумрад и Киммат». Здесь героинь оставляет в глуши их отец. Повстречавшись с ними, Дедушка Мороз приводит их в свои апартаменты и вознаграждает их в соответствиис их поведением.

Жумонг подтрунивает над девушками предсказательницы госпожи Е О Ме О. Это происходит сначала в поле, в боевой резиденции, а затем во дворце. В один из дней он остается наедине с девушкой Ин Ми в помещении, где хранится дворцовая утварь. А в период ученичества у мастера Мо Пал Мо становится виновником пожара в оружейной мастерской, в результате чего король Ге Юм Ва предстает в качестве лгуна перед представителем империи Хань Янг Жунгом. В этой связи, король Ге Юм Ва из-за утраты доверия лишает Жумонг статуса принца и выпроваживает из дворца. Только после этого в жизни Жумонга начинаются трудные времена. Он получает соответствующую закалку, проживая в горах совместно с Ха Йу Мо Со, обретает уверенность в своих силах.

Подобного рода мотивы имеют место и в жизни Гороглы. В детстве он дерется с другими ребятишками, зачастую нанося им увечья, проявляет неуважение к старшим, грубо относится к своим ровесницам. «...Испуганные дети боялись выходить на улицу. Услышав об этом, должностные лица обсудили это между собой» [2]. Гороглы вместе с отцом Жиголибеком покидает родные места, отправляясь в горы. Здесь Гороглы научился ценить людей, трудиться, воевать. В это времяему во сне предвиделисьдухи, оповестив его об Ага Юнус пери.

Жумонг познает тайны борьбы поначалу у начальника секретной тюрьмы в горах Му Сонга, а впоследствии у своего заключенного отца Ха Ю Мо Со. В обоих случаях герои получают закалку в горах. Их духовное возвеличивание и совершенствование, превращение в гармоничную личность происходит вне пределов дворца, в суровых условиях гор. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что величественный вид гор оказывает непосредственное воздействие на человеческую природу, в корне меняет егонатуру.

А отважный и прямодушный характер Со Си О На, напоминает образы Тумарис из узбекского героического эпоса и Хирмандали из эпоса«Гороглы». Со Си О На одевается наподобие мужчин и подобно им владеет боевым оружием. Она спасает Жумонга, поразив его воображение мастерством своего боевого искусства. Жумонг, не распознав поначалу ее пол, пытается бороться с ней.

Эпизод борьбы главного героя с девушкой имеет место и в дастане «Хирмандали» эпоса«Гороглы». Здесь Гороглы борется с Хирмандали и уступает ей. Следовательно, нет сомнения в том, что издревле существовали сильные и мужественные воительницы, которые осуществляли великие дела, поражая внимание окружающих людей, и что, в свою очередь, послужило основой для появления о них легенд и сказаний, создания эпических сюжетов.

Таким образом, народ, создаваяувлекательные и занимательные рассказы и легенды о своих героических сынах, навечно запечатлевал их имена. Ибо эпосы «Жумонг»и«Гороглы»не являются каким-либо случайным или созданным искусственно эпическим наследием. В облике этих двух героев воплотились заветные мечты народа о свободной и достойной жизни, великие помыслы о справедливости и добрые начинания.

  1. Привлечение кгероям внимания божественных покровителей,обретение героями посредством их представителей своего оружия, физической мощи, боевого искусства ибоевых друзей.

Если в эпосе «Жумонг»герой обретает лук Дамула посредством госпожи Би Ги Ум Сонг с горы Си Зо, то меч ему мастерит кузнец Мо Пал Мо. Секретам стрельбы из лука и фехтования он обучается у своего наставника Му Сонга и отца Ха Ю Мо Со. По ходу данного процесса встречает трех своих кровных друзей О И, Ма Ри и Хи О, завязывает с ними тесные отношения и братается с ними. Каждый из этих трех друзей Жумонга является обладателем какого-либо достоинства. Например:

  1. О И — искусный борец, мастер боевого искусства;
  2. Ма Ри — очень разумен, не лишен предпринимательской жилки;
  3. Хи ОБо — здоров как бык.

Гороглы свой лук по совету странника Абдуллы приобретает у мастеров-лучников Имара и Кимара из Исфахана.

История приобретения лука такова: в вилойяте Исфахан проживали мастера оружейного дела Имар и Кимар. Им удалось создать такой лук, что в целях осуществить выстрел из него прибывали богатыри из Рума, Шама, Египта, Багдада, Ирана, Турана и, в целом, со всех территорий. Однако условие заключалось в том, что перед выстрелом нужно было выставить в качестве залога девяносто золотых. Кто сможет выстрелить из лука, тот мог забирать его с собой. В ином случае, он лишался выставленного залога. Гороглы, прибыв в Исфахан, при покровительстве и поддержке Ходжи Хызра и духовсмог выстрелить из лука, завладевая им[3].

Одним словом, Гороглы приобретает свое оружие у духов, во главе которых стоит Хызр. Благодаря Ходже Хызру и сорокамдухамГороглы обретает боевого коня (Гират), саблю (Дигирма қилич) и ему даруется 120 лет жизни. Фольклорист Шомирза Турдимов данный мотив из эпоса «Гороглы»истолковывает посредством сходств в системе шаманизма. По мнению ученого, «Шаман берет в руки свое главное орудие — бубен по велению духов, в указанное ими время. Гороглы также, достигнув уровня богатыря, обретает оружие у духов» [4]. Следовательно, сходство в данном сюжете, отнюдь не являясь случайным,имеет непосредственное отношение к древнейшим представлениям, насчитывающим тысячелетия.

Очевидна логическая связь между обретением Гороглы лука и наречением героя корейского эпоса именем Жумонг (искусный лучник). Ибо данный сюжет возникает вместе с рождением обоих героев. В рукописях узбекских дастанов «Гороглы» выбор младенцем из гробницы лука предвещает его великое будущее, его великие деяния. А в эпосе «Жумонг»намексодержится уже в наречении ребенка именем Жумонг (искусный лучник). Вопрос о том, в каком эпосе первоначально сформировались данные сюжеты, не имеет принципиального значения, так как главное заключается в том, что лук представляет собой символ власти.

В эпосе народов мира лук издревле почитался в качестве оружия, обладающего божественной силой, вдохновляющего людей к борьбе за свою свободу, призывающего к светлому будущему. В частности, у главного героя эпоса «Жумонг» основным оружием являются лук и меч. Кроме этого, у главного персонажа английского героического эпоса «Робин Гуд» также в качестве основного оружия фигурируют лук и меч. Разумеется, в рукописях узбекского эпоса «Гороглы» первоначальное упоминание о луке может и не иметь принципиального значения, однако, будучи взрослым, он получает от своих покровителей, наряду с боевым конем и мечом, также и боевой лук. Данные мотивы наблюдаются и в узбекском народном дастане «Алпамыш» и здесь больше акцентируется внимание на лук.

Если принимать во внимание то обстоятельство, что дастаны цикла «Гороглы» формировались в XVI-XVII веках в Азербайджане, то данные произведения в процессе своего распространения среди народов Средней Азии получили обработку на основе мифологических и другого рода воззрений этих народов. Данную межсюжетную общность фольклорист М. Джураев определяет следующим образом: «Возникновению общности эпических сюжетов в фольклоре различных народов послужила основой система ранних сюжетов, сформированная посредством мифологических представлений» [5]. Продолжая данную мысль, фольклорист С. Рузимбаев констатирует следующее: «Каждое фольклорное произведение, переходя из одной среды в другую, разумеется, подвергается изменениям в соответствии с мировоззрением людей данной среды. На каждой территории можно наблюдать своеобразное явление этого великого события» [6]. Представляется очевидным тот факт, что еще до формирования среди народов Средней Азии дастанов «Гороглы» на данной территории существовали подобного рода героические сказания или эпические произведения, воплотившие в себе вышеуказанные мифологические представления.

По нашему мнению, в процессе распространения данного эпоса среди народов Средней Азии, в него, учитывая требования аудитории, вводились сюжеты, связанные с мифологическими представлениями народа, и в то же время в структуру дастанов «Гороглы» вводились другие произведения.

  1. Единство эпического пространства.В наименованиях эпического пространства проявляется определенное созвучие, с другой стороны, они близки и по своим качествам. В частности, проявляется определенное созвучие между горой Си Зо из эпоса «Жумонг» и горами Сулдуз из эпоса «Гороглы», а также их объединяет то обстоятельство, что они почитаются в качестве священной горы. Ибо на горе Си Зо обитает предсказательница госпожа Би Ги Ум Сонг и она предсказывает последующую судьбу Бу Е Ё. Помимо этого, гора Си Зо являлась местом захоронения представителей королевской семьи государства Бу Е Ё. А гора Сулдуз из эпоса «Гороглы» представляет собой место упокоения самого Гороглы. Правда, Гороглы не умирает, он исчезает в горах Сулдуз.

В дастанах «Гороглы» главный герой поселяется поначалув седловине горыи сюда собирается великое множество простого трудового люда в поисках справедливости. В этой части горы возникает большой аул, а позднее городок. Этот город получил название Чамбилбел (Чанглибел, Чамлибел, Чандибел). Можно смело утверждать, что данное наименование имеет непосредственное отношение к названию Жамбул, которое использовал в своих сказках видный узбекский поэт Хамид Алимджан, и встречающееся также в казахском и каракалпакском фольклоре. Поскольку термин Чамбилбел в рукописных дастанах эпоса «Гороглы» согласно старому письму писался через букву «чим», в отдельных рукописях опускались точки буквы и она писалась в виде буквы «жим». Пропуск точек букв в рукописях представляет собой одно из традиционных явлений.

Соответствующее пространство имеет место и в эпосе «Жумонг». В данном эпосе Жумонг объединяет племенаИ Он Наи Х Ван На, ихгосударство называетсяЖо Ул Бон. На данной территории были объединены беженцы из древнейшего государства Жа Си Он. Пир в честь военных побед является обязательным элементом сюжета в обоих эпосах.

Разумеется, не являются случайными подобного рода общие черты в эпосе народов, весьма отдаленных друг от друга по своей территории. Данное явление, с одной стороны, можно объяснить древнейшими культурными и социально-политическими связями между народами мира, торговыми отношениями посредством «Великого шелкового пути», с другой стороны, формированием у обоих народов сходных воззрений в одно и то же эпическое время. В то же время, представления о луке в качестве мощной силы, объединяющей народ и определяющей справедливость, не могли появиться разрозненно на таком огромном материке, как Евразия, у народов, не имеющих никакого родства. Подтверждением нашей мысли служит деятельность главного героя в качестве искусного лучника в эпосе корейского народа «Жумонг», обитающего в восточной части материка, в эпосе народов Средней Азии, в частности узбекского народа «Алпомыш», «Гороглы» и в легендах о Робин Гуде английского народа.

  1. Стремление квеликой цели вэпосах. Данная особенность изображается крупным планом в обоих эпосах. Гороглы, Жумонг и Со Си О На представляют собой духовно совершенных людей. Великой целью Жумонга является возрождение древнейшего государства Жа Си Он, освобождение собственного народа от китайского ига. Цель Гороглы также весьма соответствует этому. Он создает Чамбилбел. Эти два государства на протяжении многих веков и тысячелетий были заветной мечтой порабощенного и измученного народа.
  2. Отправление наемного богатыря для убийства героя ипризнание данным богатырем духовного ифизического превосходства героя. Вэпосе «Гороглы» правитель Хункаршах в целях физического устранения Гороглы направляет торговца из вилоята Сеистан Бозиргона. Бозиргон был единственным сыном у своих родителей, у него единственная сестра Ойсултон. Чтобы убить Гороглы, он отправляется в вилоят Чамбилбел, убедившись в мужестве и отваге Гороглы, Бозиргон становится его другом, братается с ним.

А в эпосе«Жумонг» богатырь Бу Бум Но направляется королем Да Е Со в целях убийства Жумонга в Жо Ул Бон. Ему не удается убить Жумонга. Однако, оценив мужество Жумонга, Бу Бум Но впоследствии становится верным его соратником. Очевидно, что хотя в обоих эпосах наемные богатыри имеют перед собой одну цель — убить главного героя, они, убедившись в отваге главного героя, становятся его другом, братаются с ним.

  1. Заложение героем основ нового государства, приобретшего со временем всемирную известность.

В эпосе «Жумонг» было заложено новое мощное государство Гу Гур Ё. Наименование Гу Гур Ё означает самое мощное, самое великое. Данное государство позднее весьма расширило свою территорию. Жумонгу удается полностью вытеснить китайских завоевателей за пределы своего края. Его деятельность успешно продолжают его сын Е У Рий и внук Да Е Рий. В период правления Да Е Рий государство Гу Гур Ё достигает своего наивысшего могущества, в результате чего королевство Бу Е Ёраспадается и входит в состав державы Гу Гур Ё.

А в эпосе «Гороглы» было основано государство Чамбилбел. Дети и внуки Гороглы также успешно продолжают его дело, и данный край становится очень знаменит, об Гороглы и Чамбилбеле поначалу складываются легенды, а затем создается целый ряд известных дастанов. Каждое из этих государств представляло собой заветную народную мечту о справедливой и благополучной жизни простого трудового люда.

  1. Нахождение родного человека посредством какого-либо предмета или его части.

Данный мотив нашел себе место в эпическом наследии многих народов мира. Например, посредством колечка, кинжала или его обломка. Данный эпический сюжет сформировался, вне всяких сомнений, в глубокой древности. В частности, в сказке дальневосточных народов «Алибаба и сорок разбойников» Алибаба распознает своего отца посредством колечка. Данный сюжет имеет место и в эпосе «Жумонг». Жумонг в период войн с империей Хань потерял связь со своей женой Е Со Я и сыном Е У Рий. Со временем Е У Рий становится искусным бойцом и побеждает всех своих противников на состязании, устроенном во дворце Бу Е Ё в честь восхождения на престол Да Е Сона. В один из дней Е Со Я велит принести завернутую в узелок шелковую материю, закопанную под ступеньками ее бывшей комнаты во дворце. В этой шелковой материи находился обломок кинжала, оставленный ей Жумонгом. Е У Рий отправляется с ним к Жумонгу, и они узнают друг друга.

Данный сюжет имеет место в экземпляре турецкой версии дастанов «Гороглы», изданного литографическим способом в 1886 году в Стамбуле, здесь Гороглы находит своего сына Айваза посредством хлыста и подпруги [7].

  1. Создание легенд, эпоса (или дастанов) одеяниях героя. Вустных вариантах дастанов«Гороглы» говорится о том, что повествование о героических деяниях Гороглы, воспеваемое Юнус и Мискол пери, было услышано пастухами и распространено ими повсюду, а в сюжетных текстах, приведенных в рукописных и литографических экземплярах в качестве завершения дастанов, упоминается о том, что эти пери вложили в сердца и уста бахши дастаны о Гороглы.

Эпос о Жумонге создавался корейским народом на протяжении тысячелетий, став легендарным национальным героем народа. Таким образом, каждый из этих эпосов представляет собой своеобразную дань обоих народов своим великим предкам, их героическим деяниям на пути созидания.

С древних времен народы мира в одинаковой степени изображали такие понятия, как стремление к независимости, вольность, справедливость, разлука, расставание, добро, зло и борьба добра против него. Каждый народ, создавая на данной основе свой эпос, художественно запечатлевший его историю, исходил из своего менталитета, что немного видоизменило характерные особенности и психологию героев, однако без существенных измененийостались сходные моменты в изображении мифологических понятий и аналогичность этнопсихологических мотивов. И это отнюдь не случайно, ибо в основе данных аналогий и своеобразных сторон лежат ранние мифологические представления о первобытном миропознании человечества, его отношение к бытию. В этой связи, сюжетная основа эпосов «Жумонг»и «Гороглы», хотя и не обладает абсолютным сходством, однако отличается определенной близостью.

Известно, что в мировой фольклористике сходства между эпическими сюжетами внутри одного народа называются «монотипные сходства». В то же время, сходства в устном народном творчестве народов, не являющихся родственными с этнической точки зрения, определяются как «интертипные сходства» [11]. Здесь следует отметить тот факт, что если фольклористы М. Джураев [5], Ш. Турдимов [1], Ж. Эшанқулов [12], Н. Сабирова [13]в своих исследованиях касались, в основном, монотипных сходств, тов трудах М. Жирмунского и Х. Зарифова [8], Т. Мирзаева [9], С. Рузимбаева [6] и М. Джураева [5]говорится об интертипных сходствах.

М. Жирмунский и Х. Зарифов, говоря в своей книге «Узбекский народный героический эпос» об этнопсихологических сходствах в эпосе народов мира, отмечают следующее: «По своим особенностям можно указать взаимную близость известных народных дастанов «Алпамыш» и «Бамси Бейрек» с дастаном «Тахир и Зухра»и казахского народного дастана «Кози корпеш и Баян сулув».

Все эти явления открывают дорогу для народно-типологического изучения, направленного на определение причин возникновения этнопсихологических сходств в фольклоре целого ряда народов, обладающих взаимным родством или имеющих родственные связи с этнической точки зрения, раскрытие национального своеобразия определенного устного народного творчества на основе изучения фольклорных связей, а также общих черт, характерных для фольклора народов мира.

Литература:

  1. Турдимов Ш. Генезис и этапы развития эпоса «Гороглы». — Ташкент, «Фан», 2011. — С. 99.
  2. Рождение Гороглы / исполнитель Мухаммад Жомрод оглы Пулкан. Подг. к изд. М.Мурадов. — Ташкент: «Художественная литература», 1967. — С.62.
  3. Инв. № 3150. с. 37–38. Институт востоковедения АН РУз Отдел рукописей имени Хамида Сулеймана.
  4. Турдимов Ш. Генезис и этапы развития эпоса «Гороглы». — Ташкент, «Фан», 2011. — С. 25.
  5. Джураев М. Основы фольклористики. — Ташкент, «Фан», 2009. — С. 192.
  6. Рузимбаев С. Дастаны Хорезма. — Ташкент, «Фан», 1988. — С. 147.
  7. «Гороглы». Издано в 1886 году в Стамбуле. Инв. № 11435 фонда рукописей Института Востоковедения АН РУз. — С. 12.
  8. Жирмунский М. В., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — Ташкент, 1947.
  9. Мирзаев Т. Эпос и сказитель. — Ташкент, «Фан», 2008. — С. 410.
  10. Рузимбаев С. Дастаны Хорезма. — Ташкент, «Фан», 1988. — С. 147.
  11. Эгамов Х. Очерки по истории связей традиций сказочного искусства тюркских народов. — Ташкент, «Ўқитувчи», 1980. — С. 11.
  12. Эшанқулов Ж. Развитие эпического мышления. — Ташкент, «Фан», 2006. — С. 121.
  13. Сабирова Н. Дастаны циклы «Ашык»Хорезма. — Ташкент, 2005. — С. 96.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle