Новый взгляд на эссе Матназара Абдулхакима | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 24.05.2016

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Гаипoва, Х. К. Новый взгляд на эссе Матназара Абдулхакима / Х. К. Гаипoва. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10431/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье на основе конкретных примеров проанализированы вопросы, связанные с определением места эссе в публицистике Матназара Абдулхакима, отмечается их своеобразие, приводится тематическая классификация.

Ключевые слова: публицистика, жанр, эссе, тема, социально-эстетическое мышление, мастерство, позиция эссеиста.

In this article, analysing concrete example, are shown the role, specific features, theme classification of political essays of Matnazar Abdulhakim.

Key words: publicity, janre, essay, theme, social-estetic mind, ability, the position of essayisit.

Видные мастера художественного слова одинаково плодотворно творили в различных жанрах, оставив богатейшее творческое наследие и навечно вписав свое славное имя в народной памяти. Одним из таких талантливых личностей был Матназар Абдулхаким (1948–2010), внесший весомую лепту в историю развития узбекской литературы конца XX — начала ХХ1 веков. Основная часть художественного наследия данного художника, посвятившего 35 лет своей жизни многогранному творчеству, содержится в его изданных к настоящему времени двадцати книгах, отдельная часть хранится в личном архиве писателя, а также находится в распоряжении поклонников его таланта.

Следует особо отметить то обстоятельство, что указанное художественное наследие поэта, хотя и отмечено широкими кругами литературно-научной общественности в качестве уникальной духовной ценности,до сих пор не становилось объектом глубокого изучения в литературоведении. В частности, вне зоны внимания исследователей остаются художественная публицистика автора, его философско-эстетические воззрения.Между тем мастерство поэта в указанном аспекте, его содержательные художественно-публицистические суждения раскрывают новые грани уровня мышленияданного художника. Особый интерес в этом отношении вызывают эссе поэта-публициста. Формирование автора в качестве эссеиста, будучи связанным с общей эволюцией его творчества, приходится, в основном, на годы независимости. И это отнюдь не случайно. Ибо в данный период, когда происходил грандиозный процесс обновления общественной и духовной жизни, была обретена свобода слова и творчества, поэт, почувствовавший огромную потребность высказать свое отношение к данным вопросам, обратился именно к жанру эссе, который отличается оперативностью и злободневностью. Во-вторых, такие, характерные для эссе особенности, как субъективность мнения, лирическая окрашенность и художественность, весьма соответствовали для стиля творца с поэтической душой.

Действительно,до настоящего времени имеют место споры, различные воззрения относительно теории эссе. Однако, в основном, определены главные факторы, характеризующие художественную форму данного жанра. По определению литературоведа В. Хализева, «эссе, обладая синкретической природой, сочетается с художественно-публицистической и философским суждением» [1, с. 318]. Помимо этого, теоретические воззрения на эссе содержатся в исследованиях профессора Н. Рахимджанова, а также в кандидатских диссертациях литературоведов М. Кучкаровой, С. Курбанoвой, докторской диссертации Ш. Ахмедoвой, где подвергнуты глубокому анализу сущность эссе, его место в литературной критике и художественной публицистике, и на данной основе высказаны определенные суждения. В них отмечается философско-эстетический, историко-биографический, художественно-публицистический и научно-популярный характер эссе, выводится общий вывод о том, что «эссе в качестве литературного жанра представляет собой образец прозаического творчества, созданный на основе личных суждений и переживаний автора, со свободной композицией и основанный на произвольной беседе с читателем» [2, с. 22]. Эссе М. Абдулхакима отличаются именно своим соответствием указанным принципам, характеризующим данный жанр. С тематической точки зрения они имеют отношение к трем разновидностям:

  1. Социально-политические («Фақат нoн деб яшамас инсoн», «Чавандoз руҳ», «Эллик биринчи мўъжиза»).
  2. Духовно-философские («Эзгулик фалсафаси», «Илдизини сoғинган гул», «Абадият арафаси»).
  3. Мемуарно-эстетические («Мангулик жамoли», «Еттинчи зиёрат», «Аржуманд сўз»).

Данные эссе, которые были опубликованы в книгах«Мангулик жамoли», «Кўприк», «Тафаккур чoрраҳаларида», а также изданы на страницах республиканских газет «Xалқ сўзи», «Ҳаёт», «Маърифат», представляют собойвыражение глубокого потенциала прозаического творчества автора. Главное в том, что в данных эссе личность поэта-публициста предстает в качестве активного наблюдателя и исследователя социальной действительности, обладателя философско-интеллектуального и образного мышления, неутомимого глашатая самых светлых человеческих ценностей.

Герой Узбекистана Абдулла Арипoв писал о Матназаре Абдулҳакиме следующее: «Познакомившись с Матназаром, а позднее в ходе долгих бесед с ним, я действительно убедился в том, что это человек эрудированный, честный, искренний, с широкой душой и в то же время с тонким чутьем мыслителя» (А. Арипoв. «Теран ижoд». Газета «Гурунг». Ургенч, 2011. 24 сентября). Высокая оценка народного поэта Узбекистана, высказанная в адрес Mатназара Абдулхакима, имеет непосредственное отношение и к его личности в качестве художника. В частности, такие его черты, как«эрудированность», «тонкое чутье мыслителя», особенным образом проявляются в его поэтическом творчестве, прежде всего, в эссе.

М. Абдулхаким в своих эссе социально-политического характера предстает в облике тонкого мыслителя, знатока, творца, стремящегося осознать сущностьсвязи жизненных событий и общества с личностью отдельного человека. Подтверждением этому могут послужить его эссе, созданные по поводу принятия новой Кoнституции, дня Памяти и почестей, а также других знаменательных исторических дат. В эссе «Фақат нoн деб яшамас инсoн» («Не хлебом единым») автор, ведя речь о богатстве, приобретенном честным трудом, отмечает: «имущество, богатство необходимы не только для существования, а чтобы прожить достойную для человека жизнь», приводя в пример тот факт, что не Хусейн Байкара свои богатством поддерживал Алишера Навои, а наоборот, Навои покровительствовал Хусейну. Основная субъективная мысль содержится в качестве заключительного суждения в афористическом изречении«Наша настоящая Кoнституции представляется собой своеобразный«Кодекс чести»для тех, кто стремится к богатству («Народное слово». 2002 год. 18 января).

Эссе«Чавандoз рух», будучи весьма объемной по содержанию, характеризуется полнокровным воплощением в себе основных черт указанного жанра. В его структуре отчетливо проявляется социально-политическое содержание, художественно-психологическое изображение, последовательно-аналитический стиль, и в определенной степени запечатлевается ментальная особенность эссеистического мышления. Эссе написано на тему войны и мира. Здесь в полной мере проявляются передовое мировоззрение автора, сокровенные помыслы, своеобразный пристальный взгляд, высочайший поэтический дар и философские суждения. Автор, определяя сущность явных и скрытых значений, лежащих в основе понятий«Война», «Сражение», «Мир», называет Мир«Матерью человечества». Вторая мировая война упоминается неслучайно, именно посредством ее трагических последствий отрицается всякое злое начало, воспевается несгибаемая воля человека, особый акцент делается на призыв к внимательности и бдительности. По мнению публициста, жизнь представляет собой арену для борьбы, пули, выпущенные или выпускаемые на войне, на самом деле,«направлены на уничтожение нашей памяти. Есть одна надежная защита от них. Это щит незабвенности, панцирь памяти» («Ҳаёт», 2006 год, 11 мая).

Все суждения, содержащиеся в эссе, направлены на выражение сущности мудрого изречения«Война— бедствие, Мирпанацея». Во взаимоотношениях этих противоположных друг другу понятий воплощается уклад вечной жизни, «человеческая мудрость»является той панацеей, которая способна предотвратить бедствие. Данный процесс продолжается в виде непрерывной борьбы. Ибов основе убеждения автора:«Упоминание, память о достойных людях представляется собой бой. В данном сражении не бывает побежденных, имеются лишь победители, не бывает стрельбы,и в царстве милосердия незабвенность памяти представляет собойсвоеобразный дар для людей», лежит символико-философский смысл. И действительно, мысль о том, что поминовение и почитание усопших представляет собой своеобразное «орудие» на пути благочестия, своеобразного мирного«сражения», явилась индивидуальной находкой автора. Кроме этого, символическое наименование эссе представляет собой своеобразный намек на логическое значение данных двух слов и известное высказывание Навои «самым благородным цветком жизни является человек», на нетленность божественного характера духа.

Эссе «Философия любви»является произведением, в котором в более широком плане воплотилось мастерство М.Абдулҳакима в данном жанре. Оно привлекает к себе внимание не только своим объемоми актуальностью темы, но и своеобразной созвучностью содержания, формы и выражения. Таким образом, главные отличительные признаки эссе проявляются в следующих аспектах:

  1. в нем доминирует философско-духовная тема, но частично имеют место и литературно-фантастические и морально-дидактические мотивы;
  2. хотя повествование в отдельных частях текста идет от II и III лица, все помыслы и переживания относятся к авторскому«я»;
  3. в толковании эссе более широко используются поэтическое созвучие, лирическаяскладность, стихотворные строки и образные выражения.

Эссе создаются на основе идеи воспевания человека и его благих деяний, и в них понятия «доброта», «душевность», «дружба»выполняют функцию опорных атрибутов. Автор, глубоко осознавая суть каждого из них, находит в них философский смысл, стремится к оригинальности. Он пытается продолжить мысли, заложенные в бейтах Навoи, Пахлавана Махмуда, Агахи, а сам добивается обогащения духовности своих современников. Поэтому уже в самом начале эссе приводятся народные изречения«солнце— это любовь», «луна— это великодушие». Данная символика служит для эмоционального выражения социально-философского содержания эссе. Автор, упоминая о том, что словарное значение слова «любовь» составляет«солнце», использует это в качестве средства в своих субъективных, назидательных высказываниях. Он пишет следующее: «Любовь соответствует солнцу. Солнце в каждом из нас. Данное солнце — в нашей душе. Давайте, относиться друг к другу как к солнцу»… Забудьте философию «Не он мне, не я ему». Что мы сделали хорошего для солнца? Ничего! А оно нам дарует жизнь»[3, с.109–110]. В данном отношении солнце является и душой, что закономерно вытекает из оттенков его значений.

Важно то, что эссеист высказывает свои суждения не как«рассказчик», а в качестве мудрого наблюдателя на основесодержательных, обобщенных мыслей. Например, «Все дороги ведут лишь к одному направлению — в душу людей», «Птица счастья обычно спускается неторопливо, а дубинка бьет хлестко», «Совершая добрые дела, мы преследуем одну цель: воздействуем на души людей», «душа человека его честь и достоинство»и др.

В понятие дружбы в эссе вкладываются указанные выше духовно-философские воззрения, но в качественно новом, обогащенном и усовершенствованном виде. Здесь раскрываются новые грани, лежащие в основе данного слова, выводится доброе начало, усиливается афористический характер. В частности, приводятся такие суждения, как «Дружба не является корыстным чувством, а представляет собой благое дело», «Если дружба притворная, то все приобретает лживый характер», «Верность человека дружбе, не является инстинктом, наподобие преданности собаки или коня, она отличается своей опорой на разум». Эссе заканчивается пожеланием: «любовь необходимо видеть в дружбе, а в дружбе — великодушие».

Эссе «Мангулик жамoли»и«Еттинчи зиёрат»имеют мемуарный характер. Они были созданы на основе воспоминаний М. Абдулҳакима, связанных с известным исполнителем, народным артистом Узбекистана Атаджаном Xудойшукурoвым (1944–2004), вбирая в себя эстетические взгляды автора о личности представителя искусства, его духовном мире, в частности, о песенном искусстве и другие аспекты. Песня и ее исполнитель. Данные понятия в своем органическом единстве определяют «возвышенный дух» песни. Здесь придается новое содержание высказыванию видного узбекского поэта Эркина Вахидова«человеческая жизнь имеет свои пределы, жизнь песни не ограничена». В эссе содержатся строки «От ногтей ног до кончиков волос он был проникнут песнями. Его песни представляли собой целый мир», которые лаконично, но реальным образом определяют исполнительское мастерство Атаджана Xудoйшукурoва. Достоинства исполнителя в качестве человека и деятеля искусства в эссе раскрываются обстоятельно, в нижеследующих строках философски обобщены высочайший пафoс, oптимистическое звучание. «Если бы в настоящее время Атаджан Xудoйшукурoв был жив, он находился бы на трудовой пенсии. Однако песня выходит на покой?Счастье выходит на покой?А любовное чувство обретает покой?А река обретает покой? А мир выходит на покой? А жизнь выходит на покой?»[3, С. 120]

Всестороннее изучение творчества Матназара Абдулҳакима в качестве видного эссеиста на основе указанных принципов может способствовать разрешению таких актуальных вопросов, как изобразительные и выразительные возможности эссе, посвященных различным темам, типoлoгические и отличительные особенности, авторская позиция по отношению к концепции личности, мастерство, критерии художественности, место индивидуального стиля в синкретической интерпретации.

Литература:

  1. Хaлизев В. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — 318 с.
  2. Кучкарова М. Бадиий сўз ва руҳият манзаралари. Мoнoграфия. — Ташкент, 2011. — 228 с.
  3. Матназар Абдулхаким Кўприк. Собрание сочинений. — Ташкент, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): эссе, солнце, III, автор, дружба, жанр, жизнь, качество, отношение, покой.

Ключевые слова

тема, эссе, мастерство, жанр, публицистика, социально-эстетическое мышление, позиция эссеиста., позиция эссеиста

Похожие статьи

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Память о солнце в сердце слабеет, Желтеет трава. Ветер снежинками ранними веет

(А.Навои «Чудеса молодости», — 394 с.). А.Ахматова для полного раскрытия этого качества, углубляя

Как отмечает поэт Хуршид Даврон: «В ее характере в состоянии покоя скрыты волны сильной...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Авторы: Калинина Татьяна Валентиновна, Уривская Нина Сергеевна. Рубрика: Психология.

Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276].

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления...

Выбор нами в качестве исторического источника сериала не случаен.

Боми не оценила поступок одноклассница, а сказала, что чувства Ханы по отношению к другим искусственные.

1. Родина А. М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: дис...

Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц»...

Особое место в иерархии жанров занимает сказка литературная, автор которой всегда

Будьте терпимее и заботливее по отношению друг к другу, – вот чему здесь учит нас Экзюпери.

Она помогает развить духовно - нравственные качества, чувства ответственности, любви и дружбы.

Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира...

Автор: Жумаева Шахло Суюновна. Рубрика: История.

При жизни Амира Темура о государственном управлении было написано сочинение «Темур тузуклари».

Справедливость сравнивается с солнцем, а несправедливость с тьмой.

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию...

Автор: Тлеукабылова Жибек Тулеуовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Выбор же в качестве предмета обучения речевого высказывания в форме эссе обусловлен также всё возрастающей значимостью этого жанра в жизни современного...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя...)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения...

Похожие статьи

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Память о солнце в сердце слабеет, Желтеет трава. Ветер снежинками ранними веет

(А.Навои «Чудеса молодости», — 394 с.). А.Ахматова для полного раскрытия этого качества, углубляя

Как отмечает поэт Хуршид Даврон: «В ее характере в состоянии покоя скрыты волны сильной...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Авторы: Калинина Татьяна Валентиновна, Уривская Нина Сергеевна. Рубрика: Психология.

Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276].

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления...

Выбор нами в качестве исторического источника сериала не случаен.

Боми не оценила поступок одноклассница, а сказала, что чувства Ханы по отношению к другим искусственные.

1. Родина А. М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: дис...

Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц»...

Особое место в иерархии жанров занимает сказка литературная, автор которой всегда

Будьте терпимее и заботливее по отношению друг к другу, – вот чему здесь учит нас Экзюпери.

Она помогает развить духовно - нравственные качества, чувства ответственности, любви и дружбы.

Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира...

Автор: Жумаева Шахло Суюновна. Рубрика: История.

При жизни Амира Темура о государственном управлении было написано сочинение «Темур тузуклари».

Справедливость сравнивается с солнцем, а несправедливость с тьмой.

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию...

Автор: Тлеукабылова Жибек Тулеуовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Выбор же в качестве предмета обучения речевого высказывания в форме эссе обусловлен также всё возрастающей значимостью этого жанра в жизни современного...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя...)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения...