Библиографическое описание:

Аллаяров К. М. К вопросу об использовании в дастанах Хорезма наименований с компонентом «БЕК» [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 14-16.



В настоящей статье приводятся суждения, касающиеся ономастики дастанов, освещаются отдельные фонетические явления в системе имен собственных.

Ключевые слова: народные дастаны, ономастика, антропонимика, фонетические варианты.

The opinions about onomastics of poems and some phonetic states of system of proper names are defined in this article.

Key words: folk epos, onomastics, antroponimics, phonetic alternatives.

Ономастическая система дастанов Хорезма отличается особым разнообразием. В особенности данное положение наглядно проявляется при анализе наименований с компонентом «бек».

Известно, что имена людей возникали в связной форме с общественным развитием, расслоением по различным причинам членов общества, на основе таких факторов, как разделение труда, появление новых форм имущества и др. [1. 25].

Например, в узбекском языке такие составляющие элементы имен людей, как бек, бой, қул, хон, ходжа, саид, пошшо, представляют собой исторические следы проявления в ономастической системе общественного неравенства, дифференциации, отношений хозяина и подчиненного. Данная особенность имеет отношение и к дастанам, которые представляют собой художественное проявление устного народного творчества.

Ономастическая единица «Бек», возникшаяна основе лексической единицы, имеющей отношение с этимологической точки зрения к тюркским языкам, выражает значение «аристократ», «правитель», «господин» [2. 129]. Правители городов и областей Средней Азии назначались ханом и назывались «беками». В Хорезме — это почетное звание, которым удостаивались дети и ближайшие родственники хана и государственных деятелей.

В этом отношении можно отметить использование данного элемента в составе имен главных героев цикла «Гороглы», который считается самым знаменитым среди дастанов Хорезма. Еще одним важным свойством данного элемента является то, что он может одинаково использоваться как в передней части имени, так и после него.

Например, Бек Гўрўғли, Гўрўғлибек, Бек Равшан, Равшанбек [3]. Однако в структуре множества имен элемент «бек» теряет указанную выше черту: Алибек, Ашурбек, Бектош, Бобобек [4]. В составе данных антропонимов указанный элемент используется только после имени.

Слово «бек» не всегда используется в значениях «аристократ», «правитель», «господин», в современном узбекском языке он широко используется в качестве обычного аффиксоида. Элемент «бек» используется в отдельных тюркских языках (в частности, турецком, туркменском, азербайджанском) в своих фонетических вариантах «бег», «бей».

Хотя в узбекском языке преобладающей формой считается проявление «бек», в отдельных местах дастанов Хорезма можно наблюдать формы «бег», «бей», «бий» данного элемента. Форма «бег», в основном, появилась на основе фонетического явления озвончения к › г при присоединении к элементу «бек» части, начинающейся с гласной.

Например, «...Гўрўғли султон туркманнинг тўқсон тўққиз бийини қирқ йигитлари билан такадан оғабеги Замонни...чақирди» [5. 222].

Хотя в языке дастанов Хорезма форма «бей» практически не встречается, форма «бий» считается одной из доминирующих проявлений. В частности, в данный ряд можно ввести элемент «бий», встречающийся в составе таких имен, как Тулумбий, Эрмонбий, Шармонбий, Ойлабий, Ўтаганбий [6], имеющих отношение к ономастической системе дастана «Едигей».

По нашему мнению, формы «бей» и «бий», используемые в тюркских языках, появились на основе написания данных лексем в арабской графике. Ибо обе формы передаются на арабском письме в виде (ﺑﻴﻰ). Буква ﻯиз структуры данного слова может использоваться для выражения звука «и», а также «е».

Резюмируя сказанное, ономастический элемент «бек» в антропонимической системе тюркских языков представляет собой один из самых активных компонентов. Исследование этимологических граней указанного элемента, несомненно, способно обогатить языкознание более интересными сведениями.

Литература:

  1. Бегматов Э. Антропонимика узбекского языка. АКД. — Ташкент, 1965. — С. 25.
  2. Энциклопедия. Т. 2, — С. 129.
  3. Гороглы. Подгот. к изд. С. Рузимбаев. — Ургенч: Хорезм, 2004.
  4. Дастаны цикла Ашикнаме. Подгот. к изд. С.Рузимбаев. — Ургенч: Хорезм, 2006–2009.
  5. Гороглы. Подгот. к изд.: Т. Мирзаев, З. Ҳусаинова. — Ташкент, 2006. — С. 222.
  6. Дастаны цикла Ашикнаме. Подгот. к изд. С. Рузимбаев. Книга 1. — Ургенч: Хорезм, 2006. — С. 205.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle