Специфика и авторский стиль Виктора Пелевина в романе «Омон Ра» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 6054 раза

Библиографическое описание:

Пигарева, В. Э. Специфика и авторский стиль Виктора Пелевина в романе «Омон Ра» / В. Э. Пигарева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10192/ (дата обращения: 25.04.2024).



По мнению литературных критиков и исследователей его творческого становления в публицистической среде, Виктор Пелевин уже давно стал известным востребованным писателем современности. Но пусть к успеху был тернист и усыпан не лепестками роз, а шипами кактусов. Его «Принц Госплана» «блуждал» по компьютерам в виде файлов, а по рукам читателей — в виде распечаток и бумажных носителей. Несмотря на это серьезным и основательным писателем его не считали. Потом были опубликованы произведения «Жизнь насекомых», «Омон Ра», и «Желтая стрела». Отказаться от того факта, что в России прямо «из воздуха» родился и «встал на ноги» писатель практически гениальный, стало проблематично. Собственно по этой причине его сборник рассказов «Синий фонарь» в 1994 году был удостоен лишь «МАЛОГО Букера». А потом в какой-то промежуток времени, и слово «гениальный» сменилось на понятие «модный». Эти перевоплощения писателя в общественном сознании мне лично непонятны, данный аспект раскрывается в «Рецензиях Фрилансера» 1998 года. Гений — он гением и остается. Для кого далекий и неизведанный, как созвездие Белой Медведицы, а для кого и близкий и понятный, как бабушкины народные сказки, прочитанные с заботой и любовью в детстве. В своих произведениях Пелевин раскрывается без остатка, не оставляя на дне чашки читателя ни крупицы сахара. Открывает глубины философской мысли и широты горизонтов подсознания, если вы это хотите услышать и принять. [2]

Если же нет, то все становится намного проще.

Пелевин — всегда неожиданность и непредсказуемость. Терпкая, как красное французское вино и своеобразная, понятная далеко не каждому читателю проза делает его неповторимым и в тоже время ненароком хочется сказать, перед нашими глазами предстает «писатель-загадка». Пусть это «авторское мастерство» часто достигается смешением стилей, как пастели в палитре художника. Литературные стили быть то декаданс, сюрреализм, даже постмодернизм, являются строительным и основополагающим материалом для его невероятных и фантастических конструкций. Их свайный фундамент — наше собственное человеческое мировоззрение. [2]

Лично мне импонирует творчество Виктора Пелевина. Это творец «меткого слова» создал много уникальных и необычных рукописей и шедевров современной литературы. Среди выдающихся произведений можно выделить:

1) современный роман «Чапаев и Пустота»

2) жизненная и актуальная повесть «Принц Госплана»

3) аллегорическая повесть «Желтая Стрела»

4) фантастический роман «Жизнь насекомых»

5) животрепещущий роман «Омон Ра».

Нельзя выбрать что-то одно и быть поклонником одного «искусного плода творчества», каждое уникально и не похоже на предыдущее. Конечно, можно выделить общие тенденции, заметить «взором орла» красную нить, которая стежком проходит через все труды Пелевина. И пусть пишут много критических, едких и негативных отзывов, и даже делают много громких и провоцирующих вызовов. Которые можно прочитать на сайте его творчества и не только. Он остается интересен и злободневен, каждый пытается разгадать его тайну, домыслить концовку романа, например в романе «Омон Ра» остается нетронутое футбольное поле для размышлений и дискуссий с красиво подстриженной молодой травой и ожидающее футболистов, которые вот-вот выйдут на поле. Также и Пелевин разжигает интерес к своей личности, создавая выигрышные и «неоконченные» произведения, не давая интервью и конкретных ответов на вопросы читателей и репортеров, поддерживает ореол загадочности и непревзойденности. Именно к такому результату должен стремиться, и идти, как спортсмен на мировой рекорд, каждый начинающий писатель, поэт или просто знаток литературы. Виктор Олегович является путеводной звездой и компасом одновременно. Так пусть его литературный свет излучает только добро и освещает нам путь еще тысячу лет! [3]

Пелевин — это крупный и выдающийся писатель. Он оценен и принят большим кругом почитателей не только в России и Украине. Тексты его творений переводят на многие европейские языки, а также на японский, китайский, арабский и другие языки мира. Любой его новый роман находит в среде критиков, как противников, так и сторонников. Причем и те, и другие — известные и умные люди, авторитетные теоретики литературы. Такое противоречие мнений бывает, только когда писатель попадает в десятку. У тех, кто готов принять его мысли, Пелевин вызывает восхищение. Но есть и другие, которые с патологической ненавистью пишут статьи о том, какой он бездарный. Тут все очень просто: каждый человек имеет механизм психологической защиты от реальности. И дело за Вами принимать или отвергать творчество Пелевина. [4]

Виктор Пелевин за достаточно короткий промежуток времени успел стать культовой и значимой фигурой для совершенно разных слоев российского населения. Его читают и подростки, «зависающие» в интернете, и среднестатистические менеджеры и работники офисов, едва перешедшие порог кризиса среднего возраста, и даже выдающиеся литераторы, находящие, правда, многое спорным и непонятным, но все равно четко идущие в книжные магазины за его новым романом. Его авторский стиль, творческую манеру можно назвать постсоциалистическим сюрреализмом. Основной упор на воспроизведение сознания и особенно подсознания, порождающий причудливо-искаженные и порой фантастические сочетания реальных и нереальных предметов и событий, делается во всех его произведениях. Поэтому впервые познакомившись с творчеством Пелевина, лучше сразу отказаться от всех стереотипов и предубеждений, глубоко обитающих в душе в результате детального и кропотливого разбора классической литературы. [1]

Роман «Омон Ра» «вдохнул» в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина: непредсказуемый и непредвидимый сюжет, глубочайший смысл и оригинальность выбранной символики. Это произведение, как большинство пелевинских шедевров, оставляет читателю широкое не перепаханное поле для поиска истины и вариации трактовок.

Омон Ра- это, в первую очередь, история о советском мальчике Омоне Кривомазове, с детства грезящегося связать свою жизнь с небом, который поступил в летное училище, а потом попал в ряды космонавтов, готовящихся к полету на луну. Но не нужно оставлять без внимания тот факт, что автором этого произведения является концептуалист и постмодернист Виктор Пелевин, а это означает, что все не так просто. Более того, все очень и очень сложно и запутанно. [1]

Как уже было сказано выше, истолковывать этот роман можно по-разному. На наш взгляд, одной из ведущих задач, которую ставил перед собой Пелевин при написании этого литературного труда, была попытка «приподнять занавесу» тоталитарной системы, которая существовала в Советском Союзе. Космос, является стержневым образом в романе — это коммунизм.

Детство Омона проходит в пространстве, заполненном различной космической символикой: кинотеатр Космос, металлическая ракета, стоящая на сужающемся столбе титанового дыма, фильмы и песни о летчиках, мозаика на стене павильона, изображавшая космонавта в открытом космосе, пионерлагерь Ракета. Все это очень навивает о всеобъемлющих шедеврах советского агитпропа, которые предсказывают скорое светлое будущее.

Герой-рассказчик Омон Ра осознает, что мира и свободы на земле невозможно достичь:

… духом я устремился ввысь, и все, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос и мало интересовалась происходящим на земле. В этой связи «набивается» аналогия с советскими людьми, которые ради мифического светлого завтра (космоса), готовы не замечать «блевотную» действительность (Землю). [1]

Одним из «хребтовых», как скелет белой акулы для понимания романа моментов является эпизод с картонным звездолетом, висящим в столовой пионерлагеря. Омон и его друг Митек решили узнать, есть ли кто-нибудь внутри него или нет. Оказалось, что там находится «взаперти» пластилиновый человечек. Когда ракету конструировали, начали с этого человечка. Слепили, прикрепили на стул и со всех сторон облепили картоном. Но самое интересное и занимательное, что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри его нет. Вместо него была стена с какими-то циферблатами. Отсутствие двери, замкнутое пространство, облепленное картоном, — все это ненароком порождает ассоциации с тоталитарной системой, которая лишает человека свободы. Также в лагере Ракета описан еще один немаловажный эпизод. Омон, проползая в противогазе по длинному коридору, приходит к любопытным выводам: Еще через несколько метров мои слезы иссякли, и я стал лихорадочно искать какую-нибудь мысль, которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одного страха перед вожатым было уже мало. Аналогии рисуются в голове сами собой: мысль, дающая силы ползти, — коммунизм, придуманный для советских людей, живущих в ужасных условиях (ползущих в противогазе), на тот случай, если карательная система (вожатый) перестанет их устрашать и пугать. [1]

Пелевин часто работает обманутыми ожиданиями, — пишет о его творчестве литературный критик Андрей Немзер. На самом деле, этот прием используется и в «Жизни насекомых», где герои перевоплощаются то в людей, то в насекомых. И в «Желтой стреле», в которой через несколько прочтенных страниц становится ясно, что действие разворачивается в поезде, и конечно в «Омоне Ра». Этот роман до последних страниц развертывается как история о мистификации: советская власть обманывает честный и доверчивый народ и мировое общество, отправляя в космос корабли на весьма «необычной» автоматической тяге, но в конечном итоге проясняется, что даже и не в космос — титанические усилия прилагаются для того, чтобы создать у жертвы иллюзию, будто она очутилась на Луне. Так зачем же государству все эти старания нужны? Подполковник из училища им. Мересьева толкует о том, что мы тут готовим не просто летчиков, а в первую очередь настоящих людей. Человек, готовый на свершение подвига, пусть даже и невидимого, по словам Урчагина, нужен «кровь из носу» стране, так как он подпитывает ее главную силу. Государство в «Омоне Ра» — это гигантское фантастическое вымышленное сооружение вследствие всепоглощающего обмана, где рассеиваются, все грани человеческой индивидуальности и личность, определяется как единица всеобщего, реактивным топливом, необходимым чтобы на далекой Луне красовалось знамя победившего социализма. [3]

Немаловажную роль в романе играет музыка. Неспроста, несколько страниц повествуют о диалоге Омона и Димы Матюшевича о группе PinkFloyd. OVERHEAD THE ALBATROS написал Дима на листе бумаги, который он прикрепил над своей кроватью. Эти строки заимствованы из песни Echoes, которые служат звуковым сопровождением ко всему содержанию книги. Одиночество, потерянность мыслей и безысходность исходят из музыки PinkFloyd. Образ одинокой птицы, парящей над огромным океаном, переплетается с сюжетом книги. [1]

Интересна и достойна внимания композиция произведения. Весь роман показывает взросление и личностное становление Омона Ра. Его можно мысленно поделить на четыре части. Конец каждой из них обозначает появление супа с макаронными звездочками, курицы с рисом и компота. Инициация Омона завершается тем, что он находит выход из лунохода (отвергает мечты о коммунизме), понимает сущность тоталитарной системы. Но финал несмотря ни на что остается открытым, это олицетворяет особенность творчества Пелевина: Однако надо было решать, куда ехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть, где именно на красной линии я нахожусь. [1]

Что выберет Омон Ра: нажать на стоп-кран или просто сменить маршрут? Ответа Пелевин не дает. Читатели сами для себя продумывают конец романа. Несомненно, каждый человек думает и мыслит по-своему, поэтому и завершение может быть вариативным и многоликим для понимания и переосмысления самого себя и жизни в целом.

Литература:

  1. Владимир Губанов. Анализ романа Виктора Пелевина «Омон Ра» интернет — ресурс: http://pelevin.nov.ru/stati/
  2. Влад Шиловский. Рецензии Фрилансера: Виктор Пелевин,8 Apr1999. интернет — ресурс: http://lib.ru/SCIFICT/FREELANCER/pelevin.txt
  3. Сайт творчества Виктора Пелевина. Роман «Омон Ра».интернет-ресурс: http://pelevin.nov.ru/romans/pe-omon/
  4. LiveJournal.ПЕЛЕВИН + ШИЗОФРЕНИЯ. Лучшая статья о Викторе Пелевине. Никто не останется равнодушным.интернет — ресурс: http://ru-pelevin.livejournal.com/314141.html
Основные термины (генерируются автоматически): Омон, произведение, роман, тоталитарная система, ALBATROS, OVERHEAD, THE, космос, Россия, творчество.

Похожие статьи

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере...)

Библиографическое описание: Блинова Е. А. Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь

Так же и в «Вестях из Непала» люди не идут против системы, так как она опустошила их души, заменив железным штампованным изделием.

Макс Рейнхардт и проблемы режиссуры шекспировской...

Либо допустить свободу творчества: «оторваться от традиции, быть современным, а когда

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны).

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Сняты из репертуара театров его пьесы, не публикуются созданные им произведения, его творчество признано классово-враждебным советской действительности.

А после этого был опубликован роман «Мастер и Маргарита». С тех пор творчество М. Булгакова привлекало...

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Это реквием по потерянной, погибшей России, по погибшему старому миру. В ней звучит тоска и безысходность, это музыка, вызывающая трепет перед

Известно, что Э. Климов планировал приступить к постановке романа. Л. Гайдай и В. Наумов думали о работе над произведением.

А. Коцебу в театральной критике журнала «Московский Телеграф»

Россия, немецкая литература, страница журнала, русский актер, русская интеллигенция, Французский театр, пьеса, произведение, критик, актерское мастерство. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Именно в этот период (конец XVIII — начало XIX веков) жизнь России претерпевает значительные изменения.

По некоторым данным среди них могли быть и произведения для балалайки. Но дошедшие до нашего времени образцы композиторского творчества музыканта...

Опустошение духовных и моральных ценностей человека...

В первую очередь это касается произведений литературы, а именно — их аксиологической составляющей.

Рецензия на роман Дмитрия Глуховского «Метро 2035». — http

Некролог о брате, который погиб при крушении самолёта, от читательницы. Россия.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Особое место в творчестве Б.Чепрунова занимает роман «Золотая паутина».

Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Центральная Азия, VIII, писатель, век, повесть, Ташкент, творчество, произведение, особое место.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Творчество Стивена Кинга лежит, безусловно, в области массовой литературы с ее спецификой и особой системой

Это означает, что в своих произведениях писатель использует псевдоцитаты газет

"The Dark Half" (1989) - «Темная половина» цитаты «крутого романа»...

Похожие статьи

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере...)

Библиографическое описание: Блинова Е. А. Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь

Так же и в «Вестях из Непала» люди не идут против системы, так как она опустошила их души, заменив железным штампованным изделием.

Макс Рейнхардт и проблемы режиссуры шекспировской...

Либо допустить свободу творчества: «оторваться от традиции, быть современным, а когда

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны).

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Сняты из репертуара театров его пьесы, не публикуются созданные им произведения, его творчество признано классово-враждебным советской действительности.

А после этого был опубликован роман «Мастер и Маргарита». С тех пор творчество М. Булгакова привлекало...

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Это реквием по потерянной, погибшей России, по погибшему старому миру. В ней звучит тоска и безысходность, это музыка, вызывающая трепет перед

Известно, что Э. Климов планировал приступить к постановке романа. Л. Гайдай и В. Наумов думали о работе над произведением.

А. Коцебу в театральной критике журнала «Московский Телеграф»

Россия, немецкая литература, страница журнала, русский актер, русская интеллигенция, Французский театр, пьеса, произведение, критик, актерское мастерство. Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Именно в этот период (конец XVIII — начало XIX веков) жизнь России претерпевает значительные изменения.

По некоторым данным среди них могли быть и произведения для балалайки. Но дошедшие до нашего времени образцы композиторского творчества музыканта...

Опустошение духовных и моральных ценностей человека...

В первую очередь это касается произведений литературы, а именно — их аксиологической составляющей.

Рецензия на роман Дмитрия Глуховского «Метро 2035». — http

Некролог о брате, который погиб при крушении самолёта, от читательницы. Россия.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Особое место в творчестве Б.Чепрунова занимает роман «Золотая паутина».

Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Центральная Азия, VIII, писатель, век, повесть, Ташкент, творчество, произведение, особое место.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Творчество Стивена Кинга лежит, безусловно, в области массовой литературы с ее спецификой и особой системой

Это означает, что в своих произведениях писатель использует псевдоцитаты газет

"The Dark Half" (1989) - «Темная половина» цитаты «крутого романа»...