Библиографическое описание:

Ишмуратов М. Рукописные источники, созданные в Хорезме [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.



 

В настоящей статье основное внимание уделяется древнего письменного исторические надписи и письмена.Исходя из этого можно предположить, что его сведения о ранних тюркских государствах на земле Хорезма основаны на древних хорезмийских письменах.

Ключевые слова:рукописные экземпляры, Xорезм, Ал-Беруний, Агахи.

 

This article says about the history of development of Uzbek State in the writlen monuments of Khorazm.

Keywords.hand-writtencopies, Khorezm, Al-Beruni, and istorical Xarezm, Agahi.

 

Значительную часть нашего древнего письменного наследия составляют исторические надписи и письмена. Среди них особое место занимает Хорезмская историографическая школа, которая представляет -собой своеобразную и весьма важную структурную часть узбекской школы историографии в целом.

Рукописные экземпляры и их созданные в разное время варианты, имеющие отношение к историографической школе Хорезма, в настоящее время хранятся в отделе рукописей Института востоковедения имени Абу-Рейхана Беруни. В их числе можно, отметить следующие: Утемиш-хаджи «Чингизнаме» (1), Абулгази «Родословное древо тюрков» (2), Абулгази «Родословное древо туркмен» (3), Мунис и Агахи «Риёз уд-давла» (4), Агахи «Зубдат ут-таворих» (5), Агахи «Жамеъ ул-вокеати султони» (6), Агахи «Гулшани давлат» (7), Агахи «Шохиди икбол» (8, единственный экземпляр данного произведения хранится в Санкт-Петербурге), Камёб «Таворих ул-хавонин» (9), Баяни «Родословная Хорезмшахов» (10), Баяни «История Хорезма» (11), Хаджи Фано «История Хорезма» (12), Лаффаси «Материалы по истории Хорезма» (13), Бабажан Сафаров «История ханств Хорезма» (14), Бабажан Сафаров «История Хорезма и его великие деятели» (15), Абдуллах Балтаев «Материалы по истории Хорезма» (16), Атаджан Мухаммадкаримов «Материалы по истории Хорезма» (17), Бекчан Рахманов «Озоднаме» (18) и др. Данные рукописи, созданные в нашем регионе в различное время и имеющие непосредственное отношение к историографической школе Хорезма, в то же время значительно отличаются друг от друга не только по содержанию, но и с точки зрения своего исполнения. Несмотря на данное обстоятельство, каждая из них играет важную роль в узбекской историографии, вносит что-то новое в изложение событий, касающихся истории нашего государства и отражают своеобразную точку зрения.

Говоря о вопросах государственности в письменном наследии Хорезма, истоки узбекской историографической школы следует анализировать в тесной связи с письменами наших древних предков, создававшимися на протяжении многих веков. Поскольку письменные сведения о ранней государственности в нашем регионе нашли отражение в созданной почти три тысячи лет тому назад «Авесте» и написанных в XI веке на основе древних сведений произведениях Беруни. Во многих арабских и персидских источниках XIII века говорится о возникновении империи Хорезмшахов, ее деятельности в качестве великого государства, освещаются причины ее падения. На первый взгляд, с точки зрения языка и времени написания, отсутствует всякая связь между ними и получившей дальнейшее развитие на тюркском (староузбекском) языке историографической школой. Однако историю узбекской государственности невозможно представить без данных произведений нашего письменного наследия. Многолетние традиции в данной области, переходя от поколения к поколению, постепенно усовершенствовались и служили своеобразным атрибутом, которому все беспрекословно следовали в своей деятельности. Изучая «Авесту», мы убеждаемся, что получившие в ней свое выражение и касающиеся нашей древней государственности установления и в настоящее время не утратили своей актуальности. В книге отмечается необходимость соблюдения населением страны при взаимном общении таких ценностей, как свобода, равенство и патриотизм, подчеркивается, что основным содержанием жизни зороастрийцев должны быть: доброе дело, доброе слово и добрая мысль. Основным долгом человека считается, прежде всего, справедливый образ жизни. Надо помогать добру в борьбе со злом: не обманывать, выполнять обещанное, творить только добрые дела.

На наш взгляд, к священной книге зороастрийцев «Авесте» следует подходить в качестве уникального древнего памятника письменности, внесшего большой вклад в дело формирования основ узбекской государственности, и анализ содержащихся в нем суждений об атрибутах государственности является одной из важных задач, стоящих перед современными исследователями.

Ранние письменные сведения о древних государствах, возникших на территории Хорезма, содержатся и в трудах Абу-Рейхана Беруни, в особенности в его лучшем произведении — «Осор ул-бокия». Данное произведение написано тысячу лет тому назад. Приведенные в нем заключения о нашей государственности, несомненно, основаны на древнейших источниках. Это объясняется тем, что все труды Беруни основаны на надежных источниках. Исходя из этого можно предположить, что его сведения о ранних тюркских государствах на земле Хорезма основаны на древних хорезмийских письменах. Как пишет автор: «Хорезмийцы ведут свою историю со времен заселения Хорезма, это произошло за девятьсот восемьдесят лет до Искандера» (19). Таким образом, согласно сведениям Беруни, государственность в Хорезме заложена 3300 лет тому назад.

Историческое развитие узбекской государственности на основе древних традиций, его своеобразные стороны получили своё отражение также и в написанных на арабском и персидском языках источниках, касающихся государства Хорезмшахов ануштегинидов (1097–1231), отделившегося от империи сельджукидов. В этой связи можно отметить такие произведения, как «Жизненный путь Жалоладдина Мангуберди» Шахабиддина ан-Насави (20), «Табакоти Носири» Минхож Сирожа (21), «Чингизхан» Мухаммада Ахмеда Панохи (22) и др. На страницах этих источников приводятся ценные сведения о структурных особенностях империи Хорезмшахов, ее внутренней политике, системе управления, военной мощи, системе налогообложения, внешних связях.

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази Бахадурхана «Родословное древо тюрков» и «Родословное древо туркмен». Абулгази свое произведение написал на доступном народном языке.

В «Родословном древе туркмен» автор говорит о племенной структуре огузского и туркменского народов, касается вопросов их исторического этногенеза, подробно остановившись на «туркменской политике» Хивинского ханства, подчеркивает необходимость установления добрых отношений между узбекским и туркменским народами. С точки зрения истории нашей государственности, важное значение приобретает второе произведение — «Родословное древо тюрков». Абулгази, начиная работу над своей книгой, сначала самым внимательным образом изучил написанные до него на разных языках источники и весьма плодотворно задействовал их в исследовании. Как отмечает сам автор, при написании очень ценных для нас оригинальных частей «Родословного древа тюрков» (8–9 главы) он широко использовал свои собственные суждения и сведения, полученные из других источников. В данном произведении дается определение многим историческим событиям, приводятся этнографические сведения, говорится о вопросах общественно-экономического характера. Данные труды Абулгази внесли свою достойную лепту в дело объективного освещения истории узбекской государственности, осветили немало «белых пятен» в спорных вопросах исторического развития.

К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему. Изменение политико-экономической ситуации в стране привело к закономерным положительным сдвигам и в ее культурной жизни.

Наряду с литературой, искусством и архитектурой усилился интерес и к историографии. Пришедшие к власти представители кунградской династии стремились доказать, «законность» своих притязаний на трон не только своим современникам, но и последующим поколениям, и в этой связи все события, связанные с их правлением, попытались запечатлеть на страницах истории. В результате в Хорезме больших успехов добивается историографическая школа на тюркском (староузбекском) языке. Следует отметить, что данный период был самым плодотворным в ее развитии. В данный промежуток времени осуществляли свою деятельность великие ученые-историографы Мунис, Агахи и Баяни. Их исторические труды по праву занимают достойное место в ряду самых ярких образцов узбекской историографии.

Разумеется, в рамках одной статьи невозможно осветить все грани данного важного вопроса. Однако и вышеуказанное свидетельствует о том, что письменное наследие историографии Хорезма имеет существенное значение в разработке истории узбекской государственности, уточнении отдельных спорных моментов, разоблачении имеющихся в данной области ложных стереотипов.

Объективное изучение письменных источников, созданных с древних времен до советского периода и, непосредственно касающихся истории нашей государственности, введение их в научный обиход считается одной из актуальных задач, стоящих перед нашими специалистами.

 

Литература:

 

  1.                                          Сектор рукописей Института востоковедения им. Абу-Рейхана Беруни АН РУз, инв. № 1552/у.
  2. Там же, инв. № 851.
  3. Там же, инв. № 1223.
  4. Там же, инв. № 5364/1.
  5. Там же, инв. № 5364/ III
  6. Там же, инв. № 9786.
  7. Там же, инв. № 7572.
  8. Санкт-Петербургский отдел Института востоковедения АН России, инв. № С 572.
  9. Сектор рукописей Института востоковедения им. Абу-Рейхана Беруни АН РУз, инв. № 7717.
  10.          Там же, инв. № 2057,
  11.          Там же, инв. № 7421.
  12.          Там же, инв. № 270.
  13.          Там же, инв. № 12581.
  14.          Там же, инв. № 11117.
  15.          Там же, инв. № 7700.
  16.          Там же, инв. № 9320.
  17.          Там же, инв. № 11664.
  18.          Там же, инв. № 8956.
  19.          Абу-Рейхан Беруни. Избранное. Т. 1. Ташкент. 1968. с. 71.
  20.          Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалалэддина Манкбурни. Пер. с араб. З. М. Буниятова. Баку, 1973.
  21.          Минхож Сирож. Табакоти Носири. Кабул. 1343 г.х.
  22.          Мухаммад Ахмед Панохи. Чингизхан. Тегеран. 1373 г.х.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle