Библиографическое описание:

Аверкова О. В., Пачина Е. В. Определение поведенческих характеристик и характера бабы (женщины) посредством контекстуального анализа газетного подкорпуса НКРЯ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 28-35.

На сегодняшний день слово «баба» представляет широкий интерес для тех, кто интересуется этимологией и семантикой данной лексемы.

Так, количество запросов «баба» в поисковой системе Google от 26 июля 2015 года — более 17 млн. вариантов. В системе Яндекс — более 48 млн. В социальной сети «В контакте» найдено 173 695 видеофайлов, 297 506 аудиозаписей, 19 687 сообществ, 19 271 641 новостей, содержащих субстантив баба в своих названиях. 6 936 человек выбрали слово «баба» в качестве имени или никнейма.

Лексема баба также исследуется в трудах Е. А. Аносова, С. Ц. Дашиевой, Т. А. Денисовой, М. С. Досимовой, О. В. Комкова, И. В. Лифановой, О. В. Ломакиной, А. Н. Махмутовой, В. С. Самариной, К. В. Скобелева, Е. О. Цалко, Т. С. Чехоевой и др.

В вышеуказанных работах рассматриваются следующие аспекты изучения лексемы баба:

-          стилистическая окраска лексемы баба: большинство исследователей отмечают, что слово баба в некоторых случаях обладает негативной оценкой (М. С. Досимова, А. Н. Махмутова, Т. С. Чехоева);

-          использование концепта баба в разных культурах: в своей работе М. С. Досимова произвела сопоставительный анализ концептов женщина/баба, эйел/катын в русском и казахском языках. В результате исследования выяснилось, что в русском языке концепты женщина и баба являются разными, т. к. обладают антонимичными когнитивными признаками с противоположной оценочностью (женщина — красивая, умная; баба — некрасивая, глупая), а эйел и катын в казахском языке — один и тот же концепт. В обоих языках данные лексемы включают национальную специфику восприятия мира [30, эл. ресурс];

-          сопоставление концептов баба и мужик: для русскоязычной культуры характерно противопоставление мужского и женского, которое отражается в использовании концептов мужик и баба (в данном случае авторы рассматривают именно значение «женщина вообще») (Е. А. Аносов, О. В. Комкова, Т. С. Чехоева);

-          баба как ключевое слово-репрезентант понятия «женщина»: данная лексема является ядерной для концепта «женщина», однако оно обладает более высокой стереотипностью и оценочной коннотацией (Т. А. Денисова, М. С. Досимова, А. Н. Махмутова);

-          баба как термин родства: ученые-нелингвисты дают очень интересные характеристики термина родства «баба», но при этом употребления самой лексемы избегают, заменяя ее синонимами или дериватами (Т. А. Агапкина, Н. А. Араловец, В. Б. Безгин, Ю. М. Гончаров, Т. А. Денисова, И. Савкина, Т. Трохина, П. П. Щербинин).

Работы, посвященные изучению поведения и характера бабы, нам не встретились. Так как данная лексема широко используется представителями современного общества, исследование особенностей поведения и характера бабы на основе газетных источников представляется нам актуальным.

В ходе анализа 391 лексикографического источника нами было выделено более 80 значений у слова «баба». Значение «женщина вообще» было зафиксировано в 59 словарях.

Объектом исследования настоящей статьи стало значение «женщина вообще». Для того чтобы определить частотность употребления данного слова в этом значении мы обратились к Национальному корпусу русского языка (газетному подкорпусу). Нами было отобрано 1133 примера из источников, датированных не ранее, чем 1980 годом, ввиду того, что нас интересует современное состояние языка. В результате анализа всех примеров мы установили, что в 232 примерах лексема «баба» употреблена в значении «женщина вообще». Для того чтобы определить, какие из них соответствуют данному значению, и отделить их от других значений, был проведен анализ микроконтекста.

Например:

1.         «- С отцом он так и не виделся,― поправляет синенький платочек баба Катя» [95, эл. ресурс]. В данном случае мы выбирали между двумя вариантами: 1) женщина вообще и 2) старая женщина. Благодаря микроконтексту мы поняли, что данный пример соответствует значению 2.

2.         «Он еще не говорит, за исключением нескольких слов―«мама», «папа», «баба»» [29, эл. ресурс]. В этом случае мы выбирали между значениями 1) женщина вообще и 2) бабушка (родственница). По микроконтексту также понятно, что речь идет о термине родства.

3.         «И тут баба, сидевшая в такси, набросилась на мою дочь и стала избивать…» [86, эл. ресурс]. Из данного примера совершенно очевидно, что лексема баба используется в значении «женщина вообще».

Однако нам также встретились спорные случаи употребления слова баба, для установления значения которых нам пришлось обратиться к макроконтексту.

Например:

1.         «И баба для них была символом независимой от власти жизни и, значит, формой протеста» [9, эл. ресурс]. Для того чтобы установить значение данной лексемы мы обратились к макроконтексту: «Началось все примерно с Пушкина. Который был натуральным интеллигентом. Вместо царя-батюшки истово любил женщин. Кстати, советские интеллигенты также часто этим отличались. Некоторые достигли истинных высот. Я бы сказала, что настоящие вдохновенные бабники сошли на нет вместе с интеллигенцией. Они могли уложить даму без всякого ресторана. Просто поболтав. И бабадля них была символом независимой от власти жизни и, значит, формой протеста» [9, эл. ресурс]. Исходя из анализа макроконтекста, мы приняли решение, что лексема используется в значении «женщина вообще».

2.         «Гляжу ― мой Развоняй бабу с лежанки поднял. Поднялась баба с лежанки и бежит. Я за ней, по Развоняеву голосу. Час бежит, два, устала баба… В общем, с той охоты я к жене с бабой пришел». [88, эл. ресурс]. В данном примере мы также обратились к макроконтексту: «Собака у меня что надо! След — на раз берет! В любую погоду, в любом лесу обязательно на баб выведет... Как-то раз иду я по берегу реки. Гляжу — мой Развоняй бабу с лежанки поднял. Поднялась баба с лежанки и бежит. Я за ней, по Развоняеву голосу. Час бежит, два, устала баба.»... В общем, с той охоты я к жене с бабой пришел. Пальто с нее содрали, жене шубу справили» [88, эл. ресурс]. Макроконтекст помог нам установить, что данная лексема используется в этом случае в значении «женщина вообще».

3.         «Мы все вставали в кружочек, рядом Станислав Львович кричал традиционное: “Баба сеяла горох!”» [12, эл. ресурс]. В данном случае нам пришлось выбирать между значениями «женщина вообще» и «жена». Мы вновь обратились к макроконтексту:

«— Болото очень коварное, — это Ирина Шевчук. — Мы должны были идти по указателям, но постоянно оступались — сапоги увязали. Ольга Остроумова сошла с тропы и тут же попала в трясину. Пришлось ее вытягивать из болота. Это было страшно!

Ирина Долганова:

А каждый день начинался у нас одинаково. Мокро, грязно, противно. Мы все вставали в кружочек, рядом Станислав Львович кричал традиционное: «Баба сеяла горох! Ух! Пошли!» И — понеслось.».. [12, эл. ресурс].

После ознакомления с макроконтекстом было выявлено, что данный пример — отрывок из детской считалочки (к макроконтексту которой нам вновь пришлось обратиться). Лексема баба в ней употребляется в значении «женщина вообще», а не «жена».

В 106 примерах отражено поведение и/или характер бабы. Для определения поведенческих характеристик авторы данной статьи выбрали следующую типологию: 1) «какая + баба» и 2) «баба + что делает».

Например:

1.         «…баба за рулем — обезьяна с гранатой» [62, эл. ресурс].

2.         «А то, что у Николая богатый внутренний мир, это баба не понимает» [20, эл. ресурс].

Были проанализированы примеры из газет «Комсомольская правда», «Труд-7», «Известия», «Советский спорт», «РИА Новости».

Когда мы даем оценку поведения человека, зачастую мы обращаем внимание на его взаимоотношения в обществе в целом и с определенными людьми, играющими немаловажную роль в его судьбе, в частности. Как в общественной, так и в личной жизни отношения могут быть основаны на принципах равноправия или подчинения. В случае подчинения нас интересует, какую роль выбирает себе объект изучения: роль раба или хозяина. При анализе межличностных отношений немаловажным фактором также является поведение лица с представителями противоположного пола. Иногда взаимодействие с противоположным полом может внести определенные изменения в привычный образ жизни. Так, например, можно привить себе привычки человека, с которым тесно общаешься долгое время. В общественной жизни немаловажным фактором является функциональность человека, отношение к труду, отношение к материальным ценностям. Все это может оказать влияние на темп жизни и речевое поведение человека.

Рассмотрим выделенные критерии поведения и характера более подробно:

1.         Властность/независимость vs. подчинение/ зависимость. Стремление женщин к власти и независимости обусловлено изменениями, как в экономической сфере, так и в социальной. Ввиду того, что женщины все чаще воспринимаются работодателями наравне с мужчинами, у них появилось больше возможностей для того, чтобы стать независимой (например, когда женщина занимает руководящую должность) [29, с. 455].

Например: «… баба … была символом независимости от власти жизни, … формой протеста…» [8, эл. ресурс]; «…в состоянии сама заработать на жизнь…» [80, эл. ресурс]; «…хоть и баба, а с яйцами…» [86, эл. ресурс]; «…учит жить…» [15, эл. ресурс]; «…кажет баба небу х…» [42, эл. ресурс]; «…сама нанимает мужиков-работников…» [35, эл. ресурс].

С другой стороны, женщины все также имеют обязательство перед мужчинами в кругу семьи. Распределение домашних обязанностей происходит неравномерно: большинство видов домашних работ (приготовление пищи, уборка, стирка и т. д.) по-прежнему выполняется женщинами [29, с. 414–416], например: «…уступчивая, неконфликтная…» [36, эл. ресурс]; «…тупо и послушно идет за писателем…» [36, эл. ресурс]; «заезженная баба» [24, эл. ресурс]; «…находится то под коровой, то под мужиком…» [24, эл. ресурс]; «…из дома, пинком под зад, вылетает в сугроб…» [2, эл. ресурс]; «…дополнительное животное в хозяйстве…» [35, эл. ресурс].

2.         Поведение в отношении мужчины. Говорят, что сила женщины в ее слабости, что мужчины не любят сильных женщин. Неравноправие в гендерных отношениях определенно имеет место, что обусловлено исторически. Л. Н. Денисова отмечает несовпадение юридического и фактического статуса жены в семье. По документам женщины обладают теми же правами, что и мужчины, они могут самостоятельно зарабатывать деньги. Но домашнее хозяйство так и осталось полностью на плечах женщин, заработная плата женских профессий уступает мужским. Женщина начинает чувствовать себя «загнанной лошадью», при этом фактически не выходит из-под власти мужа. Рассмотрим примеры. Можно выделить следующие особенности поведения в отношении мужчины:

-          имеет власть над мужчиной, сама делает выбор партнера: «В хорошего мужика баба мертвой хваткой впивается, а если отпустила в никуда, значит достал» [40, эл. ресурс], «…уйдет к другому самцу-олигарху» [51, эл. ресурс], «Не та баба страшна, что за х… держит, а та, что за душу держит…» [78, эл. ресурс].

-          ищет партнера не моложе себя: «В деревне не принято, чтобы старая баба за молодого выходила» [71, эл. ресурс].

-          проявляет глубину, но непостоянство чувств: «…Алла безумно любила Филиппа. Вообще баба влюбчивая» [71, эл. ресурс].

-          любит ласку: «Баба — кошка. Кто погладит, к тому и ластится» [6, эл. ресурс].

-          является сексуальным партнером для мужчин: «…за х… держит» [79, эл. ресурс]; «…разденется догола…» [25, эл. ресурс]; «…должна нравиться мужикам…» [95, эл. ресурс]; «…зарится на мужчину…» [79, эл. ресурс]; «…даст…» [56, эл. ресурс].

-          страдает от действий мужчины: «…под мужиком» [24, эл. ресурс]; «…ей муж изменяет» [14, эл. ресурс]; «…мужем битая…» [39, эл. ресурс].

-          Довольно часто вредные привычки обусловлены желанием женщин быть подобными мужчинам. Это так же связано с неравноправием двух полов. Во многих культурах женщинам было запрещено употреблять алкоголь, в то время как мужчины могли употреблять вино и другие спиртосодержащие напитки в умеренных количествах. Что касается табакокурения — «распространению табака способствовала вера в его целебные свойства, а также мода на его употребление, которую ввели королевские особы» [81, эл. ресурс]. Рассмотрим примеры:

-          употребление алкоголя: «…распивала коктейль из «колокольчика» и дешевой водки…» [80, эл. ресурс]; «…спилась…» [37, эл. ресурс].

-          курение: «…попыхивает папиросой…» [86, эл. ресурс].

-          обжорство: «…по ночам из-за дурного настроение глотает калорийные бутерброды…» [71, эл. ресурс].

4.    В межличностных отношениях от партнера обычно ожидают умение понять другого, доброжелательность, радушие. Обладает ли баба всеми этими качествами? Чтобы понять, нужно уметь проводить анализ, критически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи. Все это требует логических операций. Мужчины нередко полагают, что у женщин либо нет логики вовсе, либо эта логика настолько непредсказуема, что ее стоит назвать «женской логикой». Неудивительно, что во всех проанализированных примерах не нашлось ни одного, где баба понимает что-либо или кого-либо, например:

-          «…что у Николая богатый внутренний мир баба не понимает…» [20, эл. ресурс];

-          «…не понимает своего счастья…» [56, эл. ресурс];

-          «…ущербная баба с грубым лагерным голосом…» [38, эл. ресурс].

Но проницательность женщинам все же свойственна, только она обусловлена не мыслительным процессом, а чувственным восприятием мира. Она интуитивно знает, что происходит, что нужно окружающим. Рассмотрим примеры: «…баба сердцем чует…» [63, эл. ресурс]; «…приветливая, компанейская, всегда рада гостям…» [37, эл. ресурс].

5.    При характеристике поведения человека в обществе важно соотнести его с моральными устоями и нормами, выработанными в ходе истории. Баба нередко не вписывается в рамки норм. Такое поведение часто является реакцией женщины на тяжелые жизненные ситуации. Некоторые случаи неадекватного поведения вызваны отчаянием или безысходностью. Необходимо также обратить внимание на то, что, даже подражая мужчинам в тех или иных поступках, баба старается оставаться женщиной. Рассмотрим примеры:

-          намеренное причинение вреда/ущерба: «…неисправимая злостная кровососка…» [50, эл. ресурс]; «…кидает отраву в воду…» [16, эл. ресурс]; «…издевалась…» [66, эл. ресурс]; «…набросилась и начала избивать…» [85, эл. ресурс]; «…воровка…» [43, эл. ресурс].

-          поведение за рулем: «…водит на каблуках…» [93, эл. ресурс]; «…красит губы, смотрясь в зеркало заднего обзора…» [93, эл. ресурс]; «…не ведет себя как мужчина…» [93, эл. ресурс]; «…баба за рулем — обезьяна с гранатой…» [64, эл. ресурс].

-          отклонение в психическом состоянии: «…сбежала из сумасшедшего дома…» [33, эл. ресурс].

6.    Одной из норм общества является занятость человека. Как видно из нижеприведенных примеров, баба взваливает на себя тяжелую ношу, выполняя одновременно и мужскую, и женскую работу. Тем не менее, она все равно остается недооцененной мужчиной. М. Е. Бландова в своей статье «О современном положении русской женщины» говорит, что, несмотря на то, что изменение экономических условий дало женщинам больше возможностей для профессиональной деятельности и роста, сфер, где они могут себя проявить по-прежнему мало (чаще всего женщины могут добиться успехов на руководящих должностях в области культуры, образования и медицины). С другой стороны, женщины-крестьянки ценятся мужчинами больше, так как они способны выполнять сложные виды работ. Мужчины считают их своими помощницами [11, с. 261–271]. Рассмотрим примеры:

a.         Женские обязанности:

-          растениеводство: «…сеяла горох…» [12, эл. ресурс]; «…со льном торопится…» [33, эл. ресурс]; «…грядки прополола…» [46, эл. ресурс]; «…находится на грядках с мая по сентябрь…» [59, эл. ресурс].

-          животноводство: «…(находится) под коровой…» [24, эл. ресурс]; «…своих кур, коров, овец посчитала, записала…» [22, эл. ресурс]; «…с утра поросят накормила, сена накосила, коров подоила…» [46, эл. ресурс].

-          домоводство: «…обращаться с домашней утварью…» [5, эл. ресурс]; «…воды натаскала, обед приготовила…» [46, эл. ресурс]; «…наберет полный кузовок дров…» [21, эл. ресурс]; «…подметает полы…» [52, эл. ресурс]; «…хозяйничает…» [1, эл. ресурс]; «…кормит…» [92, эл. ресурс]; «…мечется, развешивая белье…» [18, эл. ресурс].

-          продолжение рода: «…рожала…» [17, эл. ресурс]; «…должна ежегодно рожать…» [45, эл. ресурс]; «…когда родит третьего…» [88, эл. ресурс].

b.         Мужские виды работ:

-          «…с отбойным молотком…» [13, эл. ресурс]; «…купит стройматериал самостоятельно…» [78, эл. ресурс]; «…могла легко тащить на спине деревянную шпалу или по четыре ведра воды разом…» [77, эл. ресурс]; «…мечется с молотком от мотора к рулю…» [59, эл. ресурс]; «…сама нанимает мужиков-работников…» [33, эл. ресурс].

c.         Совмещение мужских и женских обязанностей:

-          «…и лошадь, и бык, и баба, и мужик…» [3, эл. ресурс; 23, эл. ресурс; 48, эл. ресурс] — о женщине, вынужденной исполнять все мужские работы и вести домашнее хозяйство.

7.         Отношение к материальным ценностям. Когда женщина сама прочувствовала, каким тяжелым трудом достигаются материальные блага, она начинает считать каждую копейку, экономить, бережливо относиться к вещам. Тем не менее, щедрость тоже не чужда бабе. Рассмотрим примеры:

-          жадность/скупость: «…жадная, скупая…» [50, эл. ресурс]; «…за штуку пешком дойдет, а то и бегом добежит…» [50, эл. ресурс]; «…баба со склонностью к счетоводству в особо крупных размерах…» [69, эл. ресурс]; «…норовит содрать на ремонт 30 миллионов…» [69, эл. ресурс].

-          экономность/бережливость: «…должна исхитриться и растянуть два бюстгальтера на три года…» [9, эл. ресурс].

-          щедрость: «…за одну брошку… семерку отдала…» [70, эл. ресурс].

-          особые чувства: «…домик этот ни за что не бросит…» [1, эл. ресурс].

Исходя из вышеперечисленных примеров, мы можем заметить некое непостоянство женской натуры.

8.         Плотный график работы, в котором практически нет места для отдых и сна, заставляет бабу двигаться быстро. Описание движений женщины (бабы) чаще всего производится при помощи глаголов действительного залога, что придает персонажам высокую динамичность, например:

-          скорость передвижения: «...бежит…» [92, эл. ресурс]; «…прибегает…» [84, эл. ресурс]; «…из дома, пинком под зад, вылетает в сугроб…» [2, эл. ресурс]; «…побежала…» [68, эл. ресурс]; «…мечется с молотком от мотора к рулю…» [58, эл. ресурс], «…носилась по салону…» [19, эл. ресурс]; «…шла по деревне…» [96, эл. ресурс]; «…баба приходит…» [2, эл. ресурс]; «…приходила…» [7, эл. ресурс].

-          направленность движения: а) вверх: «…поднялась баба с лежанки…» [91, эл. ресурс]; б) приближение: «…прибегает баба…» [85, эл. ресурс]; «…баба приходит…» [2, эл. ресурс]; «…появилась…» [26, эл. ресурс]; «…приходила…» [7]; в) отдаление: «…съехала…» [7, эл. ресурс]; г) по заданным точкам: «…мечется с молотком от мотора к рулю…» [58, эл. ресурс].

9.    Огромный объем работы, который баба вынуждена выполнять, высокий темп жизни являются причинами стрессовых ситуаций. Эти внутренние переживания нередко проявляются в речевом поведении в виде крика, болтливости как способах облегчить душу. Нужно отметить, что баба не привыкла держать все в себе, она выражает свои чувства, не всегда способна их контролировать. Рассмотрим примеры:

-          повышенный тон: «…истерично и внезапно кричащая…» [61, эл. ресурс]; «…кричала так, что стекла дрожали…» [15, эл. ресурс], «…отъявленная скандалистка…» [26, эл. ресурс], «…вздорная баба…» [60, эл. ресурс]; «…орет…» [58, эл. ресурс]; «…проорала…» [54, эл. ресурс]; «…кричала…» [73, эл. ресурс]; «…орала…» [18, эл. ресурс]; «…обругала…» [54, эл. ресурс].

-          болтливость/разговорчивость: «…сообщила по секрету…» [30, эл. ресурс]; «…охотно рассказала…» [21, эл. ресурс]; «…говорила, что у нее есть идея, которую хотела рассказать…» [7, эл ресурс].

-          эмоциональная вовлеченность в разговор: «…не без важности сообщила…» [21, эл. ресурс]; «…с лукавинкой отвечает…» [1, эл. ресурс]; «…успокаивает…» [1, эл. ресурс]; «…жалуется…» [14, эл. ресурс].

-          пение: «…пела…» [97, эл. ресурс]; «…попела…» [88, эл. ресурс].

-          верит и подчиняется мнению других: «…(сколько) положишь, столько несет…» [55, эл. ресурс].

Подводя итог нашему исследованию, мы можем отметить, что довольно часто лексема «баба» использовалась при цитировании чьих-то слов, отзывов и т. д. (например, в интервью). В большинстве случаев данная лексема употреблялась малообразованными людьми, живущими в сельской местности. В ≈0,3 % случаев она употреблялась для обозначения обязанности продолжения рода; ≈4,7 % случаев — случаи употребления данной лексемы для обозначения вредных привычек и отношения к материальным ценностям; ≈6,6 % случаев — выражение неадекватного поведения женщины; примерно 8,5 % — случаи, когда женщина либо проявляла независимость и властность (55 %), либо нет (45 %); примерно в 10,3 % случаев — авторы статей использовали данную лексему для того, чтобы передать манеры передвижения женщин; ≈12,3 % от всех примеров — выражения отношения к мужчинам; по ≈22 % случаев пришлись на примеры, в которых слово баба употребляется в контексте выполнения различного вида работ и описания речевого поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что для СМИ баба — прежде всего работник, а лишь потом представительница прекрасного пола, представляющего интерес для мужчин. Неравноправие мужчин и женщин, как оказалось, не является ключевым при описании поведения и характера бабы. Интересен тот факт, что, несмотря на политические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, единичны случаи употребления авторами статей лексемы «баба» в подобном контексте.

 

Литература:

 

1.         Алексеев А. Есть бабушки в русских селеньях [эл. ресурс]. // Труд-7. — 2004. — 21 мая. — URL: ruscorpora.ru.

2.         Анекдоты в номер [эл. ресурс].// Комсомольская правда. — 2007. — 25 декабря. — URL: ruscorpora.ru.

3.         Андреев Б. Россиянка породнилась с правителями Малайзии [эл. ресурс].. // Комсомольская правда. — 2006. — 15 марта. — URL: ruscorpora.ru.

4.         Аносов Е. А. Лингвистическая репрезентация константных/ динамических гендерных стереотипов в русской и англоязычной лингвокультурах: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.20 / Е. А. Аносов; Челябинский гос. ун-т. — Челябинск, 2013. — 174 с.

5.         Антонова И. Весомые знаменитости [эл. ресурс] // Труд-7. — 2008. — 04 апреля. — URL: ruscorpora.ru.

6.         Асламова Д. Бобыли змазневские [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2003. — 17 января. — URL: ruscorpora.ru.

7.         Асламова Д. Меж звездами и сточной канавой [эл. ресурс].. // Комсомольская правда. — 2001. — 22 июня. — URL: ruscorpora.ru.

8.         Бакушинская О. В потолке открылись люки, не пугайтесь — это брюки [эл. ресурс]. // Комсомольская правда. — 2003. — 15 августа. — URL: ruscorpora.ru.

9.         Бакушинская О. Третья мировая уже идет? [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2004. — 28 мая. — URL: ruscorpora.ru.

10.     Бакушинская О. Шутка с гексогеном [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2003. — 14 марта. — URL: ruscorpora.ru.

11.     Бландова M. Е. О современном положении русской женщины // Русские женщины в лабиринте равноправия / М. Е. Бландова. — М.: ЗАО «РИК Русанова», 1998. — С. 261–271.

12.     Бродзкий В. А «Тихие зори» не угасают уже 30 лет! [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002–04 апреля. — URL: kp.ru

13.     Букчина Я. На шпильках — но с монтировкой [эл. ресурс] // Труд-7. — 2008. — 03 августа. — URL: ruscorpora.ru.

14.     Бухарова Н. Пусть горькая, но правда [эл. ресурс] // Труд-7. — 2003. — 12 августа. — URL: ruscorpora.ru.

15.     Васильева Л., Селиванова А. / Слет лесбиянок сорвала непогода / Васильева Л., Селиванова А. // Комсомольская правда. — 2001. — 14 июня. — URL: ruscorpora.ru.

16.     Вандышева О. В ожидании звонка от президента Дмитрий Рогозин не ел три дня [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2004. — 06 июля. — URL: ruscorpora.ru.

17.     Варсегов Н. 14 человек погибли из-за разгильдяйства [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2005. — 12 декабря. — URL: ruscorpora.ru.

18.     Варсегов Н. Два кретина сбили с толку и сыщиков, и «Комсомолку» [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 20 августа. — URL: ruscorpora.ru.

19.     Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ — душу лепота берет!.. [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 19 мая. — URL: ruscorpora.ru.

20.     Варсегов Н. На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют… [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 10 января. — URL: ruscorpora.ru.

21.     Варсегов Н. Первая леди аграрного комплекса [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2003. — 14 июля. — URL: ruscorpora.ru.

22.     Варфоломеев П. И это тоже «мы»? // Труд-7. — 2005. — 06 апреля. — URL: ruscorpora.ru.

23.     «Ваших кур пора настала». Стартует всероссийская сельхозперепись [эл. ресурс] // РИА Новости. — 2006. — 01 июля. — URL: ruscorpora.ru.

24.     Вирабов И. Три свежих повода порадоваться жизни [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2004. — 05 марта. — URL: ruscorpora.ru.

25.     Голлай И. На южном Урале мамаша выбросила бочку из окна роддома [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2008. — 25 июля. — URL: ruscorpora.ru.

26.     Гром пушек не заглушал любовных стонов [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 05 октября. — URL: ruscorpora.ru.

27.     Губайдуллина Е. В Большом все говорят о «Похождениях повесы»… [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2003. — 03 марта. — URL: ruscorpora.ru.

28.     Дашиева С. Ц. Фразеологическая вербализация гендера: лингвокультурологический аспект: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.22 / С. Ц. Дашиева; Бурятский гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2011. — 172 с.

29.     Двухлетний малыш сутки бродил по лесной чащобе [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 24 сентября. — URL: kp.ru

30.     Денисова Л. Н. Судьба русской крестьянки в XX веке: брак, семья, быт / Л. Н. Денисова. — М.: «Памятники исторической мысли»; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — 408 с.

31.     Денисова Т. А. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.01 / Т. А. Денисова. — Тамбов [б.и.], 2006. — 22 с.

32.     Долгодворов В. В Морозове потеплело [эл. ресурс] // Труд-7. — 2005. — 28 апреля. — URL: ruscorpora.ru.

33.     Досимова М. С. Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина»: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.19 / М. С. Досимова; Астраханский гос. ун-т. — Астрахань, 2008. — 206 с.

34.     Дятлов А. Как натянуть изделие № 2 на лампочку 60 Вт? [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 31 марта. — URL: ruscorpora.ru.

35.     Ежедневник 'КП'- НН': 17 сентября // Комсомольская правда. — 2008. — 17 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

36.     Емельяненко В. Остров надежды [эл. ресурс] // Труд-7. — 2004. — 16 июля. — URL: ruscorpora.ru.

37.     Заозерская А. Александра Маринина: «Я мягкая, добрая, неконфликтная — баба бабой» // Труд-7. — 2010. — 25 февраля. — URL: ruscorpora.ru.

38.     Комкова О. В. Атрибутивная сочетаемость маскулинных и феменинных номинаций лица: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.01 / О. В. Комкова; Владимирский гос. гумм. ун-т. — Владимир, 2011. — 186 с.

39.     Концлагерь в океане [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 29 августа. — URL: ruscorpora.ru.

40.     Корец М. Президент Коля [эл. ресурс] // Труд-7. — 2000. — 10 июня. — URL: ruscorpora.ru.

41.     Корец М. Утопить деда мороза [эл. ресурс] // Труд-7. — 2008. — 31 декабря. — URL: ruscorpora.ru.

42.     Корлыханова Ю. У Орловой, Муравьевой, Дроздовой мечта одна — непьющий инженер! [эл. ресурс] // Корлыханова Ю. // Комсомольская правда. — 2002. — 11 октября. — URL: ruscorpora.ru.

43.     Короткая Т. («КП» — Челябинск»). «Жизнь, как коня, держи за узду.».. [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2003. — 28 июля. — URL: ruscorpora.ru.

44.     Лифанова И. В. Национальный характер и национальная история в творчестве Б. Можаева: автореф. дис. …канд. филол. наук.: 10.01.01 / И. В. Лифанова; Московский гос. пед. ун-т. — Москва, 1999. — 179 с.

45.     Лобанова З. На деревне нет культуры без бутылки «денатуры» [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 17 марта. — URL: ruscorpora.ru.

46.     Лобов Ю. [эл. ресурс] // Труд-7. — 2003. — 25 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

47.     Ломакина О. В. Фразеология народных драм Л. Н. Толстого: состав и особенности употребления: автореф. дис. …канд. филол. наук.: 10.02.01 / О. В. Ломакина; Тульский гос. ун-т. — Белгород, 2006. — 176 с.

48.     Маринин А. Угонщицы [эл. ресурс] // Труд-7. — 2006. — 18 мая. — URL: ruscorpora.ru.

49.     Махмутова А. Н. Оценочные существительные со значением женского пола в русском и английском языках: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.20 / А. Н. Махмутова; Казанский гос. ун-т. — Казань, 2002. — 287 с.

50.     Машкин С. Москва немытая [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 12 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

51.     Маянцева А. Москвичи издеваются над нянями своих детей [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 18 января. — URL: ruscorpora.ru.

52.     Мешков А. Как я стал неотразимым соблазнителем [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 03 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

53.     Мешков А. Кокарды сменили — и в путь [эл. ресурс] // Труд-7. — 2004. — 15 июля. — URL: ruscorpora.ru.

54.     Мешков А. Элис Купер забросал зрителей бриллиантами и убил младенца [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 22 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

55.     Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М.: Олма Медиа Групп, 2007 — URL: dic.academic.ru/dic.nsf/proverbs/29643/Я.

56.     На что корова? Была бы баба здорова! [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 26 января. — URL: ruscorpora.ru.

57.     Носова О., Хрусталева С., Фомина О., Гончарова Ю. и Левина Е. Бьёт — значит любит? [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 09 июля. — URL: ruscorpora.ru.

58.     Обезьянки го хоум! [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 30 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

59.     Он, она и автомобиль [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 04 октября. — URL: ruscorpora.ru.

60.     Павлов А. Ой вы, гуччи, широки-могучи! [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 01 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

61.     Павлючик Л. Дурь несусветная [эл. ресурс] // Труд-7. — 2007. — 19 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

62.     Панкратьева Е. Медленно танцуешь — ничего не мешает [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 11 мая. — URL: ruscorpora.ru.

63.     По материалам зарубежной прессы. Кошмарней страха только ужас [эл. ресурс] // Труд-7. — 2003. — 04 января. — URL: ruscorpora.ru.

64.     Проще воровства [эл. ресурс] // Труд-7. — 2008. — 06 августа. — URL: ruscorpora.ru.

65.     Прохорова О. Анфиса Чехова: «Таксисты делятся со мной подробностями своей сексуальной жизни» [эл. ресурс] // Труд-7. — 2009. — 15 апреля. — URL: ruscorpora.ru.

66.     Ремизова М. Пугачева снова выйдет замуж за Киркорова [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2006. — 08 февраля. — URL: ruscorpora.ru.

67.     Родкин А. Менты сейчас — не козлы [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2004. –01 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

68.     Руденко И. Удивительная судьба Маргариты Коненковой: Любила Эйнштейна и работала на НКВД [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2005. — 05 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

69.     Русские всех стран, соединяйтесь! [эл. ресурс] // РИА Новости. — 2006. — 19 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

70.     Рынска Б. Карпаччо, пеперони и прочие страсти [эл. ресурс] // Известия. — 2006. — 11 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

71.     Самарина В. С. Гендер во фразеологии: когнитивно-лингвокультурологический аспект: автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.19 / В. С. Самарина; Ставропольский гос. ун-т. — Ставрополь, 2010. — 199 с.

72.     Сапрыкина О., Бакушинская О. День рождения Пугачевой Филя встретил с другой [эл. ресурс. // Комсомольская правда. — 2003. — 16 апреля. — URL: ruscorpora.ru.

73.     Секрет счастья от Нины Дорошиной [эл. ресурс] // РИА Новости. — 2009. — 03 декабря. — URL: ruscorpora.ru.

74.     Сибирь [эл. ресурс].// Труд-7. — 2001. — 20 февраля. — URL: ruscorpora.ru.

75.     Скобелев К. В. Формирование менталитета сибирского крестьянства в эпоху капитализма (1861–1917 гг.): автореф. дис. …д-ра экон. наук: 07.00.02 / К. В. Скобелев; Омский гос. тех. ун-т. — Омск, 2002. — 335 с.

76.     Скойбеда У. Лучше быть бомжом в Москве, чем бедным в России? [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2006. — 02 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

77.     Скойбеда У. Мать-одиночка на три года заточила малыша в квартире [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2006. — 25 июня. — URL: ruscorpora.ru.

78.     Скойбеда У. Хроники рассерженной москвички: Хозяева жизни [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 09 июня. — URL: ruscorpora.ru.

79.     Снегирiв Ю. Как я попал в любовные сети интернета [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 08 декабря. — URL: ruscorpora.ru.

80.     Сотникова А. Поговори со мною, Катя… [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 17 октября. — URL: ruscorpora.ru.

81.     Танькова Я. «Дочке миллионеров не повезло с родителями» [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2006. — 16 октября. — URL: ruscorpora.ru.

82.     Трезвый образ жизни: учебное пособие, электронная версия: А. А. Почекета «Трезвая Украина» [эл. ресурс] / Н. А. Гринченко. — 2010–2013. — Режим доступа: http://www.grinchenko.tvereza.info/, свободный. — Загл. с экрана.

83.     Труд-7. — 2001. — 05 марта. — URL: ruscorpora.ru.

84.     Туманов Д. Дебаты вокруг БАТЭ [эл. ресурс] // Советский спорт. — 2008. — 21 октября. — URL: ruscorpora.ru.

85.     Туманов Д. Как я нес флаг сборной. Часть 2 [эл. ресурс] // Советский спорт. — 2008. — 03 июня. — URL: ruscorpora.ru.

86.     Турьялай С. Не родись красивой на кубани [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2001. — 05 сентября. — URL: ruscorpora.ru.

87.     Фокина Н. Окурок в красной помаде [эл. ресурс] // Труд-7. — 2001. — 17 мая. — URL: ruscorpora.ru.

88.     Фото из семейного архива. «Он вошел в свою смерть, как в роль.».. [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2006. — 09 октября. — URL: ruscorpora.ru.

89.     Хрусталева С. Василий Белов — журналистке «КП»: Когда третьего родишь, будешь настоящая русская баба [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2007. — 26 октября. — URL: ruscorpora.ru.

90.     Цалко Е. О. Гендерный аспект национальной идентичности русских: социологический анализ: автореф. дис… канд. филолог. наук: 22.00.04 / Е. О. Цалко; Ивановский гос. ун-т. — Иваново, 2011. — 165 с.

91.     Чехоева Т. С. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в русской лингвокультуре (на материале афористики): автореф. дис… канд. филолог. наук: 10.02.19 / Т. С. Чехоева; Северо-осетинский гос. ун-т. — Владикавказ, 2009. — 229 с.

92.     Что должен знать каждый таракан об оружии массового поражения [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2004. — 30 января. — URL: kp.ru

93.     Что общего у террористки Наджи и молодогвардейцев? Они — комиксы [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 16 октября. — URL: ruscorpora.ru.

94.     Шайдакова С. Певица Ирина Аллегрова: За рулем я не женщина! [эл. ресурс] // Комсомольская правда. — 2002. — 28 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

95.     Шушпанова Н. О своем полете в крыле самолета Андрей Щербаков: «Жалко, следователи курточку мою не отдали» [эл. ресурс] // Известия. — 2007. — 23 ноября. — URL: ruscorpora.ru.

96.     Юрий Поляков подземный художник [эл. ресурс] // Труд-7. — 2002. — 10 октября. — URL: ruscorpora.ru.

97.     Ямпольская Е. В цитадели у Михалкова [эл. ресурс] // Известия. — 2007. — 06 августа. — URL: ruscorpora.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle