Библиографическое описание:

Семчук Е. В., Найданова Г. И. Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным ценностям [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 102-105.

Ключевые слова:современная цивилизация, духовные ценности, нравственность

 

Значимость нравственного воспитания студентов особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей. Современный преподаватель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик студентов. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является «посредником», механизмом, передающим ей эти ценности.

Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности студента и преподавателя. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды — детского сада, школы, друзей, знакомых и т. д. Кроме того, «каждый человек обладает индивидуальной предрасположенностью к усвоению нравственной информации и переработке ее в индивидуальные мотивы поведения. Отсюда задача обучения не в том, чтобы «вложить» в сознание как можно больше нравственных ценностей, а в том, чтобы разбудить и активизировать врожденные способности к оценочному восприятию действительности» (И. С. Суханова). Таким образом, с одной стороны от преподавателя требуется стать образцом нравственности для студентов, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.

Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого (Б. Л. Вульфсон). Право на жизнь, на счастье, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в документах, где неоднократно подчеркивалось, что гуманистическое поколения — главная задача учебного заведения. В современном мире, где беспрерывно меняющеюся технологии, в самом широком смысле этого слова, глубоко пронизывают все сферы жизни, гуманистическое воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться в каждую новую историческую эпоху.

Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться студентам, следует считать:

-        гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

-        ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

-        долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

-        совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

-        чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

-        гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать студенту, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

-        культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

-        способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

-        чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Современное обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации системы образования. Она связана с получением необходимого для каждого культурного человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т. е. о нравственно-эстетических ценностях, оказывающих влияние на формирование личности студента в целом.

Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность студента). Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностно-гуманный подход.

Деловые игры на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.). Урок “Устройство на работу” проводится в виде деловой игры, что обеспечивает погружение в языковую среду и приближает к реальным жизненным условиям. Лексический и тематический материал урока соответствуют запросам современности, что требует определенной теоретической и практической подготовки по данной дисциплине. Одной из задач урока является сочетание страноведческой направленности темы с практическими реалиями настоящего дня. Например, написание резюме — одна из актуальных задач при устройстве на работу.

Наряду с необходимостью владения разговорным стилем иностранного языка, требуется владение фразами официального обращения, устойчивыми выражениями, клише и знание определенных грамматических образцов, что и проверяется в ходе деловой игры.

Из вышесказанного следует, проблема обучения иностранному языку студентов учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, связана сегодня с повышением требований к ним как к конкурентоспособным специалистам, профессионалам. Обществу, государству нужны специалисты с активной гражданской позицией, широким кругозором, умеющие адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные условия, социально мобильные, способные к самостоятельному решению производственных (профессиональных) задач.

Один из новых подходов и технологий во взаимодействии преподавателя и студента — проектная деятельность на уроках иностранного языка. Данная деятельность является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.

В проектном исследовании преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию студентов.

Все участники проектов — и преподаватель, и студент — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.

Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш колледж». Среди возможных видов проектной работы по теме «колледж» можно выделить следующие:

-        подготовка и организация экскурсии по колледжу;

-        проведение интервью и сообщение его результатов;

-        сочинение (индивидуальное);

-        оформление плаката или стенгазеты;

-        изготовление буклета для абитуриентов;

-        разработка викторины;

-        написание статьи для журнала;

-        дизайн карты с обозначением аудиторий;

-        создание рекламы

-        подготовка доклада об актуальных проблемах города.

Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Преподаватель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь студентам выбрать форму презентации. Такие уроки способствуют достижению самых разнообразных целей методического, педагогического и психологического характера:

-        осуществляется контроль знаний и умений студентов по определенной теме;

-        обеспечивается деловая, психологически комфортная атмосфера, серьезное отношение студентов к уроку;

-        предусматривается минимальное участие в процессе урока преподавателя.

Таким образом, иностранный язык как предмет может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям.

 

Литература:

 

1.      Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001. C. 55–60.

2.      Агапов, В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А. С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М., 2001. — C. 31–35.

3.      Арапова, Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Москва, 2009.

4.      Архипова Ю. В. Особенности визуальной репрезентации учебного материала по иностранном языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы современного международного публичного права: Межвуз. научно — прак.конф. Семинар «Преподавание иностранных языков и обучение переводу в контексте высшего профессионального образования»: Матер. выступл. — М.: Изл — во РУДН, 2003. — С.97–98.

5.      Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика — 2006. -№ 10 — с 36–42.

6.      Кузовлев В. П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 — Просвещение,74с.

7.      Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2

8.      Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам./ И.Я. в школе. — 2000. — № 3 с.38–43

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle