Библиографическое описание:

Григорьева Н. Ю. Приёмы создания художественного образа в поликодовых текстах политической коммуникации (на примере антропоморфизма) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 120-123.

Статья посвящена особенностям функционирования антропоморфных форм в поликодовых текстах массовой коммуникации политической направленности. Рассматриваются условия взаимодействия вербальных и невербальных антропоморфизмов на примере англоязычного политического комикса.

Ключевые слова:троп, антропоморфизм, олицетворение, политическая коммуникация, вербальная составляющая, невербальная составляющая, лингвовизуальный комплекс, комикс.

 

В настоящее время в средствах массовой коммуникации наблюдается устойчивая тенденция к передаче информации в виде текстов, семиотическая система которых представлена сочетанием знаков разной природы — вербальных и невербальных. Такие тексты в разной терминологии определяются как: креолизованные (Е. А. Анисимова, М. Б. Ворошилова), видеовербальные (Е. А. Артёмова), полимодальные (Е. Д. Некрасова). В нашем исследовании мы используем термин «поликодовый текст». По определению А. Г. Сонина, поликодовым считается «текст, построенный на соединении в едином графическом пространстве семиотически гетерогенных составляющих — вербального текста в устной или письменной форме, изображения, а также знаков иной природы» [5, с.118].

Поликодовый текст принципиально не отличается от монокодового вербального текста, «ему присущи те же характеристики, т. е. текстовые категории, такие, как информативность, модальность, адресованность, целостность, связность, членимость, автосемантия и т. д». [1, с. 50]. Однако между текстами с разным семиотическим содержанием существуют значительные структурные различия. В лингвистике термин структура «характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения, структуру текста) а также лексическую, морфологическую и синтаксическую структуру языка на всех его уровнях» [3, с.286]. Текст функционирует как целое, части которого, взаимодействуя, приобретают специфические характеристики.

Структура текста на этапе его порождения определяется автором индивидуально в зависимости от коммуникативного намерения. В свою очередь коммуникативное намерение задано сферой коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации [4, с.96]. В качестве материала для нашего исследования были отобраны поликодовые тексты политической коммуникации — англоязычные политические комиксы.

Современные научные работы в области текстообразования (А. В. Буйко, Е. Н. Кисловская, А. В. Свешников и др.) содержат данные о том, что в зависимости от сферы коммуникации различные элементы структуры текста могут подвергаться специфическим трансформациям. Преобразование элементов структуры текста обусловлено также и его семиотическим содержанием (К. А. Габдрашитова, Ю. М. Лотман, Н. О. Осипова и др.) В соответствии с данными положениями мы считаем, что такие элементы структуры текста как приёмы создания художественного образа также варьируются и приобретают специфические характеристики в поликодовых текстах политической коммуникации (комиксах).

Одной из разновидностей приёмов создания художественного образа персонажа комикса являются тропы — обороты речи, состоящие в употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле. Олицетворение (антропоморфизм) представляет собой троп, в основе которого лежит перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, а в отдельных случаях — уподобление человеку, наделение человеческими психическими и свойствами и внешностью животных и мифических существ (бог, дьявол, ангелы, инопланетяне и т. п.).

Поликодовая структура комикса, в отличие от структуры монокодового текста, позволяет его автору реализовать приём олицетворения одновременно на двух уровнях — вербальном и невербальном (изобразительном), создать лингвовизуальный комплекс, компоненты которого взаимодополняют друг-друга и образуют единое смысловое целое. Так, например, в комиксе на рис.1 изображение говорящей руки сопровождается словами: «Invisible hand of free market» — «Невидимая рука свободного рынка». На рис.2 изображение самолёта также имеет человеческую внешность и обладает способностью говорить. При этом другой персонаж того же комикса — президент США Обама ласково называет его «dronеy» (производное слово от «drone» — «беспилотник»), спрашивает его мнение, отдаёт ему приказ.

Описание: Humor " Center for the Advancement of the Steady State Economy

Рис.1

 

Описание: Can Talking Drones Trust Obama? The Nation

Рис.2

 

В невербальной составляющей данных комиксов присутствует «неполное» олицетворение: наряду с антропоморфными изображениями присутствуют и реальные изображения людей. Примером «полного» олицетворения невербальной составляющей является комикс на рис.3, в котором все персонажи являются мифическими существами (инопланетянами), наделенными антропоморфными чертами.

Описание: Not Your Father's America: July 2005 Archives

Рис. 3

 

Во всех приведённых примерах олицетворение присутствует как на вербальном, так и на невербальном уровне. По нашему мнению, такая «двойная реализация» данного приёма создания художественного образа способствует усилению следующих факторов:

1)                 речевого воздействия комикса, так как «составляющая его вербального ряда, дополненная графическими средствами, обладает повышенной иллокутивной силой» [2, с.120],

2)                 манипулятивного воздействия комикса. По мнению современных исследователей, манипулятивность является неотъемлемым признаком политического текста (С. Г. Кара-Мурза, В. А. Марьянчик, Е. А. Симанова, А. П. Чудинов и др.). В комиксе использование вербальных манипулятивных способов воздействия дополняется изобразительными средствами,

3)                 эмоционального воздействия комикса. Комикс обеспечивает реализацию эмоциональной составляющей политической коммуникации за счёт использования разного рода эмотивов, в том числе и антропоморфных. Так, в приведённых выше рисунках самолёт «улыбается», рука «хмурится» и «кричит», неодушевлённые персонажи используют в своих репликах междометия, выражающие радость или возмущение.

Все перечисленные факторы способствуют реализации основной функции коммуникации в политической сфере — построению в сознании индивида определённой политической картины мира.

 

Литература:

 

1.              Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л. С. Большакова// Вестник Новгородского государственного университета. — Нижний Новгород, 2008. — № 49. — С.48–51

2.              Григорьева Н. Ю. Инструменты речевого воздействия в политическом комиксе/ Н. Ю. Григорьева. — Слово, высказывание, текст в когнитивном. прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников 5-й Международной науч.конф. (Челябинск, 26–27 апреля 2010 г.). Т.2/ редколл. д.филол.н., проф. Е. В. Азначеева и др. -.Челябинск: Энциклопедия, 2010. — С. 118–121

3.              Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. — Москва: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

4.              Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 224 с.

5.              Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. — М., 2005. — № 6. — С. 115–123.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle