Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 9478 раз

Библиографическое описание:

Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ (дата обращения: 20.04.2024).

Недоверие аудитории в последнее время направлено на журналистскую профессию. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью современного социума. Общественность обвиняет журналистов в предвзятом отношении при публикации материалов, о привязанности к той или иной политической партии, о коммерческой направленности публикационных материалов и т. д. Это все говорит о нарушениях профессионального кодекса чести представителей журналисткой профессии. Рассмотрим сущность журналистской этики и ее основные каноны.

Этика, как философское понятие, является наукой, которая рассматривает основные принципы морали в современном социуме [3, с. 237]. Относительно журналистской профессии, этика определяется стандартами журналистского профессионального поведения. Журналистская этика направлена на соединение нравственных принципов и ценностей со свободой выбора в публикационной деятельности. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Из этого можно сделать вывод, что существует два понятия, относящиеся к этике в данной профессии: журналистская этика, которая направлена на выявление этических проблем при отборе материалов для публикаций, и этика в журналистике, которая направлена на выполнение требований декларации принципов профессионального поведения журналистов.

Журналистская этика направляет современных журналистов на принятие решений в нестандартных ситуациях, когда стоит выбор между увлекательностью материала и этической составляющей. Журналисты в публикационной деятельности должны ориентироваться на принципы этического кодекса. В то же время, журналистская этика дает индивидуальную свободу публицистам при написании журналистского произведения. Современный журналист сам выбирает манеру своего поведения: этичную или неэтичную. Следует определить составляющие этичной модели поведения представителей журналистской профессии.

Одним из важнейших принципов журналистской этики является правдивость преподносимой информации. Зачастую сотрудники редакций ради получения сенсации, увеличения рейтингов издания, повышения читательского интереса публикуют откровенную ложь и клевету [2, с. 27]. Так же журналист несет ответственность за способ получения информации. Журналистская этика предписывает получение информации честным путем, не злоупотребляя доверием источника информации [6, с. 2]. Исследователь Д. С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1, с. 240].

Журналист должен доносить до общественности только ту информацию, источник которой проверен и известен ему. Получение информации должно быть законным. При получении конфиденциальным путем информации, журналист обязан сохранять анонимность источника.

При использовании в написании журналистского произведения материалов скрытых видео- и аудиозаписей, журналист обязан проверять законность получения этой информации. Подобные материалы журналист вправе использовать в своих публикационных произведениях только в случаях, если: записи не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [2, с. 70].

Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Журналисты не имеют права пренебрежительно относиться к взглядам общественности на расу, цвет кожи, национальность, социальный статус и прочее; употреблять оскорбительные выражения в адрес общественности; наносить моральный вред социуму словом; публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации [4, с. 205].

В журналистской этике существует понятие конфиденциальности. Журналистская этика предполагает неразглашение тайны источника информации, если такое условие поставлено. При проведении журналистских расследований редакция не имеет права публиковать сведения о лицах, не достигших совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей [2, с. 70].

Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации добытых сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.

Таким образом, принципы поведения направлены на регламентирование нравственных и безнравственных поступков представителей журналистской профессии. Журналистам недопустимо публиковать информацию, в которых преследуется личная заинтересованность или открытая поддержка тех или иных политических взглядов. Журналист должен быть объективен в своих рассуждениях.

Принципы журналисткой этики должны реализовываться в следующих взаимоотношениях.

Во-первых, взаимоотношения с аудиторией. Журналист обязан ориентироваться на ценности, сферу интересов, взгляды общественности при создании журналистского произведения.

Во-вторых, взаимоотношения с источниками информации. В данном вопросе журналист взаимодействует в двух направлениях: открыто и скрыто. Если источник информации общедоступен и не имеет ничего против открытой публикации, то это открытая форма работы с источником информации. Так же при открытой форме работы с источником информации журналист обязан очерчивать круг проблем, о которых собирается писать. Скрытая работа с источником информации — это наблюдение за источником информации. Но здесь следует соблюдать права и законные интересы тех, за кем наблюдают. Источники информации в журналистской деятельности бывают индивидуальными, коллективными и документальными. Индивидуальным источником информации выступает любой член общества, имеющий ту или иную информацию, интересную общественности. К коллективному источнику информации можно отнести участников круглых столов, совещаний, конференций, деловых встреч и прочее. Данный источник информации ценен тем, что журналист на подобных встречах имеет возможность выслушать различные точки зрения на интересующую информацию. Документальный вид источника информации является самым надежным и проверенным. Документ является зафиксированными знаниями и доказательствами. Для использования документального источника информации, журналисту следует получить разрешение от автора или владельца документа [2, с. 38].

В-третьих, объект публикации. Представители журналистской профессии не имеют право выбирать в качестве персонажа своей публикации близких людей. В данном случае будет нарушен принцип объективности журналистского произведения. В редких случаях допускается публикация о близких и родных людях с разрешения редакционного совета и при наличии веских доводов в пользу публикации.

Объектом публикации должен быть реальный человек (за исключением художественно-публицистических жанров). При описании фактов следует руководствоваться принципом «не навреди».

В-четвертых, взаимоотношения журналиста с авторами. В прессе нередко присутствуют рубрики «Письмо в редакцию». При подобных взаимоотношениях следует согласовывать с авторами все изменения в их письмах для публикации. В «письмах в редакцию» по возможности должна оставаться стилистическая окраска и манера письма автора. Не следует переписывать за автора материал к публикации.

В-пятых, взаимоотношения с редакционным коллективом. Основополагающим принципом в подобных взаимоотношениях является сохранение профессиональных тайн. Культурой таких взаимоотношений выступает правило: журналист не имеет права печататься в других средствах массовой информации без согласования с редакционным коллективом.

В-шестых, взаимоотношения с коллегами. Главенствующим принципом здесь является соблюдение иерархии в трудовом коллективе. Корпоративная этика подразумевает ответственность журналиста перед коллективом за свои правомерные/неправомерные действия в получении информации. Журналист должен ощущать себя частью коллектива.

Таким образом, журналистская деятельность должна основываться на принципах в шести типах взаимоотношений. При соблюдении канонов журналистской этики профессия журналиста перестанет восприниматься социумом как профессия «проныр» и «желтухи».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. Взаимоотношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского творчества связаны с действиями журналиста в социуме. Взаимоотношения с коллегами, редакцией связаны с профессиональной деятельностью и служебной этикой журналиста [2, с. 30].

Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами. Нередко между ними обыватели не проводят четкие грани. Тем не менее правовые нормы регламентируются органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ [5, с. 209]. Таким образом, можно говорить, что правовые нормы являются внешними, а этические — внутренними.

Тем не менее, несомненное сходство в двух понятиях — этика и право — это наказание за нарушения канонов. С правовой стороны — это наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Со стороны этики — это наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности.

Свобода массовой информации не должна подвергаться злоупотреблению. Разглашение тайны, сведений государственного значения, экстремистской направленности, пропаганде насилия, жестокости, порнографии не должны присутствовать в журналистских материалах.

 

Литература:

 

1.                  Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2.                  Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. — СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3.                  Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997.

4.                  Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011.

5.                  Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ.вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

6.                  Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. 6 мая 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): журналистская этика, источник информации, журналист, журналистская профессия, взаимоотношение, журналистское произведение, получение информации, журналистская деятельность, журналистское творчество, массовая информация.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2]...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего...

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо...

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

...журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал...

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ...

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2]...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего...

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо...

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

...журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование...

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал...

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ...

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.