Библиографическое описание:

Нефедова Д. С. Инновационный контент печатных масс-медиа как инструмент построения инновационной культуры современного российского общества [Текст] // Современная филология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 102-104.

В статье описаны социальные изменения, связанные с инновационным курсом политики государства, рассматривается роль масс-медиа как социального института в формировании инновационной культуры общества.

 

This article describes social changes connecting with state innovative political course, the role of mass-media as a social institute in forming innovative culture of society.

 

Современное развитие российского общества связано, в первую очередь, с инновациями. В 2009 году Правительством Российской Федерации были определены направления инновационного развития российской экономики. Среди них приоритетными были обозначены следующие научные разработки: энергосбережение, ядерные, медицинские, космические и информационные технологии.

В 2011 году была разработана Стратегия инновационного развития России до 2020 года.

Однако формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с некоторыми системными проблемами. Например:

-        наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности;

-        отсутствие развитой нормативной правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки;

-        отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

-        ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т. ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров;

-        низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта [4].

Действительно, значительную роль в создании благоприятного инновационного климата, а значит, и мотивации к инновационной деятельности, играют средства массовой информации. Успех прогрессивных преобразований, а также качество и характер освещения научно-исследовательской деятельности, формирование в общественном сознании престижного статуса науки зависят от информационной политики масс-медиа. Построение инновационного общества в России возможно лишь при активном участии масс-медиа.

Роль средств массовой информации в популяризации инновационной деятельности и технологического предпринимательства невозможно переоценить. Без профессиональной журналистики практически невозможно донести до общества необходимые сигналы от государства, сообщить основные направления развития российской экономики, ее модернизации и перевода на инновационный путь развития, обеспечить общественную поддержку всем инновационным процессам и, самое главное, наладить эффективную «обратную связь».

В теории журналистики выделяют следующие основные функции масс-медиа:

-        коммуникативная функция, которая заключается в установлении между масс-медиа и аудиторией контакта, в котором производитель информационного продукта и его потребитель являются равноправными субъектами и носителями информации, занимающими определённую позицию;

-        информационная функция, которая предполагает реализацию масс-медиа права потребителя на интересующую его информацию, представленную в виде объективных и достоверных знаний;

-        идеологическая функция, сущность которой состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности аудитории путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения;

-        культуроформирующая функция заключается в том, чтобы журналистика участвовала в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, знаний и достижений науки, способствовала всестороннему развитию человека, делая его активным участником процессов, происходящих в жизни общества.

Печатные масс-медиа реализуют культуроформирующую функцию посредством специальных публикаций в массовой прессе, выпуском целого спектра концептуальных научно-популярных изданий. Рейтинги этих изданий очень высоки и эта тенденция носит мировой характер. Журналисты и общественные деятели выделяют особую роль печатного слова в воспитании интереса молодежи к самореализации в научном творчестве [1].

Печатные масс-медиа призваны способствовать просвещению общества и вооружать людей адекватным пониманием происходящего. И в данном аспекте важна степень участия масс-медиа. В США и Англии примерно три четверти всех выступлений масс-медиа по проблемам науки приходятся на долю медицины, биоэтики и биотехнологий. Затем следуют науки о поведении, космонавтика и инженерия и только потом идут политические науки и экономика [2].

В России ярким примером конструктивного участия прессы в создании привлекательного имиджа науки и инновационной деятельности является инициатива журнала «Эксперт», который организует Конкурс русских инноваций с 2001 года. В то время отмечался бурный рост российской экономики, приходящей в себя после кризисного 1998 года. Специалистам было очевидно, что этот благоприятный период носит временный характер и не сможет продолжаться долго. В этих условиях для получения долгосрочного конкурентного преимущества отечественные компании должны были искать возможности создания собственных оригинальных продуктов, технологий их производства и систем управления всем этим — то есть, заниматься инновациями в самых разных формах.

Логичным выглядело предположение, что в поисках инновационных решений отечественные предприниматели обратятся, прежде всего, к разработкам российских ученых и изобретателей. Имеющийся в России интеллектуальный потенциал, созданный предыдущими поколениями, высоко оценивается во всем мире. Именно этот потенциал воплотился в конкретных инновационных проектах, востребованных экономикой.

Вместе с тем успешной практической реализации теоретических исследований развития российской инноватики мешали два обстоятельства.

Во-первых, немногие отечественные предприниматели были готовы заниматься долгосрочным планированием своего развития и в связи с этим четко осознавали безальтернативность инновационного пути развития.

Вторым обстоятельством являлось неумение отечественных разработчиков новых технологий представить их потенциальным инвесторам и партнерам. Имевшиеся проекты зачастую представляют собой интеллектуальный полуфабрикат, требующий значительных усилий по доведению до того состояния, когда их сможет воспринять потенциальный потребитель. В результате последний либо ничего не знал о таких проектах, либо не воспринимал их в качестве интересного и выгодного предложения [3].

В этих условиях редакция журнала «Эксперт» увидела свою миссию в том, чтобы помочь обеим сторонам — инноваторам и предпринимателям — увидеть друг друга и показать перспективы инновационного развития страны. Будучи ведущим деловым журналом России, «Эксперт» имел дело с читателями из числа предпринимателей. Тем не менее, по опросам аудитории, тема развития науки и техники, разработки и применения новых технологий всегда вызывала у отечественного бизнеса большой интерес, ведь большинство из них имеют серьезное инженерно-техническое образование, а многие получили опыт исследовательской работы в советских НИИ и НПО. Было очевидно, что, если инновационный проект будет представлен на страницах «Эксперта» в форме профессионального журналистского материала, он не только вызовет читательский интерес, но и даст колоссальный толчок для развития самого проекта. Оставалось создать соответствующую форму для поиска и оценки инновационных проектов.

В итоге выбор пал на такую форму, как открытый конкурс. «Эксперт» был не одинок в таком начинании. Именно в тот период (2000–2002 г.г.) появилось сразу несколько инициатив по проведению конкурсов инновационных проектов. Чуть раньше — осенью 2000 года — стартовали Венчурные ярмарки, организуемые Российской ассоциацией венчурного инвестирования. Несколько позже — в 2002 году — начался конкурс СТАРТ, проводимый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В этом же ряду стоит и конкурс мегапроектов Министерства промышленности и науки, проведенный также в 2002 году.

В 2010 году ОАО «Российская венчурная компания» открыла Всероссийский конкурс для представителей масс-медиа «Инновации в России глазами журналистов», который призван поощрять и стимулировать деятельность журналистов и масс-медиа, занимающихся освещением инновационных процессов и венчурного инвестирования в России.

Журналистика — важный инструмент создания полноценного инновационного общества и воспитания нового поколения молодых инноваторов, а также поддержки уже добившихся успеха специалистов. Конкурс «Инновации в России глазами журналистов» призван создать новое сообщество квалифицированных журналистов, освещающих данную тему, оценить состояние журналистики на текущий день во всех регионах страны и начать процесс активной популяризации темы инноваций и венчурного инвестирования среди целевых аудиторий.

Одной из главных задач конкурса является привлечение внимания широких слоев общества к вопросам инновационного развития страны и создание качественно новой аудитории. Общество, выбравшее инновационный путь развития, не может успешно развиваться без освоения достижений науки, создания новых технологий и развития на их основе успешных инновационных бизнес-проектов практически в любой сфере деятельности. Сегодня только с помощью инновационно-технологического предпринимательства можно решить насущные проблемы человечества — продление жизни, обеспечение ее безопасности, сохранение окружающей среды, создание альтернативной энергетики, освоение космоса и многие другие. И, разумеется, обеспечить России одно из ведущих мест в мировом разделении труда.

За последние несколько лет круглые столы, конференции, форумы и другие подобные мероприятия были посвящены теме развития и популяризации инноваций. Основные выводы экспертов касаются сложных задач, которые должны решать современные средства массовой информации. Среди них задача изменения отношения общества к инновациям, а также стимулирования спроса на новые разработки.

Пресса стремится к тому, чтобы кардинально изменить имидж тех, кто занимается наукой и инновациями. Однако важно понимать, что общественная потребность в пропаганде научного знания невозможна при разрозненных усилиях отдельных организаций и компаний. Она должна стать результирующей совместных усилий и взаимодействия государства, науки, средств массовой коммуникации и всего общества в целом.

Для этого представляются необходимым следующие мероприятия:

-        подготовка журналистских кадров для работы с научной информацией и научным сообществом со стороны государства;

-        изменение отношения к прессе, обеспечение масс-медиа оперативной и качественной информацией со стороны участников научно-инновационных процессов.

Необходимо создавать условия для полноценной работы журналистов на публичных мероприятиях, проводимых научными организациями, инновационными компаниями и выставочными центрами.

 

Литература:

 

1.      Аполлонова Л. П. Журналистика как социальный институт. Ростов-на-Дону, 2008. — 57 с.

2.      Комарова Ж. Роль СМИ в инноватике [Электрон. ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: http://iee.org.ua/files/alushta/78-komarova-rol_smi_v_innov.pdf, свободный — Загл. с экрана. — Яз. рус.

3.      Конкурс русских инноваций: история конкурса [Электрон. ресурс]. — М. — Режим доступа: http://www.inno.ru/about/history/, свободный — Загл. с экрана. — Яз.рус.

  1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2006. — 125 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle