Библиографическое описание:

Медведев С. А. Интернет-рецензия в аспекте эволюции жанра рецензии [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 77-79.

 

Пространство интернет-коммуникации (далее — ИК) создает целый ряд особенностей функционирования текстов в Глобальной Сети. Прежде всего изменению здесь подвергается язык общения, приобретающий черты синтеза письменной и устной речи, что обусловлено спецификой данной среды. Кроме того, здесь трансформируется и традиционная система жанров, причем исследователи говорят как о формировании абсолютно новых жанровых форм (запись в блоге, статусное сообщение и проч.), так и о создании аналогов традиционных жанров с учетом их функционирования в Интернете.

В качестве последних можно представить, например, жанр интернет-миниатюры или же интернет-рецензии. В рамках данной работы мы рассмотрим особенности интернет-рецензии на примере повести Юлии Нифонтовой «Шиза», представленной на сайте proza.ru.

Исследуя литературную рецензию в рамках современных тенденций развития культуры, А. Г. Башкатова отмечает, что «рецензенты выносят оценку, прежде всего, самому произведению, его форме, стилю, сюжету, затем идейному содержанию произведения и ценностным установкам автора» [1, с.21].

Таким образом, для рецензии на сегодняшний день характерен больший, чем ранее, акцент на вынесение оценки, а также выражение реакции аудитории на то или иное художественное явление. Вследствие того, что фактически каждое из ответных сообщений является выражением реакции на опубликованное произведение, в поле понятия интернет-рецензии попадают все ответные сообщения на тот или иной текст, представленный в пространстве интернет-коммуникации.

Каждый из публикуемых в свободном доступе электронных документов, в том числе и художественных текстов, потенциально попадает под оценку большого числа людей, каждый из которых может оставить к представленному материалу ответное сообщение. Однако, «несмотря на то, что количество площадок для литературно-критического высказывания существенно возросло, о достаточной развитости литературной «инфраструктуры» и об адекватности современной литературной рецензии эстетическим, этическим, аксиологическим и иным запросам аудитории говорить не приходится» [1, с.9].

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что многогранность понятия интернет-рецензии обусловлена в том числе различным характером ответных сообщений на представленный художественный текст.

Под интернет-рецензией мы понимаем сообщение критического характера на представленный художественный текст или его фрагмент. Одна из основных особенностей интернет-рецензий состоит в том, что для написания ее пользователь не обязательно должен обладать набором литературных навыков. Как известно, в рамках ИК практически каждый пользователь может оставить свой отзыв (комментарий, оценочное сообщение, реплику) на сообщение или высказывание другого пользователя.

Автором интернет-рецензии может стать обычный читатель, не обладающий набором специальных навыков. Участнику коммуникации в данном случае необходимо только «зайти» на сайт под своим логином, чем фактически и ограничивается доступность опубликованного текста для выражения читательской оценки.

Написать традиционную рецензию может далеко не каждый. Как отмечали исследователи (Н. Н. Мошникова, О. А. Сальникова, Т. И. Синдеева, 3.С. Смелкова, А. А. Тертычный и проч.), рецензия в традиционном смысле должна содержать в себе информацию о литературном произведении, его анализ и оценку. Стать ее автором может квалифицированный специалист, получивший необходимое образование и обладающий набором необходимых знаний, умений и навыков (анализ материала, понимание ценности произведения, умение находить литературные отсылки, грамотное построение речи и т. д.) [Подробнее см.: 2].

Необходимо также отметить, что издания, публикующие рецензии (как литературные, так и публицистические) в большинстве своем следят за соблюдением качественной составляющей будущих рецензий, что характерно для большей части материалов средств массовой информации. Естественно, для написания рецензии в рамках Интернета соблюдение приведенных выше требований совсем необязательно, а качественная фильтрация контента зачастую сводится только к удалению сообщений с бранной лексикой, откровенной рекламой и оскорблениями других пользователей.

Для описания следующей отличительной черты интернет-рецензии обратимся к особенностям публикации текстов в коммуникативном пространстве Глобальной Сети. Здесь большое значение начинает играть «тезис о малом тексте», объем которого не превышает «один экран» и «не требует вертикального скроллинга (прокрутки)» [4], что значительно облегчает восприятие материала. Кроме того, многие сайты имеют ограничение максимального объема публикуемых текстов, а читателю гораздо удобнее осуществлять чтение по частям. Вследствие обозначенных выше особенностей восприятия текста в рамках интернет-коммуникации, большие литературные произведения (например, романы или повести) зачастую публикуются постепенно, по частям или главам.

Исходя из всего этого, озвучим следующую особенность интернет-рецензии: при анализе больших литературных форм рецензия может быть написана на какой-либо определенных фрагмент произведения. Примечательно, что при публикации произведения по главам большой распространение получила обобщающая рецензия на все произведение после последней из его частей. Например:

Рецензия на «Глава 20. Секрет Геллы» (Юлия Нифонтова)

Увлеченно прочитала Вашу повесть, Юля. Мне очень понравилось и то, о чем Вы написали и то, как. Ценю юмор в различных его проявлениях, поэтому было особенно приятно читать. Серьезно анализировать Вашу повесть не получится (я скорее поэт, чем прозаик, да и то громко сказано), тем более это отлично получилось у предыдущего рецензента. С интересом приступаю к продолжению! Конечно, если возникнут замечания, предложения — напишу Вам.

Успехов Вам в жизни и творчестве, дорогая Юля!

С теплом и уважением, Лина

Милая-милая Линочка!!! Спасибо Вам огромное от всей души!!!:))))

Как радостно находить понимание...

Обнимаю, Юля.

Как видно из приведенного примера, в рамках интернет-коммуникации (конкретно на сайте Проза.ру в том числе) автор опубликованного произведения может непосредственно вступить в диалог с читателем посредством текста ответного сообщения, в чем и состоит еще одна особенность интернет-рецензии. Примечательно, что в тексте интернет-рецензии читатель может высказать рекомендации автору произведения, что может привести к последующему изменению изначального текста под влиянием рецензии. Так, например, читатель может указать автору на некоторые недочеты или порекомендовать употребление другой словоформы:

ШЕРОХОВАТОСТИ, чтобы облегчить вам поиск.

Серый проявил себя по-стахановски упорно и… (может быть «упорным»?)

Татьяна Смородина

Подобные советы и рекомендации читателей могут, как уже говорилось, повлечь за собой изменение изначального текста. Примечательно, что подобная «редактура» со стороны читателей зачастую и является одной из целей публикации автором текста в данном коммуникативном пространстве.

Многие из писателей используют Интернет в качестве редакционной площадки для своих произведений. Благодаря возможности оперативного получения отклика читателей на тот или иной текст, автор может с гораздо меньшим риском испытать воздействие на публику того или иного художественного приема, оценить, насколько удачен определенный сюжетный поворот и так далее.

Еще одну особенность интернет-рецензии можно сформулировать следующим образом: под воздействием интернет-рецензии изначальный текст может претерпеть значительные изменения, в особенности, если автор опубликованного текста намерен в дальнейшем представить его массовому читателю еще и на традиционном бумажном носителе. В результате ответные сообщения на опубликованный в рамках интернет-коммуникации художественный текст оказывают значительное влияние не только на формирование литературы в Интернете («сетературы» в широком смысле), но и литературы вообще.

Значимость Интернета и в особенности читательских отзывов (=интернет-рецензий) для развития литературы была отмечена в послесловии к роману Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Автор сообщает, что изначально главы романа публиковались исключительно на одноименном сайте в сопровождении с музыкальными файлами, которые рекомендовалось слушать при прочтении тех или иных фрагментов текста. Каждый из читателей мог высказать свое мнение относительно художественных качеств текста, после чего автор (в данном случае — Д.Глуховский) мог вносить определенные правки в произведение перед его публикацией в виде книги. На данный момент «Метро 2033» является международным литературным проектом, а Интернет и интернет-рецензии продолжают играть для него значимую роль.

Озвучим следующую особенность интернет-рецензии. В отличие от традиционной рецензии, рецензия в Интернете может быть максимально редуцированной. Так как свидетельством наличия читательского отзыва на определенный художественный текст является уже сам факт написания ответного сообщения, интернет-рецензия может состоять даже из одного слова («Хорошо!», «Гениально», «Слабо» и т. п.) или даже из одного знака (в рамках социальных сетей их роль играют отметки «Мне нравится», «Like» и проч.). Как следствие, интернет-рецензия может и вовсе не иметь следов литературности, от чего она, впрочем, не перестает быть рецензией в рамках нашей концепции:

Рецензия на «Шиза. История одной клички» (Юлия Нифонтова)

РЕСПЕКТ ОТ ОСНОВАТЕЛЯ ШИЗОРЕАЛИЗМА!

Эл Тузовский

РЕСПЕКТ ОСНОВАТЕЛЮ!!!:))))

Юлия Нифонтова

Нельзя не отметить тот факт, что в рамках интернет-коммуникации могут создаваться рецензии, сопоставимые по своим «качествам» с традиционными литературными рецензиями. Здесь также представлен и детальный анализ изобразительных средств, и рассмотрение художественных достоинств и недостатков текста и многое другое. Однако многие из подобных рецензий все же испытывают на себе влияние коммуникативного пространства, в результате чего здесь наблюдается, например, непосредственность общения, употребление нестандартной пунктуации и сокращений.

Интернет-рецензии могут оказывать существенное влияние на оцениваемый текст. Помимо того, что изначальный текст может быть изменен под влиянием рецензий, автор имеет возможность непосредственно наблюдать реакцию читателей на свое произведение. Подобное явление мы рассмотрели на примере Юлии Нифонтовой, которая свои значимые произведения помимо непосредственной печати на бумажных носителях публикует и в рамках Интернета. В целом пространство интернет-коммуникации оказывает существенное влияние на формирование сетературы (литературы в Интернете) и ее отличительных особенностей, одной из которых и является взаимодействие с интернет-рецензией.

 

Литература:

 

1.                  Башкатова А. Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры: автореф. на соиск. степени канд. филол. наук: 10.01.10 / Башкатова А. Г.; МГГУ. — М.: 2013.

2.                  Зинова Е. А. Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: спец. 13.00.02 / Е. А. Зинова; Московский педагогический государственный университет. — М., 2012. — 21 с.

3.                  Плотникова А. А. Объем текста лирической интернет-миниатюры как ключевой признак жанра // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obem-teksta-liricheskoy-internet-miniatyury-kak-klyuchevoy-priznak-zhanra (дата обращения: 28.06.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle