«К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15): к вопросу о публикациях архиепископа Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) «в защиту мира» в «Журнале Московской Патриархии» конца 1940-х — начала 1950-х гг. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 08.06.2014

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Забавникова, Е. С. «К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15): к вопросу о публикациях архиепископа Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) «в защиту мира» в «Журнале Московской Патриархии» конца 1940-х — начала 1950-х гг. / Е. С. Забавникова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/108/5813/ (дата обращения: 25.04.2024).

«К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15): к вопросу о публикациях архиепископа Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) «В защиту мира» в «Журнале Московской Патриархии» конца 1940-х — начала 1950-х гг.

Вскоре после окончания Второй мировой войны в результате глубоких изменений в международной обстановке зародилось движение сторонников мира. Начало объединению борцов за мир в международном масштабе было положено созывом Всемирного конгресса деятелей культуры в защиту мира, состоявшегося в августе 1948 в г. Вроцлав (Польша) по инициативе передовых представителей французской, польской и советской интеллигенции [1].

20 сентября 1947 года М. Шолохов, А. Фадеев и другие писатели опубликовали открытое письмо «С кем вы, американские мастера культуры?», в котором звучал призыв предотвратить угрозу термоядерной войны, стать глашатаями идей мира, не допустить распространения милитаристских идей. Публицистические статьи в защиту мира, принадлежавшие перу И. Эренбурга, Л. Леонова, Б. Горбатова, К. Симонова и других советских писателей, публиковались в «Правде», «Известиях». С 1948 г. в центральных советских изданиях появлялись подробные отчеты о всемирных конгрессах и всемирных конференциях, всесоюзных форумах борцов за мир, компаниях в защиту мира. В печати были опубликованы «Воззвание Конгресса народов в защиту мира», итоги сбора подписей под стокгольмским «Воззванием о защите мира» и другие документы [2, с. 153–154]. В газетных публикациях раскрывался агрессивный характер военных блоков стран Западной Европы и Америки. Большое место на страницах газет отводилось сообщениям о ядерном противостоянии двух блоков — США с их союзниками и СССР. «Холодные» отношения двух политических противников выражались в гонке вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне.

«Журнал Московской Патриархии», возобновивший свою печать 12 сентября 1943 года с разрешения генсека ЦК ВКП(б) И. Сталина, так же поддерживал идеологическое направление и тематику публикаций советской прессы. В 1947 году даже появилась дополнительная рубрика «В защиту мира». М. А. Поповский — первый биограф архиепископа Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) — так вспоминает об официальном печатном органе Московской Патриархии в период холодной войны: «В те годы я, журналист, даже не слыхал о “Журнале Московской Патриархии”. На него ни подписаться было нельзя, ни купить его было невозможно. Да это и не нашего ума дело было — большая политика. Тридцать лет спустя беру подшивку ЖМП за 1946–1947 гг. Листаю. О чем же они тогда писали? Да все о том же. Половина каждого номера — речи в защиту мира, политические выпады против “врагов мира”, описание торжественных форумов… И среди авторов — архиепископ Лука. Впрочем, его только по подписи и узнаешь, стиль сочинений преосвященного нипочем не отличишь от стиля партийной прессы» [3, с. 405]. Соглашаясь с мнением биографа, мы все же подчеркнем, что этим «миротворческим» статьям присущ особый религиозный дух, публикации наполнены искренними переживаниями профессора-архиепископа, подчеркивается его особое христианское отношение к официальной советской идеологии. В период с 1948 г. по 1951 г. их было опубликовано всего четыре.

«К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15) — так называлась его первая «миротворческая» статья. В ней архиепископ Лука постарался дать общую характеристику политической ситуации во всем мире. Он оценивает деятельность Советского Союза в контексте политических отношений между странами Западной Европы и США. В статье Войно-Ясенецкого мы можем увидеть, как сакральный сюжет помогает обратиться к важным проблемам современности. Вспоминая библейскую историю о «буйно-помешанном Навуходоносоре», «наказанном Богом за гордость и превозношение», о бледном и дрожащем Валтасаре, который следил «за невидимой рукой, пишущей на стене таинственные слова», об ангеле Господнем, истребившем «185 тысяч ассирийского войска, хотевшего овладеть Иерусалимом», публицист обращается к американцам и англичанам — «простым людям», «среди которых не малое число людей знает наизусть всю Библию» и которые в миллионной массе способны противостоять «своим милитаристам», дабы они не осуществили свои «кровавые планы» [4, с. 62].

Если вспомнить, что одним из главных составляющих «холодной» конфронтации западных стран и СССР была идеология — глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями, — то становится понятно, почему профессор-архиепископ так много внимания в своих статьях уделяет рассуждению о коммунизме, защищает социализм как общественный строй. В названной публикации мыслитель называет причины «холодной войны»: стремление Америки к экономическому и политическому господству над миром, но «это не единственный мотив их решимости прибегнуть к атомным бомбам. Еще важнее их страх перед неотвратимо надвигающимся социализмом и коммунизмом». «Только этим страхом можно объяснить тот факт, что правительство, считающее себя самым демократическим, всеми силами поддерживает самые антидемократические, и даже фашистские правительства других стран» [Там же]. Но, по словам архиерея-публициста, коммунизм идет дальше демократии, включает ее в себя, и поэтому многие люди «находят в коммунизме правду, как они ее понимают», такое «избавление от социальных зол, какого ищут», и поэтому бессмысленно надеяться на атомные бомбы и угрожать искоренить коммунизм кровопролитием. Архиепископ Лука также делает своеобразный реверанс перед советским руководством в следующем текстовом пассаже: «Прежде всего мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством <…>. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в ее внутренние дела (подчеркнуто нами — Е. З.). Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма, но это не мешает нам видеть все то доброе, полное великой социальной правды, что дал нам наш новый государственный строй, и с чистым сердцем приветствовать его. <…>. А тем, кто готовит против нас атомные бомбы, скажем мы: “Позор для христианского мира <…>”» [Там же]. Был ли мыслитель искренен в своих рассуждениях? Думается — вполне. М. А. Поповский по этому поводу пишет: «Ведь он не искал личных выгод? Не искал. Его и поймали на другом. Двадцать лет кряду силен был профессор-епископ единым принципом: “Что хорошо для Церкви, то хорошо и для меня”. Во имя этой идеи — хоть на смерть <…>. Уверовал он: началась эпоха справедливости, власть, возлюбившая церковь <…>. А коли так, то всеми силами надо послужить этой власти, стране, Сталину <…>. Политические жесты вождя вызвали у Луки Войно-Ясенецкого некое искривление зеркала жизни <…>. Талантливый хирург Войно-Ясенецкий интересовал Сталина не больше прошлогоднего снега, но профессор-епископ — фигура, которую легко можно приспособить для политических целей (“Что вы там говорите о несвободе религии в СССР?”) — это уже товар, такого надо приласкать» [3, с. 381].

Завершая свою первую статью «в защиту мира», архиепископ Лука вновь апеллирует к Священному Писанию, цитируя Апостола Павла: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 14–15)» [4, с. 63].

По поводу этой статьи архиепископ Лука писал сыну Михаилу: «В октябре (1947 г.) получил от редакции ЖМП срочную телеграмму с просьбой написать для 12 и 1 № № журнала две статьи о поджигателях войны. Было ясно, что заказ исходит от Карпова, и я был в затруднении: писать вовсе не хотелось, но и отказать было трудно. Явно основывались на том, что меня усиленно пропагандировали заграницей, и им нужно было мое имя. Скрепя сердце, послал две статьи, из которых вторая гораздо лучше, не была пропущена цензурой. Получив об этом сообщение, я отказался от печатания первой. Получил телеграмму: “Огорчены Вашим ультиматумом, не можем ставить условия руководству, просим согласиться печатание первой статьи”. Я ответил: “Соглашаюсь в последний раз”» [Цит. по: 3, с. 502].

Также Патриарх Алексий I писал архиепископу Луке об этой же статье следующее: «А по поводу Вашей статьи была громовая статья в заграничной прессе (эмигрантская газета «Русская мысль», Париж) [5], где Вас обвиняли в “коммунистическом вранье” и во многих других тяжких грехах… Видите, как трудно угодить всем и каждому!» [6, с. 230].

Сталинский мир прочно приковал архиепископа Луку к пропагандистской колеснице. Об этом свидетельствуют и последующие в 1950–1951 гг. три статьи: «Защитим мир служением добру!», где Войно-Ясенецкий рассуждает о «содействии всему доброму и справедливому в великой борьбе народов за правду общественных и международных отношений» [7, с. 32–33]; в речи «Ко второму всемирному конгрессу сторонников мира» ясно прослеживается авторская позиция по отношению к врагам мира и, в частности, коммунистическим идеям: «Этот огонь праведного гнева сотен миллионов добрых людей да устрашит сердца поджигателей войны, а тепло любви вашей к миру, сострадания к несчастным жертвам алчной агрессии пусть растопит оледеневшие сердца тех, чьи уста не страшатся говорить: “Пусть горит мир, но погибнет коммунизм!”» [8, с. 17–18]; «Размышление о правде и лжи. (К первой сессии всемирного совета мира)», где автор гневно рассуждает о «лживом и кровавом» заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Лейк-Саксессе [9, с. 8–12].

Однако, несмотря на надежды церковных иерархов и их сотрудничество с государством, советская власть незаметно определила новую послевоенную политику по отношению к Церкви. В 1947 году, впервые после войны, «Комсомольская правда» разъяснила своим читателям, что религиозность несовместима с членством в комсомоле. А Большая Советская Энциклопедия в новом томе, посвященном СССР, дала официальную справку: «Разрешая свободу культов, коммунистическая Партия Советского Союза никогда не изменяла своего отрицательного отношения к религии вообще» [Цит. по: 3, с. 419].

М. А. Поповский в своей книге описал эту ситуацию следующим образом: «Только руководители Православной Церкви и “Журнал Московской Патриархии” молчали <…>. Те, наверху, могли по-прежнему и беспрепятственно “бороться за мир” и препираться с “империалистическим наймитом” <…>. Публичные же проклятия в газетах и по радио предназначались для простых людей, для тех, кто надеялся совместить свою веру с государственной службой, хождение в церковь с пребыванием в институте, молитву с комсомольским билетом. Им, рядовым, в достаточно угрожающем тоне предложили выбирать. Что есть выборы по-советски — они знали», поэтому не трудно было «угадать, какое решение приняли миллионы вчерашних прихожан» [Там же].

В 1954 году закончилось сотрудничество архиепископа Луки с официальным печатным органом Русской Православной Церкви. Когда Войно-Ясенецкий пожаловался, что «Журнал» не публикует его проповеди, Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов ответил: «Вы там у себя в Симферопольском Соборе мутите воду, ну и мутите, а на международную арену мы вас не выпустим» [Там же, с. 462].

Рассматривая его публицистическую деятельность, можно сказать, что, с одной стороны, его статьи политически конъюнктурны, но, с другой стороны, взгляд архиепископа Луки на государственные порядки преломлялся через призму православия, он оценивал ситуацию с позиции верующего человека, богослова и архипастыря, основной задачей которого является проповедничество.

Литература:

  1. Движение сторонников мира [Электронный ресурс] // Советская историческая энциклопедия (1937–1982 гг.). URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/5194 (дата обращения: 08.04.2014).
  2. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917–90-е гг.): учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1999. 304 с.
  3. Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Tenafly, N. J.: HERMITAGE PUBLISHERS, 1996. 562 с.
  4. Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. К миру призвал Господь (1 Кор. 7, 15) // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 61–64.
  5. Крюков-Ангорский Н. Но избави нас от лукавого (открытое письмо Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому) // Русская мысль. 1948. 2 июля. С. 3.
  6. Филимонов С. Б., протоирей Николай Доненко. «Секретно»: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-следственных органов: сб. док. Симферополь: Бизнес-Информ, 2004.
  7. Архиепископ Лука. Защитим мир служением добру! // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 5. C. 32–33.
  8. Архиепископ Лука. Ко второму всемирному конгрессу сторонников мира // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 11. С. 17–18.
  9. Архиепископ Лука. Размышление о правде и лжи. (К первой сессии всемирного совета мира) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 5. С. 8–12.
Основные термины (генерируются автоматически): архиепископ Лука, защита мира, Московская Патриархия, мир, СССР, Западная Европа, мировая война, официальный печатный орган, Советский Союз, США.

Похожие статьи

Роль плана Маршалла в холодной войне против СССР: причины...

СССР, Советский Союз, США, национальная безопасность, Европа, Восточная Европа, план, советская власть, Северная Корея, внешний мир.

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский Союз, американское общество.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому...

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский... Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну...

СССР, США, Восточная Европа, Англия, Советский Союз, Россия, Китай, Великобритания, ФРГ, холодная война. Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор... Главная тема — мир между Англией и Соединёнными Штатами.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский Союз, американское общество. Основные различия между британским и американским...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Русское Зарубежье сохранило всю палитру политического мира дореволюционной России.

2) Западно-Европейскую епархию Московской Патриархии.

В преддверии Первой мировой войны русское население составляло 12 % (300 тысяч человек) от общего числа жителей...

Международные отношения и внешняя политика СССР в первые...

СССР, Советский Союз, Европа, Восточная Европа, план, Западная Европа, США, холодная война, советское руководство, Гарвардский университет.

ФРГ, советский лидер, Советский союз, СССР, США, Западная Германия, Европа, ГДР, решение, американский президент.

Советско-американские отношения в послевоенный период

США, Советский Союз, СССР, Западная Европа, капиталистический мир, мир, Восточная Европа, Латинская Америка, Северная Корея, западный мир. Международные отношения и внешняя политика СССР в первые...

Крах Версальско-Вашингтонгской системы: причины и последствия

СССР, ФРГ, Московский договор, Брандт, США, Европа, Советский Союз, восточная политика, отношение, Москва. Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Печатный орган Дальневосточного краевого комитета ВЛКСМ газета «Набат молодёжи» от 2 апреля 1928 г. в статье «Безбожники сильнее»

Официальные и полуофициальные сношения партии с попами недопустимы.

2) Западно-Европейскую епархию Московской Патриархии.

Похожие статьи

Роль плана Маршалла в холодной войне против СССР: причины...

СССР, Советский Союз, США, национальная безопасность, Европа, Восточная Европа, план, советская власть, Северная Корея, внешний мир.

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский Союз, американское общество.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому...

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский... Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну...

СССР, США, Восточная Европа, Англия, Советский Союз, Россия, Китай, Великобритания, ФРГ, холодная война. Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор... Главная тема — мир между Англией и Соединёнными Штатами.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

США, Англия, война, СССР, общественное мнение, Штат, Европа, мировая война, Советский Союз, американское общество. Основные различия между британским и американским...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Русское Зарубежье сохранило всю палитру политического мира дореволюционной России.

2) Западно-Европейскую епархию Московской Патриархии.

В преддверии Первой мировой войны русское население составляло 12 % (300 тысяч человек) от общего числа жителей...

Международные отношения и внешняя политика СССР в первые...

СССР, Советский Союз, Европа, Восточная Европа, план, Западная Европа, США, холодная война, советское руководство, Гарвардский университет.

ФРГ, советский лидер, Советский союз, СССР, США, Западная Германия, Европа, ГДР, решение, американский президент.

Советско-американские отношения в послевоенный период

США, Советский Союз, СССР, Западная Европа, капиталистический мир, мир, Восточная Европа, Латинская Америка, Северная Корея, западный мир. Международные отношения и внешняя политика СССР в первые...

Крах Версальско-Вашингтонгской системы: причины и последствия

СССР, ФРГ, Московский договор, Брандт, США, Европа, Советский Союз, восточная политика, отношение, Москва. Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Печатный орган Дальневосточного краевого комитета ВЛКСМ газета «Набат молодёжи» от 2 апреля 1928 г. в статье «Безбожники сильнее»

Официальные и полуофициальные сношения партии с попами недопустимы.

2) Западно-Европейскую епархию Московской Патриархии.